Решение по делу № 2-217/2023 от 01.06.2023

11RS0012-01-2023-000565-30                                                                                            Дело № 2-217/2023

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

01 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» к Ситниковой Е.Н. о взыскании неосновательно полученных выплат,

установил:

ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» обратился в суд с иском к Ситниковой Е.Н. о взыскании неосновательно полученных выплат. В обоснование иска указано, что ответчику на основании заявлений за период с 01.12.2011 по 30.09.2022 были выплачены МСП в виде государственной социальной помощи в виде пособия малоимущей семье в размере 17 800,00 рублей, материальной помощи на приобретение одежды и обуви (нахождения в сложной жизненной ситуации) в размере 29 378,00 рублей, единовременной денежной выплаты на ведение садоводства и городничества в размере 2500,00 рублей, государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 16 751,00 рубля, ежемесячной денежной выплаты на рожденного третьего ребенка и(или) последующих детей в размере 425 275,00 рублей, ежемесячного пособия на детей в размере 280 497,73 рублей. В тоже время в сентябре 2022 года стало известно о предоставлении ответчиком недостоверных сведений в части семейного положения, в связи с чем произошла переплата денежных средств в размере 772 201 рубля 73 копеек. Поскольку ответчик в добровольно порядке не возместила неосновательно полученных денежных средств, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

До начала рассмотрения дела по существу истец уточнил исковые требования: просит взыскать с Ситниковой Е.Н. неосновательно полученные денежные средства в размере 1 193 614 рублей 73 копеек, в том числе: государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущей семье в размере 17 800,00 рублей, материальная помощь на приобретение одежды и обуви (нахождения в сложной жизненной ситуации) в размере 29 378,00 рублей, единовременная денежная выплата на ведение садоводства и городничества в размере 2500,00 рублей, государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 16 751,00 рубля, ежемесячная денежная выплата на рождение третьего ребенка и(или) последующих детей в размере       425 275,00 рублей, ежемесячное пособие на детей в размере 280 497,73 рублей, ежемесячная денежная выплата на ребенка от 3-х до 7-ми лет в размере 421 413,00 рублей.

Определением суда от 03.07.2023 уточненные требования приняты к производству суда.

Представитель истца, действующая на основании доверенности с соответствующими полномочиями, на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, при этом пояснила, что и при предоставлении сведений о полученных алиментах ответчик имела бы право на получение мер социальной поддержки, изменилась бы только сумма получаемой поддержки. Не оспаривала, что ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» имела возможность произвести проверку достоверности представленных Ситниковой Е.Н. сведений, однако данным правом не воспользовалось, поскольку ответственность за предоставление достоверной информации о доходах семьи лежит на получателе МСП.

Ответчик Ситникова Е.Н., извещенная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявив пропуск истцом срока исковой давности. Ранее иск не признала, указав, что не оспаривает факт получения МСП в заявленном истцом размере, однако умысла сокрыть информацию о составе семьи и полученных доходов в виде алиментов на ребенка не имела, при этом сотрудники истца порядок предоставления документов на получением МСП не разъясняли, в то время как не были лишены возможности самостоятельно проверить представленные документы.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Ситниковой Е.н., суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Отсюда, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и социальных.

В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 39 (части 1 и 2), которой корреспондирует статья 40 (части 1 и 2) Конституции Республики Коми, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Конституция Республики Коми провозглашает, что социальная и экономическая политика в Республике Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11), государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 17).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Данное положение отражено и в ст. 64 ч. 1 п. «ж» Конституции Республики Коми.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки, законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, порядка и условий их предоставления.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом определены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу ст. 3 вышеназванного Федерального закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. (ст. 7 Закона          № 178-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 178-ФЗ порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных бюджетных средств.

При системном анализе положений статей 3, 7, 8 Федерального закона № 178-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статей 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих принципы бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, приходим к выводу, что Республика Коми вправе самостоятельно устанавливать виды, объем и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Согласно ч. 2 ст. 64 Конституции Республики Коми по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.

В силу приведенных выше конституционных положений в Российской Федерации установлена двухуровневая система нормативно-правового регулирования правоотношений по вопросам оказания мер социальной поддержки ветеранов: на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (определение форм и объемов предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда) отнесены федеральным законодателем к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным статьей 12(1) Федерального закона «О государственной социальной помощи» в Республике Коми 12 ноября 2004 года принят Закон «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» № 56-РЗ.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РК № 56-РЗ от 12.11.2004 государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан. Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан. Независящей причиной, по которой трудоспособные граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, не может считаться для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью либо использующих в качестве единственного источника дохода личное подсобное хозяйство, наличие доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения.

В целях реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» Правительством Республики Коми 31 декабря 2004 года утверждено Постановление № 281 с Порядком о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, предоставления им государственной социальной помощи в виде социального пособия.

