№а-4221/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 21 июля 2021 года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Мукаиловой В.И.,
при секретаре Исмаиловой К.А.,
с участием: административного истца Касумова ФИО5,
представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности Дибирова ФИО7,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Касумова ФИО6 к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан об оспаривании решения государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Касумов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан об оспаривании решения государственного органа.
В судебном заседании административный истец Касумов М.А. требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что 18.05.2023 он обратился за предоставлением государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в целях любительской и спортивной охоты, за исключением охотничьих ресурсов находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - разрешение) через многофункциональный центр ФГАУ РД «МФЦ в РД» по г.Дербент. Его заявление приняли и выдали расписку в получении документов. Обращение в МФЦ зарегистрировано за номером №.
В заявлении в строке «Сроки охоты» им указано - «все
половозрастные группы, за исключением самок с приплодом текущего года в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года; все половозрастные группы в период с 1 октября 2021 года по 28 февраля 2022 года», что полностью соответствует Указу Президента РД от 28.02.2013 №67. Согласно Приложению №1 к Правилам охоты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020г. № 477. Сроки охоты на половозрастную группу кабана устанавливаются с 1 июня по 28 (29) февраля (продолжительностью не менее 210 дней). Из этого следует, что сроки охоты не могут быть менее 210 дней. Требование должностных лиц Минприроды РД о том, что заявитель обязан подавать заявления на отдельные «периоды» сроков охоты установленных законодательством и по каждому такому «периоду» отдельно оплачивать государственную пошлину и сбор за пользование объектами животного мира незаконно. Половозрастные рамки и сроки при охоте на дикого кабана, установленные решением высшего должностного лица субъекта РФ, прописываются в выдаваемом уполномоченным государственным органом разрешении на добычу охотничьих ресурсов. В случаи добычи охотничьего ресурса
с нарушением половозрастных рамок с выданным разрешением на добычу соответствующего охотничьего ресурса, в котором прописаны данные половозрастные ограничения, не освобождает виновное лицо от ответственности. К тому же, в соответствии с приложением № 3 Приказа Минприроды России от 29.08.2014 № 379 в разрешении на добычу копытных животных есть соответствующий реквизит для заполнения «Вид, пол, возраст копытного животного», а в реквизите «сроки охоты» имеется форма для указания двух сроков охоты.
Требование административного ответчика об указании конкретных районов охотничьих угодий РД грубо нарушает его права, так как каждый раз при получении разрешения на отдельный район охотничьих угодий РД необходимо оплачивать гос. пошлину и сбор.
Просит в судебном порядке признать незаконным и отменить решение Минприроды РД от 27.05.2021 № «Об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов» и обязать Минприроды РД выдать ему соответствующее разрешение на добычу
дикого кабана в сроки и место (места) охоты, указанных мною в заявлении на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности Дибиров Р.М. требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что 16 марта в ведомство поступило заявление истца о даче разрешения на добычу кабана в целях любительской охоты в общедоступных охотничьих угодьях РД. Им были заполнены в заявлении все пункты, в том числе сроки охоты до 27 декабря, т.е. 210 дней, сославшись на федеральное законодательство. Ему был дан ответ, в котором сказано, что сроки охоты устанавливаются республиканским законодательством на основании федерального законодательства, срок охоты ограничен не до декабря, а до конца сентября. 18 мая истец подал заявление, в котором правильно указал сроки охоты с 1 июня по 30 сентября 2021 года. Там же его попросили указать район (место) охоты в соответствии с приказом Минприроды РФ №379 об утверждении порядка и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Пунктом 17.1 данного приказа установлено, основания для отказа в выдачи разрешения. В разрешении необходимо указывать район места охоты. Так, например, охотничий ресурс в виде кабана имеется не во всех охотничьих угодьях, министерство не может дать разрешение на охоту на кабана там, где кабан не обитает, например, в северных районах Республики Дагестан. Единственной причиной отказа является то, что истец не перечислил охотничьи угодья, в которых просит разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Из материалов дела усматривается, что Касумову М.А. 27.08.1989 г.р. Министерством природных ресурсов и экологи РД 17 января 2018 года выдан охотничий билет серия № №
Согласно заявлению Касумова М.А. от 18.05.2021 он обратился в Министерство природных ресурсов и экологии по РД за выдачей ему разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в целях любительской и спортивной охоты на общедоступных охотничьих угодьях Республики Дагестан.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии по РД от 27.05.2021 года № Касумову М.А. отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, так как указанное заявление не соответствует требованиям порядка подачи заявок и заявлений, а также иных случаев предусмотренных Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц». В Заявлении, а именно в строке - «Район, место охоты», не указано наименование районов РД общедоступных охотугодий предполагаемых к осуществлению охоты.
В соответствии с ч.3 главы 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.07.2020 №477 «Об утверждении правил охоты» охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Согласно ч.5 главы 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.07.2020 №477 «Об утверждении правил охоты» при осуществлении охоты физические лица обязаны иметь при себе: охотничий билет (п.5.2.1); в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее - охотничье оружие) - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (п.5.2.2); в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в соответствии с порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным на основании части 5 статьи 31 Федерального закона об охоте (п.5.2.3).
В соответствии с п.16 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 №379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» в разрешении указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки охоты и места охоты; дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.
Из заявления административного истца от 18.05.2021 усматривается, что местом охоты указано «общедоступные охотничьи угодья Республики Дагестан».
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Доводы представителя административного ответчика о том, что министерство не может выдать разрешение на добычу охотничьих ресурсов в тот район, в котором охотничьих ресурсов нет, либо их мало не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Так, согласно Указу Главы РД «О лимите и квотах добычи охотничьих ресурсов (копытных и бурого медведя) на территории РД» (далее – Указ)» на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года утверждены: лимит добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, Республики Дагестан, за исключением лимитов в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, согласно приложению N 1; квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий в Республике Дагестан согласно приложению N2.
Из приложения №1 Указа усматривается, что в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий РД, за исключением лимитов в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях Федерального значения включены: Бурый медведь, Косуля европейская и Тур Дагестанский.
В заявлении от 18.05.2021 административным истцом в качестве сведений о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве указана 1 особь дикого кабана, который не включен в Указ Главы РД «О лимите и квотах добычи охотничьих ресурсов (копытных и бурого медведя) на территории РД».
В соответствии с пунктом 2.9 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РД от 24 октября 2012 г. N 318 «Об утверждении административного регламента по предоставлению министерством природных ресурсов и экологии РД государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в целях любительской и спортивной охоты, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» Минприроды РД не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с законодательством находятся в распоряжении органов государственной власти, предоставляющих государственную услугу, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона.
Итак, представителем административного ответчика суду не представлены доказательства, подтверждающие его доводы о несоответствии поданного Касумовым М.А. заявления 18.05.2021 требованиям порядка подачи заявок и заявлений, предусмотренным Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года №379.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ответ Министерства природных ресурсов и экологии РД от 27.05.2021 № нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.
Суд в качестве способа восстановления нарушенного права Касумова М.А. полагает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии РД обязанность повторно рассмотреть заявление Касумова М.А. от 18 мая 2021 года на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в целях любительской и спортивной охоты на общедоступных охотничьих угодьях Республики Дагестан.
При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.
В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Предложенная административным истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение путем выдачи Касумову М.А. разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в целях любительской и спортивной охоты на общедоступных охотничьих угодьях Республики Дагестан.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично административные исковые требования Касумова ФИО8 к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Признать незаконным ответ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 27.05.2021 года № об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан повторно рассмотреть заявление Касумова ФИО9 от 18 мая 2021 года на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в целях любительской и спортивной охоты на общедоступных охотничьих угодьях Республики Дагестан.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2021 года.
Председательствующий судья В.И. Мукаилова