Решение по делу № 33а-23/2019 от 26.11.2018

Судья: Грищенко Э.Н. Дело № 33а-23/2019 (33а-15112/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2019 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сказочкина В.Н.,

судей – Вачковой И.Г., Пияковой Н.А.,

при секретаре – Ивановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 октября 2018 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара – Борзенкова А.А. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сергеева В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.07.2018 № РД-1114 ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 300 кв.м., принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , и прилегающего к нему земельного участка площадью 299 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, поскольку из перераспределяемого земельного участка указанной площадью возможно образование самостоятельного земельного участка путем увеличения до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом Правил застройки и землепользования в городе Самаре. Сергеева В.Н. полагает отказ департамента незаконным, нарушающим ее права, поскольку принадлежащий ей земельный участок площадью 300 кв.м. и прилегающий земельный участок площадью 299 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, являются единым, права и законные интересы иных лиц использованием спорного земельного участка не нарушены, поэтому она вправе приобрести его путем перераспределения земельных участков.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Сергеева В.Н. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.07.2018 № РД-1114 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать административного ответчика вынести распоряжение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 08 октября 2018 года требования Сергеевой В.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.07.2018 № РД-1114 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Сергеевой В.Н. о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в частной собственности.

В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства городского округа Самара - Борзенков А.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Сергеева В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.

Выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие существенные нарушения норм материального права допущены судом первой инстанции.

Удовлетворяя административный иск Сергеевой В.Н. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.07.2018 № РД-1114, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом распоряжении административный ответчик не указал, какому требованию не соответствуют перераспределяемые земельные участки и какие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков им в данном случае применены.

Судом первой инстанции также принято во внимание, что представитель ответчика в судебном заседании при предъявленной схеме расположения земельного участка, публичной карте не смогла указать из какой площади, где именно и каким образом возможно образовать самостоятельный земельный участок, пути доступа к нему, не представлены доказательства, подтверждающие, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, из которых возможно сформировать самостоятельный участок большей площадью с учетом предельных размеров.

Вместе с тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 300 кв.м., принадлежащий Сергеевой В.Н. на праве собственности, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , и прилегающий к нему земельный участок площадью 299 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, находятся в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61.

Пунктом 5 статьи 30 названных Правил установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры застройки в территориальной зоне Ж-1 (зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами).

Предельный минимальный размер земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, составляет 300 кв.м.

Согласно представленным документам и топографическим материалам Департамента градостроительства городского округа Самара, а также в соответствии с Законом Самарской области от 22.02.2005 № 61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области», Законом Самарской области от 18.05.2015 № 53-ГД «Об установлении границ внутригородских районов городского округа Самара Самарской области», рассматриваемый земельный участок входит в границы городского округа Самара и располагается в границах Красноглинского внутригородского района.

Согласно топографическим материалам департамента (М 1:500), а также сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, путем увеличения площади испрашиваемого административным истцом земельного участка с 299 кв.м. до 300 кв.м. и более с доступом на территорию общего пользования.

При этом фактическое использование иными лицами смежного земельного участка без правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, не свидетельствует о невозможности формирования самостоятельного земельного участка путем увеличения площади испрашиваемого земельного участка за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, подлежащий перераспределению земельный участок может быть образован самостоятельно без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.

Принимая оспариваемое распоряжение от 16.07.2018 № РД-1114 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», Департамент градостроительства городского округа Самара исходил из положений пп. 9 п. 9 ст. 39.29, ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 июня 2017 г. № 1266-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шуляева В.Н. на нарушение его конституционных прав подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации» указал, что оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки). Оспариваемое законоположение не содержит какой-либо неопределенности и не ограничивает права граждан по распоряжению земельными участками, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Принимая во внимание, что отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков основан на положениях пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду возможности образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства, основания для признания незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.07.2018 № РД-1114 отсутствовали. При этом права Сергеевой В.Н. оспариваемым распоряжением не нарушены, поскольку оно не ограничивает ее право на приобретение земельного участка в ином предусмотренном земельным законодательством порядке.

Приведенные выше обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении заявленных административным истцом требований.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.07.2018 № РД-1114 и возложении обязанности возобновить работу по заявлению Сергеевой В.Н. о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Сергеевой В.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 октября 2018 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Сергеевой В.Н. к Департаменту градостроительства городского округа Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -

33а-23/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сергеева В.Н.
Ответчики
Департамент градостроительства г.Самара
Другие
Инжеваткина Е.М.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
26.11.2018[Адм.] Передача дела судье
18.12.2018[Адм.] Судебное заседание
15.01.2019[Адм.] Судебное заседание
22.01.2019[Адм.] Судебное заседание
22.06.2020Передача дела судье
22.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020Передача дела судье
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передача дела судье
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее