КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Кирпиченко Е.П. Дело № 33-9291/2019
2.209г.
03 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Русанова Р.А.
судей: Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.
при секретаре: Аникеевой Н.А.
с участием прокурора Жилкина П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.
гражданское дело по иску прокуратуры Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Салалыкину Александру Павловичу об аннулировании отметки в охотничьем билете
по апелляционной жалобе Салалыкина А.П.
на решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 23 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокуратуры Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Салалыкину Александру Павловичу об аннулировании отметки в охотничьем билете – удовлетворить.
Признать Салалыкина Александра Павловича утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений.
Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления" в охотничьем билете серии 24 № 006874, выданном 28.07.2011 года Салалыкину Александру Павловичу, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Салалыкина Александра Павловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Эвенкийского района Красноярского края обратился в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Салалыкину А.П. об аннулировании отметки в охотничьем билете. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Эвенкийского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего охрану, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, при осуществлении полномочий по государственному контролю и надзору в указанной сфере. В ходе проверки установлено, что 28.07.2011 Салалыкину А.П. государственным инспектором Эвенкийского территориального отдела, службы по охране и контролю использования объектов животного мира и среды обитания Красноярского края Рыженковым Л.В. выдан охотничий билет серии <данные изъяты>, в котором проставлена отметка «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» (далее - отметка).
Проставление таких отметок предусмотрено п. 11 приказа Минприроды Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» для категорий охотников, указанных в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно записям в трудовой книжке Салалыкина А.П., он осуществлял трудовую деятельность:
– с 17.10.2011 по 01.01.2013 трудовая деятельность в должности рабочего лесопожарной бригады в КГАУ «Лесопожарный центр» Эвенкийского муниципального района, Ванаварский филиал; – с 11.07.2013 по 31.05.2014 трудовая деятельность в должности сторожа в МУП «Эвенкиянефтепродукт» Эвенкийского муниципального района.
Таким образом, Салалыкин А.П. занимается охотой не в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а любительской и спортивной охотой в целях личного потребления, охота для него не является единственной основой существования, следовательно, он не имеет право осуществлять охоту свободно (без каких-либо разрешений). Поэтому, по мнению процессуального истца, соответствующая отметка в охотничьем билете Салалыкина А.П. подлежит аннулированию.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Салалыкин А.П. просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на его незаконность и необоснованность, нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильное определение юридически значимых обстоятельств по делу. Указывает, что отметка в охотничьем билете была проставлена законно. Когда он не осуществлял трудовую деятельность, а кроме того, законодательством не предусмотрен порядок аннулирования отметки в охотничьем билете, если физическое лицо стало осуществлять трудовую деятельность.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края и Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края просят в ее удовлетворении отказать.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Жилкина П.А., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (ч. 1).Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2).
В соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года N 13, при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Вышеуказанная отметка в охотничьем билете проставляется лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, осуществляющим охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.
Исходя из вышеизложенного, следует, что отметка в охотничьем билете не может быть проставлена только лишь на основании документов, подтверждающих принадлежность лица к коренным малочисленным народам Севера (далее - КМНС), а также подтверждающих длительное постоянное время проживания лица в с. Ванавара Эвенкийского района Красноярского края, то есть на территории, которая относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.
Лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, но проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, вышеуказанная отметка в охотничьем билете может быть проставлена лишь в случае, если ведение охоты является для них основой существования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КНМС, указанные перечни являются исчерпывающими и могут быть изменены только путем внесения изменений в указанный нормативно-правовой акт или путем издания нового нормативно-правового акта.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет серию и номер, выдается органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона № 209-ФЗ выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца (далее - охотничий билет) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок выдачи охотничьего билета установлен приказом Минприроды от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета».
Согласно п. 12 Порядка записи и отметки, вносимые в охотничий билет, заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного органа.
Таким уполномоченным органом на территории Красноярского края является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 18.08.2017 № 206-уг «О внесении изменения в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Постановлением Правительства от 27.11.2017 № 715-п утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края. Согласно пп. 9 п.3.8 Положения в компетенцию министерства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, входит выдача и аннулирования охотничьих билетов, регистрации охотничьих билетов в государственном охотхозяйственном реестре.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, 28.07.2011 года Салалыкину А.П. службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края выдан охотничий билет серии <данные изъяты>, в котором на странице 3 имеется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов необходимом для удовлетворения личного потребления». Отметка проставлена уполномоченным должностным лицом Рыженковым Л.В.
Начиная с 2011 года Салалыкин А.П. ежегодно охотится в общедоступных угодьях, добывая от 3-х до 7 соболей.
Копией трудовой книжки Салалыкина А.П. подтверждаются периоды работы истца в должности рабочего лесопожарной бригады в Тунгусско-Чунское отделение наземной охраны на основании приказа № 282 от 11.10.2011 года, сторожа Ванаварской нефтебазы МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на основании приказа №611-к от 09.07.2013 года. Объяснениями Баталова С.В., Зырянова А.Н., Колокольцева Ю.Н., Брюханова В.В., а также запиясми журнала дежурств ООО «Поиск» с 01.07.2016 по 31.01.2019 ответчик фактически осуществлял трудовую деятельность в ООО «Поиск» в должности сторожа.
Следовательно, Салалыкин А.П. не может быть признан лицом, для которого охота является основой существования в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Между тем, в охотничьем билете серии <данные изъяты>, выданном Салалыкину А.П. Службой по охране, контролю и регулированию пользования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, правопреемником которой является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, проставлена отметка "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления".
В таком положении, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что указанная отметка, позволяющая осуществлять охоту свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления, проставлена в охотничьем билете Салалыкина А.П. незаконно, в связи с чем, иск прокурора удовлетворил, возложив на ответчика обязанность аннулировать запись с указанной отметкой, поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал ответчика аннулировать такую отметку в разумный срок - в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку обстоятельств дела, и потому не могут являться основанием к отмене решения.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 23 апреля 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салалыкина А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: