Решение по делу № 2а-2190/2021 от 30.08.2021

Дело № 2а-2190/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2021 г.                                                                                           г. Иваново

      Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца Хусаинова Владимира Тагировича,

помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Клименковой Ольги Михайловны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново

    дело по административному иску Устинова Андрея Александровича к Администрации города Иваново об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику по тем основаниям, что он является собственником здания (магазина) с кадастровым № , площадью 56,3 кв.м, этажей -1. Данный магазин расположен на земельном участке с кадастровым № , площадью 752 кв.м, с разрешенным использованием «магазин», находящемся по адресу: <адрес>. Земельный участок с кадастровым находится в аренде Административного истца (договор аренды земельного участка от 26.02.2007).

Указанный участок был сформирован и постановлен на кадастровый учет 30 апреля 2002 года, строительство магазина было окончено в 1954 году.

Данный земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). К числу условно разрешенных видов использования земельных участков в данной территориальной зоне, относится вид разрешенного использования: «магазины» (код вида 4.4.).

1 марта 2021 г. Административный истец обратился в адрес Ивановского городского комитета по управлению имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под объектом недвижимости (магазином) в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

На данное заявление Административному истцу поступил отказ (письмо от 29.03.2021 № 5-03-01-30-100) в связи с тем, что часть земельного участка находится в границах территории общего пользования.

Поскольку административный истец является собственником здания (магазина) с кадастровым № , то в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации он имеет исключительное право на приобретение земельного участка с кадастровым № в собственность. Поскольку в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, постановление Администрации города Иваново от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иваново» нарушает указанное право Административного истца. Также установление красной линии на здание (магазина) с кадастровым № делает невозможным его реконструкцию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 208 КАС Российской Федерации, ст.ст. 11, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией по разработке градостроительной документации № 150, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 г. № «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», Порядком установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. , Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации», утвержденной Госстроем России Постановлением от 22 декабря 1993 г. административный истец просит суд признать незаконным (не действующим) постановление администрации города Иваново от 9 февраля 2010 г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иваново» в части установления красной линии по территории земельного участка с кадастровым № , площадью 752 кв.м, с разрешенным использованием «магазин», расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец Устинов А.А., уведомленный о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, направил представителя по доверенности Хусаинова В.Т., который исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дополнительно пояснил, что установленные оспариваемым нормативным актом красные линии применительно к земельному участку с кадастровым № , сформированному в 2002 году, не соответствуют сложившейся застройке, документация по планировке и межеванию территории не разрабатывалась и не утверждалась, нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права административного истца, т.к. утверждение красных линий лишает административного истца исключительного права на приобретение земельного участка с кадастровым № в собственность в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Администрации города Иванова – Щедрина Н.Д., уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, ранее участвуя в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва, существо которого сводится к тому, что пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 ГрК РФ.

Статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова (принят решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613) установлено, что Глава города Иванова и Администрация города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова, которые являются муниципальными правовыми актами.

Аналогичные нормы содержаться в пунктах 2, 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Таким образом, оспариваемый акт принят Администрацией города Иванова в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Основанием для разработки проекта красных линий на территории города Иванова являлись Генеральный план города Иванова, утвержденный решением Ивановской городской Думы от 26.12.2006 № 323, а также Правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думой от 27.02.2008 № 694 (далее - Правила).

При наличии действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Иванова, не отмененных и не измененных, оспариваемый акт, который принят в целях их реализации не может быть признан незаконным как в целом, так и в его отдельной части.

Кроме того, постановлением Главы города Иванова от 22.03.2007 № 741 утвержден план реализации Генерального плана города Иванова сроком на четыре года, который в разделе 2, содержит Перечень первоочередных мероприятий по реализации генерального плана и включает задачи, мероприятия и проекты со сроком исполнения в ближайшие четыре года, в том числе, организацию и разработку проекта красных линий по городу Иванову.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Согласно указанной статье ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Администрацией города Иванова 01.12.2009 принято постановление № 1153 «О подготовке проекта красных линий на территории города Иванова и о проведении публичных слушаний на территории города Иванова».

В соответствии с постановлением Администрации города Иванова от 01.12.2009 № 1153 осуществлены подготовка проекта красных линий на территории города Иванова и проведение публичных слушаний по данному проекту.

4 декабря 2009 года графический материал предполагаемого к утверждению проекта опубликован в газете «Рабочий Край» и на официальном сайте администрации города для ознакомления и внесения предложений.

Проект направлялся для рассмотрения в ГИБДД УВД городского округа Иваново, департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, а также структурные подразделения Администрации города Иванова (комитет по транспорту и связи, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, управление благоустройства).

С момента размещения проекта до 11 декабря 2009 года заинтересованные лица имели возможность внести предложения и замечания по проекту, а также до итогового обсуждения детально ознакомиться с проектом и получить квалифицированные разъяснения и консультации в управлении архитектуры и градостроительства города Иванова.

В рамках обсуждения проекта была получена информация департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 16.12.2009 № 01-11-3297 относительно необходимости определения красных линий в историческом ядре города по существующей застройке, а также предложения юридических и физических лиц (ООО «Элверт-Стройинвест», Коромыслова Р.Н., Гилева А.П., Володичевой В.А. и т.д.) относительно прохождения красных линий по интересующих заявителей территориям (количество предложений - 8).

Внесенные предложения рассмотрены управлением архитектуры и градостроительства и с учетом существующей градостроительной документации (Генерального плана города и Правил) отражены в предложенном для утверждения проекте. Итоговое обсуждение проекта состоялось в фойе ЦКиО г. Иванова (г. Иваново, проспект Ленина, 114) 21.12.2009.

Согласно протоколу публичного обсуждения проекта красных линий города Иванова от 21.12.2009 в публичном обсуждении приняло участие 30 человек.

В рамках обсуждения участниками задавались вопросы относительно причин определения конкретных вариантов прохождения красных линий, перспектив градостроительного развития территорий. Возражения по предложенному для обсуждения проекту не поступали.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание разработку проекта на основании и в соответствии с Генеральным планом города Иванова, было рекомендовано утвердить проект красных линий на территории города Иванова.

Указанная информация в свою очередь была отражена в Заключении по результатам публичных слушаний по проекту красных линий на территории города Иванова, опубликованном в газете «Рабочий край» от 29 января 2010 года № 15 (25181).

Приведенные обстоятельства позволяют судить о том, что оспариваемый акт принимался при непосредственном участии населения города Иванова, в связи с чем, было обеспечено надлежащее информирование жителей города по указанному вопросу, выявлено общественное мнение, подготовлены предложения и рекомендации по обсуждаемому муниципальному правовому акту.

Постановление Администрации города Иванова от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» первоначально опубликовано в официальном источнике газете «Рабочий край» от 12.02.2010 № 25 (25191) и на официальном сайте Администрации города Иванова: http://ivgoradm.ru//, а графическая часть постановления опубликована в газете «Рабочий край» 28.02.2014 №38 (26164).

Указанное означает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и в установленном действующим законодательством порядке, в соответствии со статьями 7, пункта 26 статьи 16, статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьями 8, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова.

Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятую Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 № 18-30 РДС 30-201-98 (далее - Инструкция № 18-30) проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000.

Пунктом 4.4 Инструкции № 18-30 установлено, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Таким образом, действующее законодательство допускает разработку и утверждение проекта красных линий в качестве самостоятельного документа.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частями 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана городского округа.

Указанное означает, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе, применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Согласно пункту 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ в редакции от 27.12.2009, действующей на момент принятия оспариваемого постановления от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова», (далее - Градостроительный кодекс РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе, относилось утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Градостроительным кодексом РФ.

В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии с частью 14 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

В соответствии с частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В развитие приведенных положений федерального законодательства согласно пункту 2 статьи 5 Правил в редакции от 01.07.2009, действующей на момент принятия оспариваемого постановления от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова», к полномочиям Главы города Иванова как руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Иванова - Администрации города Иванова также относилось и относится утверждение документации по планировке территории.При этом подготовка документации по планировке территории обеспечивается управлением архитектуры и градостроительства. Документация по планировке территории утверждается Главой города Иванова (пункт 4 статьи 19 Правил в редакции от 01.07.2009).

Следовательно, Администрация города Иванова имела все предусмотренные законом основания и полномочия по утверждению оспариваемого акта.

В рассматриваемом случае, в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил (в редакции от 25.03.2020) земельный участок административного истца с кадастровым номером входит в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.

К числу условно разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в данной территориальной зоне, относится «магазин» (код вида 4.4), предусматривающий размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров (часть 1 статьи 30 Правил).

При этом часть земельного участка расположена в границах территории общего пользования со стороны улицы Плесская.

Действие градостроительных регламентов не распространяется в границах территории общего пользования (пп. 2 п. 4 ст. 27 Правил, пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК РФ).

Кроме того, в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

По смыслу ГрК РФ проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

В рамках рассмотрения заявления Устинова А.А. был направлен ответ в форме письма Администрации города Иванова от 30.04.2021 № , где ошибочно указана информация в части категории дорог и улиц, а именно: - «... улица Хвойная относится к улице местного значения (улица в жилой застройке).», и соответственно, расчетные показатели (нормативы).

Как указано выше, часть спорного земельного участка с кадастровым номером расположена в границах территории общего пользования со стороны улицы Плесская.

Согласно Генеральному плану города Иванова, утвержденному решением Ивановской городской Думы от 27.12.2006 № 323, улица Плесская (как и улица Хвойная) относится к магистральным улицам районного значения (транспортно-пешеходные).

Местными нормативами градостроительного проектирования города Иванова, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 29.06.2016 № 235 (далее - Нормативы) - (подпункт 5.3.5 пункта 5.3 (таблица 5.3.4)) установлено, что ширина в красных линиях улицы районного значения транспортно-пешеходной составляет 35 - 45 м.

Таким образом, ширина территории общего пользования в красных линиях - магистральная улица Плесская (как и улица Хвойная) районного значения транспортно-пешеходной составляет 30 метров (в соответствии с Проектом красных линий на территории города Иванова), однако, не соответствует установленному Нормативами размеру.

Данный факт подтверждается фрагментом проекта красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:030224:5, который был представлен в материалы административного дела № 2а-2190/2021 в рамках судебного заседания 14.09.2021 (где установлена ширина 30,0).

Следует отметить, что по указанным улицам (Хвойная и Плесская) проходят линии общественного пассажирского транспорта, а именно - существующая автобусная линия.

В подпункте 5.3.4 пункта 5.3 Нормативов указано основное назначение улиц и дорог, в числе которых и улицы районного значения транспортно-пешеходной (таблица 5.3.3):

- Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и производственными зонами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы и дороги.

Таким образом, улицы Хвойная и Плесская не могут быть отнесены к улицам местного значения (улицы в жилой застройке), поскольку имеется транспортная связь.

Названные нормы позволяют прийти к выводу, что Администрация города Иванова, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, обладала полномочиями по установлению спорных красных линий в обозначенных пределах.

Установление, изменение или отмена красных линий осуществляются посредством подготовки документации по планировке территории в соответствии с требованиями ГрК РФ (статья 41 ГрК РФ). При этом решения документации по планировке территории не должны противоречить местным нормативам градостроительного проектирования города Иванова.

Согласно статье 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается Администрацией города Иванова.

Согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Подготовка документации по планировке территории может быть осуществлена только за счет средств заявителя, так как в бюджете города Иванова на данные мероприятия финансирование не предусмотрено. Порядок подготовки документации по планировке территории установлен статьей 45 ГрК РФ.

Следовательно, административный истец может инициировать разработку документации по планировке территории с целью изменения красных линий (о чем Устинову А.А. сообщено в письме от 30.04.2021 № 5-01-01-33-975).

Реализация проекта планировки территории, в том числе, последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера.

Таким образом, утверждение проекта красных линий, предполагающих развитие в соответствии с генеральным планом городского округа, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.

Красные линии служат границами как существующих, так и будущих территорий общего пользования. В данном случае, красная линия в отношения земельного участка с кадастровым номером установлена на перспективу и не свидетельствует об изъятии территории.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером расположен объект капитального строительства: нежилое здание (магазин) с кадастровым номером , который принадлежит на праве собственности Устинову А.А. (дата регистрации 29.11.2006).

Наличие на земельном участке обозначенного объекта капитального строительства свидетельствует о том, что его разрешенное использование реализовано.

Земельный участок с кадастровым номером предоставлен Устинову А.А. на праве аренды на неопределенный срок (договор аренды от 26.02.2007 №).

Кроме того, каких-либо ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером или прав Устинова А.А., как собственника объекта капитального строительства: нежилого здания - магазина, оспариваемое постановление не вводит и не устанавливает; препятствий к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением не создает.

Представитель заинтересованного лица – Ивановской городской Думы, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв из которого следует, что оспариваемое Постановление № 200 является законным и обоснованным, принято в рамках имеющихся властных полномочий, а доводы истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 24 статьи 31 Устава города Иванова не предусматривает такие полномочия Ивановской городской Думы как утверждение проекта красных линий, в связи с чем истец приводит несуществующие данные о содержании муниципального правового акта.

Решением Ивановской городской Думы от 26.12.2008 № 986 в Устав города Иванова были внесены изменения, в том числе в статью 31 Устава города Иванова, в соответствии с которыми полномочия Ивановской городской Думы об утверждении подготовленной на основе Генерального плана города Иванова документации по планировке территорий были исключены. Данные изменения в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией статьи 75 Устава города Иванова и статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу в момент окончания полномочий Ивановской городской Думы 4 созыва - 23 марта 2010 года.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится и в статье 7 Устава города Иванова.

В соответствии со статьей 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территорий на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Документация по планировке территорий, представленная органами местного самоуправления, утверждается соответственно главой местной администрации.

Таким образом, полномочия по утверждению документации по планировке территории отнесены федеральным законодательством к компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Глава города Иванова в соответствии со статьей 43 Устава города Иванова (в редакции от 26.12.2008) возглавлял Администрацию города Иванова, руководил ее деятельностью на принципах единоначалия и в пределах своих полномочий издавал правовые акты: постановления и распоряжения.

Согласно требованиям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Поскольку положения статьи 31 Устава города Иванова в части полномочий Ивановской городской Думы по утверждению документации по планировке территорий на тот момент противоречили нормам градостроительного законодательства, они не подлежат применению.

Основанием для разработки проекта красных линий на территории города Иванова являлись Генеральный план города Иванова, утвержденный решением Ивановской городской Думы от 26.12.2006 № 323, а также Правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694.

Принятие исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального правового акта об установлении красных линий на основе утвержденного генерального плана и проекта землепользования и застройки является отдельным, самостоятельным элементом, который в дальнейшем предполагается использовать при подготовке документации по планировке территорий.

Таким образом, Постановление Администрации города Иванова № 200 принято Администрацией города Иванова в рамках имеющихся властных полномочий.

При наличии действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Иванова, не отмененных и не измененных, оспариваемый акт, который принят в целях их реализации не может быть признан незаконным.

Представитель Ивановского городского комитета по управлению имуществом, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, участвуя ранее, возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что при рассмотрении заявления Устинова А.А. о предоставлении вышеуказанного земельного участка, Комитетом был направлен запрос от 16.03.2021 № 5-03-01-30-100 было установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером расположена в границах территории общего пользования (ТОП). Границы существующих и планируемых ТОП обозначены красными линиями на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694. Проект красных линий на территории города Иванова утвержден постановлением Администрации города Иванова от 09.02.2010 № 200.

Письмом от 29.03.2021 № 05-03-01-30-100 Комитет сообщил заявителю о невозможности предоставления земельного участка в собственность при наличии оснований для отказа предусмотренных пунктами 6, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Кроме того, в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694, часть данного земельного участка находится в границах территории общего пользования, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не позволяет осуществить его приватизацию.

На основании изложенного, Ивановский городской комитет по управлению имуществом считает, что заявленные требования не могут быть удовлетворены.

Помощник прокурора Ленинского района г.Иваново Клименкова О.М. полагала требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.1 КАС Российской Федерации дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном данным Кодексом в рамках подведомственных им административных дел.

В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объеме, выясняя при этом нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Постановление Администрации города Иванова № 200 от 9 февраля 2010 г. «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» (далее – оспариваемое постановление) полностью соответствует вышеуказанным критериям нормативного акта, что лицами, участвующими в деле, не отрицается.

Административным истцом указанный нормативный правовой акт оспаривается как принятый с нарушением компетенции административного ответчика и как нарушающий права административного истца установлением красных линий в отношении его земельного участка.

Судом установлено, что административный истец является собственником здания (магазина) с кадастровым № , площадью 56,3 кв.м, этажей -1. Данный магазин расположен на земельном участке с кадастровым № 5, площадью 752 кв.м, с разрешенным использованием «магазин», находящемся по адресу : Ивановская область, г. Иваново, ул. Хвойная, д. 4. Земельный участок с кадастровым № находится в аренде Административного истца (договор аренды земельного участка № от 26.02.2007).

Указанный участок был сформирован и постановлен на кадастровый учет 30 апреля 2002 года, строительство магазина было окончено в 1954 году.

Данный земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). К числу условно разрешенных видов использования земельных участков в данной территориальной зоне, относится вид разрешенного использования: «магазины» (код вида 4.4.).

1 марта 2021 года Административный истец обратился в адрес Ивановского городского комитета по управлению имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под объектом недвижимости (магазином) в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, Ивановским городским комитетом по управлению имуществом в предоставлении в собственность участка было отказано в связи с тем, что часть земельного участка находится в границах территории общего пользования.

Полагая свое право нарушенным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Судом установлено, что часть земельного участка с кадастровым № расположена в границах территории общего пользования (далее -ТОП).

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Границы существующих и планируемых ТОП обозначены красными линиями на карте градостроительного зонирования. Проект красных линий на территории города Иванова утвержден постановлением Администрации города Иваново от 09.02.2010 № 200.

Согласно Генеральному плану города Иваново, утвержденному решением городской Думы от 27.12.2006 № 323, дорога по улице Плесская относится к улице местного значения и ширина в красных линиях составляет 28 метров.

Согласно фрагмента утвержденного оспариваемым постановлением проекта красных линий и заключения кадастрового инженера - Старостина И.В. от 17.08.2021 следует, что красная линия установлена по территории земельного участка и расположенному на нем магазину таким образом, что часть земельного участка, площадью 307 кв.м и магазина целиком, находится в границах территории общего пользования улицы Плесская.

Между тем, судом установлено, что земельный участок был представлен первоначальному застройщику на основании договора застройки от 26 июня 1948 г. № 14345.

Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из выписки из ЕГРН от 02.08.2021 и материалов инвентарного дела.

Из представленного фрагмента проекта красных линий, утвержденного оспариваемым постановлением, следует, что красная линия, обозначающих границу территорий общего пользования, «пересекает» земельный участок, а объект недвижимости административного истца находится за ее пределами.

Вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (дом индивидуальной жилой застройки) - Ж1.

Административным ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными им фрагментом проекта красных линий, утвержденным оспариваемым постановлением, сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Иванова, фрагментом карты функционального зонирования Генерального плана города Иванова, фрагментом карты размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения Генерального плана города Иванова, фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, что красная линия установлена по территории земельного участка и расположенному на нем магазину таким образом, что часть земельного участка, площадью 307 кв.м и магазина целиком, находится в границах территории общего пользования улицы Плесская, однако в границах принадлежащего истцу на праве бессрочной аренды земельного участка.

В силу положений статей 42, 43 ГрК РФ, в том числе в действующей на момент принятия оспариваемого постановления редакции от 27 декабря 2009 г., красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ (в редакции от 27.12.2009) дано понятие красных линий как линий, обозначающих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Под территориями общего пользования (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ) понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

На момент принятия оспариваемого постановления подготовка и утверждение градостроительной документации должны были осуществляться в соответствии с такими подзаконными актами нормативно-технического характера, как Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 № 150 (далее - Инструкция № 150), и Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенная в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ.

В частности, Инструкция РДС 30-201-98 содержала раздел 4 «Порядок разработки, согласования и утверждения проекта красных линий», согласно пунктам 4.1-4.4 которого предусматривалось, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

В разделе 3.2.1 Инструкции № 150 также предполагается наличие плана красных линий (основного чертежа) и разбивочного чертежа красных линий в составе графических материалов проекта планировки территории (п. 4); указывается, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям (п.7); устанавливается, что разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (п.8).

Статьей 41 ГрК РФ (в редакции от 27.12.2009, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) было предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При этом под документацией по планировке территории понималась разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков, а также устанавливалось, что подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

По смыслу ст. 42 ГрК РФ (в редакции от 27 декабря 2009 г.) красные линии подлежали включению в основную часть проекта планировки территории.

Согласно действующей редакции ст.ст. 41, 43 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, когда необходимы установление, изменение или отмена красных линий.

В действующей редакции пункта 11 статьи 1 ГрК РФ прямо предусмотрено установление красных линий, как линий, обозначающих границы территорий общего пользования, а также возможность их изменения или отмены именно в документации по планировке территории.

Согласно пункту 1.7 Порядка установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденного приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. № 742/пр и вступившего в силу с 9 июня 2017 г., красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или проекта межевания территории.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 г. № 242-О, произвольное установление красных линий уполномоченными органами недопустимо; разработка специального проекта красных линий должна производиться на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Установлено, что утвержденный оспариваемым постановлением Проект красных линий на территории города Иванова был разработан в качестве самостоятельного проекта на основании Генерального плана города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26 декабря 2006 г. № 323, и Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. № 694.

Установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером расположена в границах территории общего пользования со стороны улицы Плесская.

Согласно Генеральному плану города Иванова, утвержденному решением Ивановской городской Думы от 27.12.2006 № 323, улица Плесская (как и улица Хвойная) относится к магистральным улицам районного значения (транспортно-пешеходные).

Местными нормативами градостроительного проектирования города Иванова, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 29.06.2016 № 235 (далее - Нормативы) - (подпункт 5.3.5 пункта 5.3 (таблица 5.3.4)) установлено, что ширина в красных линиях улицы районного значения транспортно-пешеходной составляет 35 - 45 м.

Установлено, что ширина территории общего пользования в красных линиях - магистральная улица Плесская (как и улица Хвойная) районного значения транспортно-пешеходной составляет 30 метров (в соответствии с Проектом красных линий на территории города Иванова), что следует из фрагмента проекта красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил (в редакции от 25.03.2020) земельный участок административного истца с кадастровым номером 37:24:030224:5 входит в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.

Вместе с тем, доказательств обоснованности отнесения земельного участка административного истца к территории общего пользования суду административным ответчиком не представлено.

Установление местных нормативов градостроительного проектирования само по себе не влечет необходимости их незамедлительной реализации в отношении существующих линейных объектов, например, если фактическая застройка города не позволяет предусмотреть ширину магистральных улиц согласно данным нормативам, что также усматривается из примечания 6 к таблице 5.3.4 пункта 5.3.5 Местных нормативов градостроительного проектирования города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 29 июня 2016 г. № 235, согласно, которому допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории для перспективного строительства.

Доводов и доказательств того, что земельный участок административного истца зарезервирован, планируется к изъятию для муниципальных нужд реконструкции дороги по улице Плесская (как и улице Хвойной) или иных, суду административным ответчиком не приведено.

Проанализировав во взаимной связи положения пункта 11 статьи 1, статьи 42 ГрК РФ, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года N 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, введенной в действие Постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30 (Инструкция РДС 30-201-98), а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, в Определениях от 6 ноября 2003 года N 387-О, 15 июля 2010 года N 931-О-О, 25 февраля 2016 года N 242-О о том, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, суд приходит к выводу о том, что проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории; в случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости, в то время, когда административным ответчиком не приведено достаточного документального обоснования установления красной линии таким образом, что бессрочно арендуемый истцом земельный участок является частью магистральной улицы Плесская, пояснительная записка к Генеральному плану г. Иваново не содержит обоснования планируемого отнесения улиц Плесская, либо Хвойная к магистральным улицам районного значения при том, что фактически сложившаяся по данной улице застройка не позволяла предусмотреть ее ширину в красных линиях в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; утвержденный оспариваемым актом проект красных линий также не содержит пояснительной записки и разбивочного чертежа.

В нарушение части 1 статьи 30 ГрК РФ, статьи 49 Земельного кодекса РФ, статьи 279 ГК РФ оспариваемый нормативный правовой акт не предусматривает проведение согласования частных и публичных прав и интересов, установление разумного и справедливого баланса путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставление компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества.

Поскольку установленные оспариваемым нормативным актом красные линии применительно к земельному участку, арендуемому административным истцом, сформированному в 1948 году, не соответствуют сложившейся застройке, документация по планировке и межеванию территории не разрабатывалась и не утверждалась, доказательства обоснования необходимости размещения, строительства (реконструкции) объектов местного значения (линейных объектов) в месте расположения земельного участка и того, что земельный участок используется как территория общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не представлены, то нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права административного истца, т.к. утверждение красных линий по территории арендуемого им земельного участка препятствует реализации его прав на приобретение участка в собственность и градостроительных намерений.

Кроме того, согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, к которым в соответствии с пунктом 12 статьи 1 данного Кодекса относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории.

Пунктом 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Соответствующий перечень и сведения о земельных участках, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, в документации по планировке территории отсутствуют.

Согласно пункту 12.6 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В установленный указанной нормой срок решение об изъятии для муниципальных нужд находящегося в аренде у истца земельного участка с принято не было.

Оценивая доводы административного истца о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления в части компетенции административного ответчика, суд исходит из следующего.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Аналогично, в силу пункта 26 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

Статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 г. № 613 (далее – Устав города Иванова), установлено, что Глава города Иванова и Администрация города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова которые являются муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Аналогичные нормы содержится в пунктах 2 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Порядок опубликования муниципальных актов на территории города Иванова определен статьей 11 Устава города Иванова, предусматривающей вступление их в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Иванова считается первая публикация его полного текста в газете «Рабочий край» или в сборнике «Правовой вестник города Иванова».

Обязанность опубликования документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, возложена на Главу местной администрации также частью 16 статьи 45 ГрК РФ.

Постановление Администрации города Иванова от 9 февраля 2010 г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» было первоначально опубликовано в официальном источнике - газете «Рабочий край» от 12 февраля 2010г. № 25 (25191) и на официальном сайте Администрации города Иванова http://ivgoradm.ru//, а графическая часть постановления опубликована в газете «Рабочий край» 28 февраля 2014 г. № 38 (26164).

Вместе с тем, учитывая вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого постановления в части компетенции принявшего его органа местного самоуправления: апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 11 сентября 2019 г. по административному делу № 33а-2297/2019, вынесенное по апелляционной жалобе Коршуновой О.С. на решение Ленинского районного суда города Иваново от 14 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Коршуновой О.С. к администрации города Иванова, заместителю главы администрации города Иваново Наумову А.В. об оспаривании в части постановления от 9 февраля 2010 г. № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» отсутствие у административного ответчика полномочий на принятие оспариваемого постановления, исходя из действующей на тот момент редакции Устава города Иванова, уже установлено вступившим в законную силу решением суда в отношении Администрации города Иванова, что не требует повторной проверки судом указанных обстоятельств.

Вместе с тем, поскольку соответствующая (неправильная) редакция ст. 31 Устава города Иванова противоречила акту высшей юридической силы - статье 45 ГрК РФ, она не должна была применяться, и в силу необходимости прямого применения акта высшей юридической силы в рассматриваемом случае административный ответчик обладал полномочиями на принятие оспариваемого постановления. При этом, как пояснил представитель заинтересованного лица, необходимые изменения в статью 31 Устава города Иванова были внесены своевременно, до принятия оспариваемого постановления, - 26 декабря 2008 г., но учитывая предусмотренный Уставом порядок вступления их в силу, новая редакция статьи 31 начала действовать только с 23 марта 2010 г. – с момента окончания полномочий Ивановской городской Думы 4 созыва, то есть после принятия оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из обстоятельств дела, суд считает необходимым признать оспариваемое постановление незаконным (не действующим) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в части установления красных линий, относящих местоположение земельного участка с кадастровым номером , площадью 752 кв.м. с разрешенным использованием «магазин» расположенного по адресу: <адрес>, к территории общего пользования.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Администрации города Иванова – газете «Рабочий край».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 215, КАС Российской Федерации,

Решил :

административный иск Устинова Андрея Александровича удовлетворить.

Признать незаконным (не действующим) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление Администрации города Иванова от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» в части установления красных линий, относящих местоположение земельного участка с кадастровым номером    , площадью 752 кв.м. с разрешенным использованием «магазин» расположенного по адресу: <адрес> к территории общего пользования.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу опубликовать в официальном печатном издании Администрации города Иванова – газете «Рабочий край».

            Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья                                                                    Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 29 октября 2021 г.

2а-2190/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Иваново
Устинов Андрей Александрович
Ответчики
Администрация г. Иваново
Другие
Хусаинов Владимир Тагирович
Ивановская городская Дума
Ивановский городской комитет по управлению имуществом
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Уенкова Ольга Георгиевна
Дело на странице суда
leninsky.iwn.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация административного искового заявления
30.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее