22RS0068-01-2022-007943-51
ДЕЛО № 2-791/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2023 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Наконечниковой И.В.
при секретаре: Крощенко И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гребеньковой Светланы Павловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Гребенькова С.П. обратилась в суд с иском к указанному ответчику, с учетом уточнения просит обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии, приняв во внимание справку о заработной плате №2 от 21.07.2021г.( 2021г.), выданную Баевским потребительским обществом, за период работы истца с мая 1985г. по август 1990г. включительно, с даты назначения пенсии, начиная с 09.05.2011г.
В обоснование требований указывает, что с 09.07.2011г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
27.02.2017г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом справок о заработной плате, выданных Администрацией Баевского района за период с августа по апрель 1992 год, и ООО «Бытовик» за период с июня 1993 года по август 1994 год. Данные справки не привели к увеличению размера пенсии, поскольку отношение заработков составило 0,822.
28.04.2017г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом справки о заработной плате, выданной архивным отделом администрации Романовского района Алтайского края за период с ноября 1996 года по январь 1997 года, которая также не привела к увеличению размера пенсии, так как соотношение заработков составило 0,434.
13.05.2021г. истец обратилась с заявлением о предоставлении информации о порядке начисления пенсии. Ответчиком с целью оказания содействия были направлены запросы об истребовании сведений о заработной плате за разные периоды работы истца с 1973 года по 2001 год. На основании справок, поступивших на запрос, ответчиком с 01.10.2021г. был произведен перерасчет пенсии истца на основании сведений о заработной плате за период с сентября 1988 года по июль 1994 год, отношение заработков составило 1,332. После перерасчета размер пенсии истца увеличился более чем на 2 000 руб.
Истец считает, что по вине ответчика в течение 10 лет она получала пенсию в меньшем размере, чем должна была получать при назначении пенсии, пенсия была рассчитана ответчиком по наименее выгодному для нее варианту.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен, в письменном отзыве на иск просила отказать в удовлетворения исковых требований.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон №400-ФЗ). Федеральный закон от 17.12.2002г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон №173-ФЗ) применяется при расчете размера пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 г. положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной формуле. При этом, согласно части 2 данной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
В пункте 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 предусмотрен расчетный размер трудовой пенсии, который определяется (в случае выбора застрахованного лица) по приведенной в норме формуле.
Истец является с 09.07.2011 получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
В соответствии с п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ при исчислении расчетного размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев (5 лет) подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Расчетный размер пенсии Гребеньковой С.П. по состоянию на 01.01.2002г. установлен ответчиком в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ и определяется умножением стажевого коэффициента за имеющийся общий трудовой стаж на отношение среднемесячного заработка пенсионера за установленный период к среднемесячной зарплате в стране за аналогичный период (в размере не свыше 1,2) и на среднюю заработную плату по стране с 01.07.2001г. по 30.09.2001г., утвержденную Правительством РФ (1671 руб.).
На основании статьи 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 340-1) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 173-ФЗ, действовавшего до 01.01.2015г., при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно части 3 статьи 18 Закона № 173-ФЗ необходимые для назначения, перерасчета размера трудовой пенсии документы в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении-
государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организаций могут у быть запрошены у заявителя.
С заявлением Гребеньковой С.П. о назначении трудовой пенсии от 09.07.2011г. трудовая книжка не представлена, периоды работы, за которые истцу установлено наибольшее отношение заработной платы с 03.05.1981г. по 30.07.1990г., с 31.07.1990г. по 10.08.1992г., с 25.06.1993г. по 29.08.1994г., при назначении с 09.07.2011г. в стаж не зачтены, документально не подтверждены.
Трудовая книжка от 12.12.1973 № АТ-У1 № представлена Гребеньковой
С.П. с заявлением о перерасчете размера пенсии от 11.11.2011г., на основании чего с
01.12.2011г. произведен перерасчет пенсии с учетом всех периодов, имеющихся в
трудовой книжке, в том числе периодов с 03.05.1981г. по 30.07.1990г., с 31.07.1990г. по
10.08.1992г., с 25.06.1993г. по 29.08.1994г., за которые позднее учтены сведения о
заработной плате.
При назначении пенсии учтена заработная плата по справке от 29.07.2011г.,
выданной ОВД по Баевскому району, за период с января 1976г. по апрель 1981г.
Отношение заработков составило 0,990 за период с 01.04.1976г. по 31.03.1981г..
27.02.2017г. Гребенькова С.П. обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом справок о заработной плате, выданных Администрацией Баевского района за период с августа 1990 года по апрель 1992 год, и ООО «Бытовик» за период с июня 1993 года по август 1994 год. Представленные справки не привели к увеличению размера пенсии, поскольку отношение заработков составило 0,822.
28.04.2017г. истец обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии с
учетом справки о заработной плате, выданной архивным отделом администрации
Романовского района Алтайского края за период с ноября 1996 по январь 1997.
Представленная справка также не привела к увеличению размера пенсии, так как
отношение заработков составило 0,434.
13.05.2021 Гребенькова С.П. обратилась с заявлением о предоставлении
информации о порядке начисления пенсии. Управлением ПФР в г. Барнауле с целью
оказания содействия были направлены запросы об истребовании сведений о
заработной плате за периоды работы с 04.12.1973г. по 31.12.1975г., с 03.05.1981г. по
30.07.1990г., с 09.09.1992г. по 11.02.1993г., с 18.01.1995г. по 29.01.1996г., с 20.08.1998г. по
01.12.2001г.
По поступившим на запрос справкам от 21.07.2021г. № и № о заработной плате истца за период с мая 1985 по август 1990, выданным Баевским районным потребительским обществом, а также другим справкам о заработной плате истца за период с сентября 1988 года по июль 1994 год, и заявлению Гребеньковой С.П. от 14.09.2021г. произведен перерасчет страховой пенсии по старости с 01.10.2021г. из отношения заработков 1,332, при максимально учитываемом 1,2.
Наиболее высокое соотношение сформировалось за период с сентября 1988 года по июль 1994 год, в том числе с учетом поступивших по запросу справок о заработной плате за период с мая 1985 года по август 1990, выданным Баевским районным потребительским обществом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд полагает, что ответчиком правомерно отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости с 09.07.2011г. с учетом справки о заработной плате № от 21.07.2021г., выданной Баевским потребительским обществом, за период работы истца с мая 1985г. по август 1990г. включительно, поскольку перерасчет пенсии носит заявительный характер, доказательств обращения истца в установленном законом порядке с соответствующим заявлением и представлением необходимого пакета документов, в частности справки о заработной плате от 21.07.2021г., ранее 01.10.2021 г. не представлено, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии с 09.07.2011г. не имеется.
С заявлением о перерасчете пенсии по старости Гребенькова С.П. обратилась 14.09.2021г., то ответчик, с учетом представленных документов правомерно произвел перерасчет размера пенсии со следующего за обращением месяца, то есть с 01.10.2021г., что соответствует п. 2 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод Гребеньковой С.П. о том, что ответчик не разъяснил наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения - перерасчет размера установленной пенсии, суд находит несостоятельным, поскольку истец не была лишена возможности обратиться с письменным заявлением для разъяснения следующей информации – какая заработная плата, взять ее во внимание и представить справки о заработной плате за другие периоды или попросить пенсионный фонд направить соответствующие запросы ( поскольку на момент назначения пенсии истец 09.07.2011г. отбывала наказание, в 2012 году освободилась из мест лишения свободы). Кроме того, Гребенькова С.П. не лишена была возможности самостоятельно собрать справки о заработной плате за спорные периоды и представить их в пенсионный фонд.
Довод об обязанности ответчика уведомить Гребенькову С.П. по вопросам пенсионного обеспечения законодательством не предусмотрен.
В силу п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" ( утратил силу с 01.01.2023г. в связи с изданием Федерального закона от 14.07.22 №236-ФЗ ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В данном случае Пенсионный орган был лишен возможности определить наиболее выгодный вариант расчета пенсии истцу без предоставления в том числе справки от 21.07.2021г. № и № о заработной плате истца за период с мая 1985 по август 1990, выданной Баевским районным потребительским обществом, в связи с чем, отсутствует его незаконное бездействие.
Из письменных пояснений представителя ответчика следует, что отношение заработной платы по состоянию на 09.07.2011г. с учетом сведений, указанных в справке от 21.07.2021г. № за период с мая 1985 по август 1990 составит 0,772, что не приведет к увеличению размера пенсии. Расчет размера сохранится с учетом заработной платы за период с января 1976 года по апрель 1981 год, где отношение заработков составило 0,990.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований об обязании ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии, приняв во внимание справку о заработной плате № от 21.07.2021г.( 2021г.), выданную Баевским потребительским обществом, за период работы истца с мая 1985г. по август 1990г. включительно, с даты назначения пенсии, начиная с 09.05.2011г.
На основании вышеизложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░