Согласно Порядка № 281 при расчете доходов семьи для получения МСП учитываются все доходы семьи, в том числе и полученные алименты на содержание несовершеннолетних детей. При этом гражданин, желающий получать МСП, должен был предоставить и документы на несовершеннолетних членов семьи (копии свидетельства о рождении).

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что в период с 01.12.2011 по 30.09.2022 Ситникова Е.Н. неоднократно обращалась в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки по категориям многодетной и малоимущей семьи, при этом представляла документы о составе семьи и ее доходах, в том числе копию свидетельства о рождении и на несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., в котором в графе «отец» стоит прочерк.

Ситникова Е.Н. предупреждалась, что государственная услуга, предоставленная неправомерно в следствие предоставления с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, на назначение и выплату государственной услуги или на исчисление ее размера, взыскивается в установленном законодательством порядке, что подтверждается ее подписью.

За период с 01.12.2011 по 30.09.2022 на основании заявлений Ситниковой Е.Н. последней были выплачены меры социальной поддержки на общую сумму                   1 193 614 рублей 73 копеек, в том числе: государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущей семье в размере 17 800,00 рублей, материальная помощь на приобретение одежды и обуви (нахождения в сложной жизненной ситуации) в размере 29 378,00 рублей, единовременная денежная выплата на ведение садоводства и городничества в размере 2500,00 рублей, государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 16 751,00 рубля, ежемесячная денежная выплата на рождение третьего ребенка и(или) последующих детей в размере       425 275,00 рублей, ежемесячное пособие на детей в размере 280 497,73 рублей, ежемесячная денежная выплата на ребенка от 3-х до 7-ми лет в размере 421 413,00 рублей

Ответчик не оспаривает факт получения от истца вышеуказанных средств.

В случае наступления в расчетном периоде изменений состава семьи, размера доходов гражданина и (или) членов его семьи и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности, которое не было известно гражданину на дату подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, гражданин обязан известить центр, который признал семью или одиноко проживающего гражданина малоимущими, в течение двух недель со дня, когда гражданин узнал о наступлении таких изменений (п. 15 Правил № 281).

В тоже время из письменных материалов дела следует, что на основании решения Прилузского районного суда Республики Коми от 17.11.2011 (Дело № ) установлено <данные изъяты> при этом с ФИО4 в пользу Ситниковой Е.Н. были взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере ? части заработка и(или) иного дохода, ежемесячно, начиная с 07.11.2011 и до совершеннолетия ребенка.

При этом из материалов исполнительного производства следует, что Ситникова Е.Н. получала алименты на содержание сына ФИО1, которые не были учтены при предоставлении последней мер социальной поддержки.

В силу ст. 1102 п. 1 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

С учетом того, что переплата МСП произошла по вине Ситникова Е.Н. - в нарушение требований закона не сообщила ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об изменении имущественного положения, последняя не может быть освобождена от обязанности возврата необоснованно полученных денежных средств.

В тоже время из пояснений представителя истца следует, что и при предоставлении сведений об отце несовершеннолетнего ФИО1 и полученных на содержание последнего алиментов ответчик бы сохранила статус малоимущей и право на получение мер социальной поддержки, при этом изменился бы размер последних только по категории «для детей одиноких матерей (отцов)».

Из информации, представленной истцом по запросу суда, следует, что в случае предоставления Ситниковой Е.Н. сведений об алиментах размер МСП по категории «для детей одиноких матерей (отцов)» составил бы 257 271 рубль 57 копеек, в то время как Ситниковой Е.Н. было получено 280 290 рублей 79 копеек.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что размер необоснованно полученных Ситниковой Е.Н. мер социальной поддержки составляет 23 019 рублей         22 копейки.

В тоже время ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд.

Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

В соответствии со статьей 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

На основании ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Суд исходит из того, что истец, как организация, предоставляющая государственные услуги, имела право и в силу предоставленных ей полномочий должна была проверить представленные ответчиком документы для получения МСП, что ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» при наличии объективной возможности сделано не было, что не оспаривалось и представителем истца, в связи с чем суд считает возможным применить срок исковой давности к периоду с 01.12.2011 по 31.05.2020 (три года до 01.06.2023 - даты обращения в суд).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с Ситниковой Е.Н. подлежит взысканию сумма мер социальной поддержки в размере 7011 рублей 60 копеек по категории «для дней одиноких матерей (отцов)».

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям надлежит взыскать госпошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям           ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

         Исковое заявление Государственного бюджетного учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района»                   (ИНН 1112004090) к Ситниковой Е.Н. (<данные изъяты>) о взыскании неосновательно полученных выплат - удовлетворить частично.

Взыскать с Ситниковой Е.Н. в пользу Государственного бюджетного учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» пособие по категории «для детей одиноких матерей (отцов)» в размере 7011 (Семь тысяч одиннадцать) рублей 60 копеек.

Взыскать с Ситниковой Е.Н. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копейки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий                                                      Т.В. Можегова

Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2023 года.

2-217/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУ РК "Комплексный ЦСЗН Прилузского района"
Ответчики
Ситникова Екатерина Николаевна
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
01.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее