Решение по делу № 2-1683/2022 от 30.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2022 года                                                                                               г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Громова С.В.,

при секретаре Дикаревой О.А.,

с участием истца Воробьева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1683/2022 по иску Воробьева Юрия Александровича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязаниии присвоить звание «Ветеран труда»,

установил:

Воробьев Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязаниии присвоить звание «Ветеран труда». В обоснование исковых требований указал, что является почетным донором России, звание ему присвоено Правительством РФ на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ в соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 № 125- ФЗ. Истец регулярно сдает кровь с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время, в совокупности за данный период сдал кровь более 80-ти раз. Звание «Почетный донор России» ему было присвоено в ДД.ММ.ГГГГ году. Истец обратился в территориальный отдел Социальной защиты населения с заявлением о присвоении ему соответствующего звания «Ветеран труда», и, как следствие, за назначением положенных для данного звания выплат и компенсаций, в частности, компенсации 50% коммунальных платежей и ежемесячной денежной выплаты в виде надбавки к пенсии. В ответ на данное обращение сотрудники территориального отдела Социальной защиты населения сообщили, что в назначении выплат и компенсаций, равно как и в присвоении звания «Ветеран труда» истцу будет отказано, поскольку данные условия действовали до 2017 года, далее были отменены. Учитывая, что звание «Почетный донор России», равно как право на соответствующие выплаты и компенсации он получил в ДД.ММ.ГГГГ году, когда данный Закон в Российской Федерации еще действовал, считал что право на получение звания «Ветеран труда» и соответствующих выплат и компенсаций за ним сохраняется. Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, просил признать за истцом право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» присвоить истцу звание «Ветеран труда».

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Копяткевич А.М. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании истец Воробьев Ю.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что работает на вредном производстве более 30-ти лет, что, по его мнению, должно быть учтено при рассмотрении вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда». Его сослуживцы также являются «Почетными донорами» и уже имеют это звание. Он по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» ранее устно обращался в орган социальной защиты населения по месту жительства, где ему было разъяснено о том, что с таким заявление он может обратиться, когда достигнет пенсионного возраста. В настоящее время у него подходит пенсионный возраст с учетом работы на вредном производстве. С заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» он обратился в феврале 2021 года, и ему было отказано.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 1.1 Статьи Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 25.06.2016 № 578, которым утвержден «Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия».

Согласно пункту 3 раздела 1 названного Порядка федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия; вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.

В Тульской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения устанавливается Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» № 797-ЗТО от 28.02.2007 (в ред. от 01.06.2016).

В соответствии со ст. 1 Закона № 797-ЗТО от 28.02.2007 условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Пунктами 2, 3, 3-1 ст. 2 Закона № 797-ЗТО от 28.02.2007 лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы:

1) подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

2) подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1-1 статьи 1 настоящего Закона, представляют следующие документы:

1) подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года;

2) подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

То есть, критериями для присвоения звания «Ветеран труда» являются, в частности, награждение лица ведомственными знаками отличия за заслуги в службе и службу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, и одновременно наличие у лица трудовой (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении стажа. При этом на лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», возложена обязанность представить в государственное учреждение социальной защиты населения соответствующие документы, подтверждающие указанные основания.

Судом установлено, что Воробьев Ю.А. на основании приказа министерства здравоохранения Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ был награжден нагрудным знаком «Почетный донор России».

ДД.ММ.ГГГГ Воробьев А.Ю. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда» и представил, в том числе, копию трудовой книжки и удостоверение о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России».

Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения по тем основаниям, что нагрудный знак «Почетный донор России» не может рассматриваться как ведомственная награда министерства здравоохранения Российской Федерации, дающая право на присвоение звания «Ветеран труда», указанная награда не поименована в списке ведомственных наград Министерства.

При этом в принятом ответчиком решении обращено внимание на то, что трудовой (страховой) стаж Воробьева Ю.А. в календарном исчислении на дату обращения составляет 34 года 10 месяцев, что соответствует требованиям, указанным в п. 1-1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО.

То есть, решение ответчика об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран труда» мотивировано тем, что Воробьев Ю.А. не подтвердил соответствующими документами факт его награждения, в данном случае, ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

Суд соглашается с мотивами принятого ответчиком решения, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Оценивая доводы стороны истца, суд отмечает, что Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закон Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» регулируют вопросы социальной защиты граждан, и в частности, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда».

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.10.2018 № 2692-О указал, что действуя в пределах своих полномочий, законодатель Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ уточнил и дополнил данные критерии, в частности, обусловив возможность присвоения звания «Ветеран труда» награждением ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Эти положения направлены на усиление адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с продолжительным добросовестным трудом, преследуют цель достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан. Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «О ветеранах» исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установил несколько категорий ветеранов, в том числе категорию «Ветеран труда», и определил критерии отнесения граждан к названной категории.

Одним из обязательных условий присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и п. 1 ст. 1 Закона Тульской области № 797-ЗТО от 28.02.2007 является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе).

Как установлено судом, истец ДД.ММ.ГГГГ был награжден нагрудным знаком «Почетный донор России».

Иных документов, подтверждающих наличие у истца наград, предусмотренных Законом Тульской области № 797-ЗТО от 28.02.2007, Воробьевым Ю.А. не представлено и на такие обстоятельства истец не ссылался.

При этом приказом Минздрава России от 10.08.2012 «№ 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» как в первоначальной, так и действующей редакции нагрудный знак «Почетный донор России» не поименован в перечне ведомственных наград Министерства.

Не поименован данный нагрудный знак «Почетный донор» в перечне почетных званий СССР, предусмотренном ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-Х, не поименован он в Положении о государственных наградах РФ от 02.03.1994 № 442, не входит в перечень почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации», не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания истца «Ветераном труда».

Сам по себе факт награждения истца нагрудным знаком «Почетный донор России» не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд уполномоченным органом государственной власти.

Критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением мер государственной и социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим государственным ведомством.

В свою очередь, нагрудный знак «Почетный донор России» присваивается не за заслуги и достижения в труде, а за иной вклад гражданина в социальной сфере - вклад в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации. При этом статьей 23 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрены собственные меры социальной поддержки для лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России». Тем самым законодатель применил дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом социально значимых обстоятельств.

Материальный закон истцом истолкован неверно.

Доводы истца о том, что ранее другим гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», ранее в Тульской области присваивались звания «Ветеран труда», правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Требований о возмещении понесенных по делу судебных расходов сторонами не заявлено.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Воробьева Юрия Александровича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязаниии присвоить звание «Ветеран труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                                             С.В. Громов

2-1683/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьев Алексей Юрьевич
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области"
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Судья
Громов Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее