Решение по делу № 2-2928/2024 от 28.03.2024

Производство № 2-2928/2024 <***>

Дело № 66RS0003-01-2024-001768-98

мотивированное решение изготовлено 08.07.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 01.07.2024

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Поликарповой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Юлии Владимировнык Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, признании права на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Попова Ю. В. обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, признании права на пенсию.

В обосновании иска указано, что Попова Ю. В. работала в сфере педагогической деятельности, начиная, согласно трудовой книжки, с 09.10.1995.

27.10.2023 Попова Ю. В. обратилась за назначением досрочной страховойпенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,независимо от их возраста.

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской областивынесено решение №804922/23 об отказе в установлении пенсии, так как не зачтены встаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

1) с 29.01.2004 по 31.12.2005 Муниципальное образовательное учреждение длядетей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи«Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис», должностьУчитель - логопед

2) с 01.01.2006 по 14.06.2007, с 15.06.2007 по 08.07.2007, с 21.07.2007 по 31.07.2007, с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» с 28.01.2009 Муниципальноедошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга», с25.01.2011 Муниципальное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида «ЦентрРадуга», должность Учитель– логопед.

Полагая решение ответчика необоснованным, истец обратилась в суд, просила:

1. признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области № 804922/23 об отказе в установлении пенсии незаконным;

2. включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соотв. с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», период работ:

- с 29.01.2004 по 31.12.2005 в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся, в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис», должность Учитель - логопед;

- с 01.01.2006 по 14.06.2007, с 15.06.2007 по 08.07.2007, с 21.07.2007 по 31.07.2007, с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» с 28.01.2009 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга», с 25.01.2011 Муниципальное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга», должность Учитель – логопед;

3. обязать назначить страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», с учетом включенных периодов.

4. взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области в пользу истца судебные расходы в размере 48 000 рублей.

Впоследующем, истец, уточнив иск (л.д. 105), требования иска поддержала только в части, просила:

1. признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области № 804922/23 об отказе в установлении пенсии незаконным;

2. включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» период работ:с 29.01.2004 по 31.12.2005 в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся, в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис», должность Учитель – логопед.

3. обязать назначить страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», с учетом включенных периодов.

4. взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области в пользу истца судебные расходы в размере 48 000 рублей.

В судебном заседании истец Попова Ю. В., ее представитель Антипов Е. И. требования уточненного иска поддержали.

Представитель ответчика Мухачев А. А. в судебном заседании против иска по доводам отзыва (л.д. 79-82), а также дополнений к нему, приобщенных в судебном заседании, возразил, указав, что за спорный период работодатель не отчитался за истца кодом льготной работы, в связи с чем, в отсутствие уточняющих справок от работодателя, оснований для включения данного периода в стаж не имеется.

Представитель третьего лица Муниципальное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "м" п. 1 которого предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, начиная с 01 января 2002 г., применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии спп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данным Списком в разделе "Наименование должности" поименованы учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным процессом), а в разделе "Наименование учреждений" - школы всех наименований.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работыв должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Таким образом, одним из условий для включения в стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применительно к рассматриваемому спору является занятость работника в должностях и в учреждениях, поименованных в Списках, а также выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в периоды, имевшие место с 01 сентября 2000 г.

В силу ч. 1 ст. 333 Трудового Кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Так, судом установлено, что 27.10.2023 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 55-59).

Решением № 804922/23 от 15.01.2024 (л.д.63-65) истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа. Стаж истца на соответствующих видах работ составил на 27.10.2023 - 23 года 10 месяцев 16 дней.

Истец полагает, что ответчиком безосновательно исключен из специального стажа период работы с 29.01.2004 по 01.11.2004.

Согласно доводам ответчика в спорный период работы работодатель не отчитался соответствующими сведениями о работе истца – не проставил код льготы.

Так, судом из трудовой книжки установлено, что в период работы с 29.01.2004 по 01.11.2004 истец была трудоустроена в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис» в должности учителя – логопеда (л.д. 37-39).

Согласно сведениям СЗИ-НВП (л.д. 49-53) данный период учтен у истца в общем страховом стаже, однако при исчислении стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», данный период не отражен кодом льготы.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйств"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Принимая во внимание, что требования заявлены о включении периода с 29.01.2004 по 01.11.2004, то оценка прав истца осуществляется с применением Списока должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Уставом МЦ "Холис" (приобщено в судебном заседании) учреждение создано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с целью оказания помощи семье в воспитании детей и подростков, имеющих проблемы в обучении и личностном развитии. Центр был ранее зарегистрирован Управлением государственной регистрации Администрации города Екатеринбурга как Муниципальное учреждение дополнительного образования г. Екатеринбурга "Центр медико-психологической и социальной помощи населению "Холис" (п. 1.1.); организационно-правовая форма - муниципальное учреждение. Тип - образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Вид - Центр психолого-медико-социального сопровождения. В силу п. 2.1. Устава основными задачами Центра являются: объективная психолого-педагогическая диагностика особенностей развития и подростков; коррекция познавательной сферы и поведения детей и подростков на всех этапах дошкольного, школьного детства и последующих этапов формирования личности; осуществление психолого-педагогической, юридической помощи детям и подросткам, осуществление психолого-медико-социального сопровождения детей групп риска с активизацией воспитательного потенциала. Как указано в п. 2.2. Устава основными направлениями в деятельности Центра являются: организация образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков, осуществление коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Педагогические работники Центра имеют право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью (п. 7.7.)

Центр реализует программы дополнительного образования, программы специального (коррекционного) образования, оказывает платные дополнительные образовательные и медицинские услуги на договорной основе (п. 2.3.); в центр принимаются дети и подростки до 18 лет (п. 3.2.), осуществляет образовательный процесс в период с 01 сентября по 30 июня. Продолжительность учебного года - не более 32 недель для детей дошкольного возраста, не более 34 недель для детей и подростков 7 - 18 лет (п. 3.7); количество и последовательность занятий определяются расписанием учебных занятий (п. 3.8.). Центр осуществляет образовательную и медицинскую деятельность на безвозмездной основе.

Вышеуказанные положения, регламентирующие правовой статус и деятельность Центра, не противоречат Типовому положению об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 867), регулирующим образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждены тарифно-квалификационные характеристики должности "учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед)", согласно которым в должностные обязанности учителя-логопеда, входят: организация и осуществление учебно-коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими отклонения в развитии; обследование обучающихся (воспитанников, детей), определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта; комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников, детей): проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работа в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещение занятий и уроков; консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; использование в работе данных медицинского обследования обучающихся (воспитанников, детей) врачами-специалистами; поддержание постоянной связи с медицинскими работниками образовательного учреждения; принятие активного участия в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников, детей).

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены в пункте 1 раздела "Наименование должностей" должности учителя-логопеда, а в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе центрах психолого-медико-социального сопровождения.

Именно в таком учреждении для детей и осуществлялась педагогическая деятельность истца в качестве учителя-логопеда.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Для учителя-логопеда установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 20 часов в неделю (п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").

Таким образом, юридически значимым обстоятельство, суд при установленных данных, полагает необходимым установить факт выполнения истцом работы за ставку заработной платы.

Между тем, согласно ответа на судебный запрос (л.д. 113) правопреемникМуниципального учреждения дополнительного образования г. Екатеринбурга "Центр медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» – МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» сведениями о характере работы истца в спорные периоды не располагает, причину отсутствия кода льготы пояснять не могут, расчетных листов не имеется.

Из МКУ Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения образовательных учреждений г. Екатеринбурга следует, что (л.д. 91) Попова Ю. В. работала в ГУМЦ медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» учителем-логопедом (подразделение КДО - опорно-двигательный аппарат), с 29.01.2004 (приказ от 29.01.2004, № 5-к). Начисления заработной платы, согласно лицевым счетам, производились по октябрь 2004 года. В ноябре 2004 года начислен больничный лист (дородовый и послеродовый). С декабря 2004 года никаких начислений не было. В деле «Лицевые счета работников МЦ «Холмс» за 2005 год лицевой счет Поповой Ю. В. отсутствуют.Приказы по личному составу организации в архив не передавались.Согласно просмотренных документов (штатное расписание, лицевые счета) подтвердить сведения о норме рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, не представляется возможным.

Представленная в судебном заседании выписка по лицевому счету не свидетельствует о выработке ставки за заработную плату.

Соответственно, суд полагает, что условия включения данного периода в стаж отсутствуют. Требования в данной части подлежат отклонению. Ссылка на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 13.03.2019 по иску Мошкиной О. В. не может быть принята во внимание, поскольку из текста судебного акта следует, что правопреемник Муниципального учреждения дополнительного образования г. Екатеринбурга "Центр медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» – МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» представил справку о работе за ставку заработной платы.

Поскольку истец от требований, заявленных в первоначальном иске не отказался, то при оценке требований о включении периода с 02.11.2004 по 31.12.2005, суд, принимая во внимание, что истец с 01.11.2005 находился в отпуске по уходу за ребенком, считает необходимым отметить, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий стаж и в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и СПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Согласно Разъяснениям Госкомтруда от 29 ноября 1989 г. N 23/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.При исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не подлежит зачету в специальный стаж работы по специальности, поскольку определяется за пределами 06.10.1992.

Период работы с 15.06.2007 по 08.07.2007, с 21.07.2007 по 31.07.2007 в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка -детский сад «Радуга» не подлежит включению в страховой стаж, поскольку согласно уточняющей справки от 26.11.2021 №303 МКУ Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения образовательных учреждений города Екатеринбурга содержит сведения, что с 15.06.2007 истец вышла из декретного отпуска, с нагрузкой 0,5 ставки учителя логопеда. С 01.08.2007 увеличена нагрузка до 1,5 ставки учителя- логопеда. Соответственно, истец в период с 15.06.2007 по 01.08.2007 не выполняла норму рабочего времени (педагогическая или учебная нагрузка).

Период работы с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» не подлежит включению в страховой стаж.

Согласно записи в трудовой книжке №10 Истец с 01.01.2006 работает учителем логопедом в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка - детский сад «Радуга».

Период работы с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 не подлежит включению в стаж, поскольку согласно выписки из ИЛС истец находилась в отпуске без сохранения средней заработной платы, что прямо исключает право истца на включение данных периодов в специальный стаж.

Согласно пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Частью 1.1. статьи 30 Закона о страховых пенсиях закреплено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Приложением 7 к Закону о страховых пенсиях установлены следующие сроки назначения пенсии.

Таким образом, гражданам, которые приобрели право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в переходные периоды:

- 2021 год пенсия может быть назначена - через 36 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию в 2021 году.

- 2022 год пенсия может быть назначена - через 48 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию в 2022 году.

- 2023 год пенсия может быть назначена - через 60 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию в 2023 году.

С учетом оспариваемого периода работы, основания для признания права на пенсию с 09.03.2024 отсутствуют.

На день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости у истца стаж, необходимый для назначения пенсии по пункту 19 части 1 ст.30 Закона о страховых пенсиях отсутствует.

В связи с чем, требования иска в части признания за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии с 09.03.2024 подлежат отклонению.

Поскольку требования иска отклонены в полном объеме, то основания для возложения на ответчика судебных расходов в размере 48000 рублей отсутствуют.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывает, что у сторон в судебном заседании не возникло дополнений при рассмотрении дела по существу, сторонам было разъяснено бремя доказывания, был установлен процессуальный срок для представления доказательств в соответствии с положениями ст.ст. 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Поповой Юлии Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, признании права на пенсию, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> Е. В. Самойлова

Производство № 2-2928/2024 <***>

Дело № 66RS0003-01-2024-001768-98

мотивированное решение изготовлено 08.07.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 01.07.2024

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Поликарповой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Юлии Владимировнык Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, признании права на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Попова Ю. В. обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, признании права на пенсию.

В обосновании иска указано, что Попова Ю. В. работала в сфере педагогической деятельности, начиная, согласно трудовой книжки, с 09.10.1995.

27.10.2023 Попова Ю. В. обратилась за назначением досрочной страховойпенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,независимо от их возраста.

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской областивынесено решение №804922/23 об отказе в установлении пенсии, так как не зачтены встаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

1) с 29.01.2004 по 31.12.2005 Муниципальное образовательное учреждение длядетей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи«Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис», должностьУчитель - логопед

2) с 01.01.2006 по 14.06.2007, с 15.06.2007 по 08.07.2007, с 21.07.2007 по 31.07.2007, с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» с 28.01.2009 Муниципальноедошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга», с25.01.2011 Муниципальное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида «ЦентрРадуга», должность Учитель– логопед.

Полагая решение ответчика необоснованным, истец обратилась в суд, просила:

1. признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области № 804922/23 об отказе в установлении пенсии незаконным;

2. включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соотв. с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», период работ:

- с 29.01.2004 по 31.12.2005 в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся, в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис», должность Учитель - логопед;

- с 01.01.2006 по 14.06.2007, с 15.06.2007 по 08.07.2007, с 21.07.2007 по 31.07.2007, с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» с 28.01.2009 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга», с 25.01.2011 Муниципальное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга», должность Учитель – логопед;

3. обязать назначить страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», с учетом включенных периодов.

4. взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области в пользу истца судебные расходы в размере 48 000 рублей.

Впоследующем, истец, уточнив иск (л.д. 105), требования иска поддержала только в части, просила:

1. признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области № 804922/23 об отказе в установлении пенсии незаконным;

2. включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» период работ:с 29.01.2004 по 31.12.2005 в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся, в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис», должность Учитель – логопед.

3. обязать назначить страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», с учетом включенных периодов.

4. взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области в пользу истца судебные расходы в размере 48 000 рублей.

В судебном заседании истец Попова Ю. В., ее представитель Антипов Е. И. требования уточненного иска поддержали.

Представитель ответчика Мухачев А. А. в судебном заседании против иска по доводам отзыва (л.д. 79-82), а также дополнений к нему, приобщенных в судебном заседании, возразил, указав, что за спорный период работодатель не отчитался за истца кодом льготной работы, в связи с чем, в отсутствие уточняющих справок от работодателя, оснований для включения данного периода в стаж не имеется.

Представитель третьего лица Муниципальное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида «Центр Радуга» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подпунктом "м" п. 1 которого предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, начиная с 01 января 2002 г., применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии спп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данным Списком в разделе "Наименование должности" поименованы учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным процессом), а в разделе "Наименование учреждений" - школы всех наименований.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работыв должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Таким образом, одним из условий для включения в стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применительно к рассматриваемому спору является занятость работника в должностях и в учреждениях, поименованных в Списках, а также выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в периоды, имевшие место с 01 сентября 2000 г.

В силу ч. 1 ст. 333 Трудового Кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Так, судом установлено, что 27.10.2023 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 55-59).

Решением № 804922/23 от 15.01.2024 (л.д.63-65) истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа. Стаж истца на соответствующих видах работ составил на 27.10.2023 - 23 года 10 месяцев 16 дней.

Истец полагает, что ответчиком безосновательно исключен из специального стажа период работы с 29.01.2004 по 01.11.2004.

Согласно доводам ответчика в спорный период работы работодатель не отчитался соответствующими сведениями о работе истца – не проставил код льготы.

Так, судом из трудовой книжки установлено, что в период работы с 29.01.2004 по 01.11.2004 истец была трудоустроена в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Екатеринбургский центр психолого-медико-социального сопровождения «Холис» в должности учителя – логопеда (л.д. 37-39).

Согласно сведениям СЗИ-НВП (л.д. 49-53) данный период учтен у истца в общем страховом стаже, однако при исчислении стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», данный период не отражен кодом льготы.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйств"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Принимая во внимание, что требования заявлены о включении периода с 29.01.2004 по 01.11.2004, то оценка прав истца осуществляется с применением Списока должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Уставом МЦ "Холис" (приобщено в судебном заседании) учреждение создано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с целью оказания помощи семье в воспитании детей и подростков, имеющих проблемы в обучении и личностном развитии. Центр был ранее зарегистрирован Управлением государственной регистрации Администрации города Екатеринбурга как Муниципальное учреждение дополнительного образования г. Екатеринбурга "Центр медико-психологической и социальной помощи населению "Холис" (п. 1.1.); организационно-правовая форма - муниципальное учреждение. Тип - образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Вид - Центр психолого-медико-социального сопровождения. В силу п. 2.1. Устава основными задачами Центра являются: объективная психолого-педагогическая диагностика особенностей развития и подростков; коррекция познавательной сферы и поведения детей и подростков на всех этапах дошкольного, школьного детства и последующих этапов формирования личности; осуществление психолого-педагогической, юридической помощи детям и подросткам, осуществление психолого-медико-социального сопровождения детей групп риска с активизацией воспитательного потенциала. Как указано в п. 2.2. Устава основными направлениями в деятельности Центра являются: организация образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков, осуществление коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Педагогические работники Центра имеют право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью (п. 7.7.)

Центр реализует программы дополнительного образования, программы специального (коррекционного) образования, оказывает платные дополнительные образовательные и медицинские услуги на договорной основе (п. 2.3.); в центр принимаются дети и подростки до 18 лет (п. 3.2.), осуществляет образовательный процесс в период с 01 сентября по 30 июня. Продолжительность учебного года - не более 32 недель для детей дошкольного возраста, не более 34 недель для детей и подростков 7 - 18 лет (п. 3.7); количество и последовательность занятий определяются расписанием учебных занятий (п. 3.8.). Центр осуществляет образовательную и медицинскую деятельность на безвозмездной основе.

Вышеуказанные положения, регламентирующие правовой статус и деятельность Центра, не противоречат Типовому положению об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 867), регулирующим образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждены тарифно-квалификационные характеристики должности "учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед)", согласно которым в должностные обязанности учителя-логопеда, входят: организация и осуществление учебно-коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими отклонения в развитии; обследование обучающихся (воспитанников, детей), определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта; комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников, детей): проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; работа в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещение занятий и уроков; консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; использование в работе данных медицинского обследования обучающихся (воспитанников, детей) врачами-специалистами; поддержание постоянной связи с медицинскими работниками образовательного учреждения; принятие активного участия в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников, детей).

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены в пункте 1 раздела "Наименование должностей" должности учителя-логопеда, а в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе центрах психолого-медико-социального сопровождения.

Именно в таком учреждении для детей и осуществлялась педагогическая деятельность истца в качестве учителя-логопеда.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Для учителя-логопеда установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 20 часов в неделю (п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").

Таким образом, юридически значимым обстоятельство, суд при установленных данных, полагает необходимым установить факт выполнения истцом работы за ставку заработной платы.

Между тем, согласно ответа на судебный запрос (л.д. 113) правопреемникМуниципального учреждения дополнительного образования г. Екатеринбурга "Центр медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» – МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» сведениями о характере работы истца в спорные периоды не располагает, причину отсутствия кода льготы пояснять не могут, расчетных листов не имеется.

Из МКУ Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения образовательных учреждений г. Екатеринбурга следует, что (л.д. 91) Попова Ю. В. работала в ГУМЦ медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» учителем-логопедом (подразделение КДО - опорно-двигательный аппарат), с 29.01.2004 (приказ от 29.01.2004, № 5-к). Начисления заработной платы, согласно лицевым счетам, производились по октябрь 2004 года. В ноябре 2004 года начислен больничный лист (дородовый и послеродовый). С декабря 2004 года никаких начислений не было. В деле «Лицевые счета работников МЦ «Холмс» за 2005 год лицевой счет Поповой Ю. В. отсутствуют.Приказы по личному составу организации в архив не передавались.Согласно просмотренных документов (штатное расписание, лицевые счета) подтвердить сведения о норме рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, не представляется возможным.

Представленная в судебном заседании выписка по лицевому счету не свидетельствует о выработке ставки за заработную плату.

Соответственно, суд полагает, что условия включения данного периода в стаж отсутствуют. Требования в данной части подлежат отклонению. Ссылка на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 13.03.2019 по иску Мошкиной О. В. не может быть принята во внимание, поскольку из текста судебного акта следует, что правопреемник Муниципального учреждения дополнительного образования г. Екатеринбурга "Центр медико-психологической и социальной помощи населению «Холис» – МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» представил справку о работе за ставку заработной платы.

Поскольку истец от требований, заявленных в первоначальном иске не отказался, то при оценке требований о включении периода с 02.11.2004 по 31.12.2005, суд, принимая во внимание, что истец с 01.11.2005 находился в отпуске по уходу за ребенком, считает необходимым отметить, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий стаж и в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и СПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Согласно Разъяснениям Госкомтруда от 29 ноября 1989 г. N 23/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.При исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не подлежит зачету в специальный стаж работы по специальности, поскольку определяется за пределами 06.10.1992.

Период работы с 15.06.2007 по 08.07.2007, с 21.07.2007 по 31.07.2007 в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка -детский сад «Радуга» не подлежит включению в страховой стаж, поскольку согласно уточняющей справки от 26.11.2021 №303 МКУ Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения образовательных учреждений города Екатеринбурга содержит сведения, что с 15.06.2007 истец вышла из декретного отпуска, с нагрузкой 0,5 ставки учителя логопеда. С 01.08.2007 увеличена нагрузка до 1,5 ставки учителя- логопеда. Соответственно, истец в период с 15.06.2007 по 01.08.2007 не выполняла норму рабочего времени (педагогическая или учебная нагрузка).

Период работы с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» не подлежит включению в страховой стаж.

Согласно записи в трудовой книжке №10 Истец с 01.01.2006 работает учителем логопедом в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка - детский сад «Радуга».

Период работы с 09.07.2007 по 20.07.2007, с 04.02.2011 по 04.02.2011, с 19.03.2014 по 21.03.2014 не подлежит включению в стаж, поскольку согласно выписки из ИЛС истец находилась в отпуске без сохранения средней заработной платы, что прямо исключает право истца на включение данных периодов в специальный стаж.

Согласно пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Частью 1.1. статьи 30 Закона о страховых пенсиях закреплено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Приложением 7 к Закону о страховых пенсиях установлены следующие сроки назначения пенсии.

Таким образом, гражданам, которые приобрели право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в переходные периоды:

- 2021 год пенсия может быть назначена - через 36 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию в 2021 году.

- 2022 год пенсия может быть назначена - через 48 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию в 2022 году.

- 2023 год пенсия может быть назначена - через 60 месяцев после приобретения права на досрочную страховую пенсию в 2023 году.

С учетом оспариваемого периода работы, основания для признания права на пенсию с 09.03.2024 отсутствуют.

На день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости у истца стаж, необходимый для назначения пенсии по пункту 19 части 1 ст.30 Закона о страховых пенсиях отсутствует.

В связи с чем, требования иска в части признания за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии с 09.03.2024 подлежат отклонению.

Поскольку требования иска отклонены в полном объеме, то основания для возложения на ответчика судебных расходов в размере 48000 рублей отсутствуют.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывает, что у сторон в судебном заседании не возникло дополнений при рассмотрении дела по существу, сторонам было разъяснено бремя доказывания, был установлен процессуальный срок для представления доказательств в соответствии с положениями ст.ст. 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Поповой Юлии Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, признании права на пенсию, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> Е. В. Самойлова

2-2928/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Юлия Владимировна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области
Другие
МБДОУ Детский сад Компенсирующего вида «Центр Радуга»
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее