Решение по делу № 2-2065/2022 от 10.01.2022

Дело № 2-2065/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      15 июня 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Семенюк С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах несовершеннолетних Петровой ВН, Петрова ВН, Петрова ВН, Штоколенко ВН к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на дополнительные меры социальной поддержки в виде права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по восстановлению права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних Петровой В.Н., Петрова Г.Н., Петрова Ю.Н., Штоколенко Д.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о признании права на дополнительные меры социальной поддержки в виде права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по восстановлению права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнения исковых требований - л.д. 99-103).

В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района по поручению прокуратуры Челябинской области проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области по вопросу нарушения прав несовершеннолетних на получение материнского (семейного) капитала. Проверочными мероприятиями установлено, что решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Приговором Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что средствами материнского (семейного) капитала от имени матери несовершеннолетних детей Петрова Г.Н., Петрова Ю.Н. распорядилось должностное лицо УПФР в <адрес> ФИО8, о чем ФИО13 уведомлена не была. Обращаясь с настоящим иском, прокурор считает, что данные неправомерные действия не исключают право несовершеннолетних детей на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде права на материнский (семейный) капитал.

Старший помощник прокурора Центрального района г.Челябинска Пиняева О.Д., действующая на основании поручения прокурора Октябрьского района, в судебном заседании на удовлетворении уточненного искового заявления настаивала в полном объеме.

Истцы Петров Г.Н., Петров Ю.Н. и их законный представитель Васильева Е.В. в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.

Истец Петрова В.Н. и ее законный представитель Праскунина А.Ю. в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.

Законный представитель малолетнего Штоколенко Д.В. - Петрова Н.В. судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области - Жгунова Л.М. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по доводам, указанным в письменном отзыве.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата.

В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

В силу ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что у ФИО13 возникло право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка Петрова Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Октябрьском районе Челябинской области принято решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, с учетом коэффициентов индексации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер которого составил 453026 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ произошло перечисление денежных средств материнского (семейного) капитала – списание с лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки ФИО13 по направлению «улучшение жилищных условий».

Однако, решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей.

Так же приговором Центрального районного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что средствами материнского (семейного) капитала от имени матери несовершеннолетних детей распорядилось должностное лицо УПФР в Октябрьском районе Челябинской области ФИО8, о чем ФИО13 уведомлена не была, лично в УПФР в Октябрьском районе Челябинской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала не обращалась.

На основании ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право лица, получившего государственный сертификат, прекращается в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Возможность восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме законом не предусмотрена.

При этом, руководствуясь положениями статьи 3, устанавливающей круг лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал, а также частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», содержащей исчерпывающий перечень оснований отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, а так же установленный факт того, что первоначально материнский (семейный) капитал был реализован не имеющим на него правом третьим лицом в результате преступного деяния, о чем свидетельствует состоявшийся и вступивший в законную силу приговор суда, суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетние дети Петрова В.Н., Петров Г.Н., Петров Ю.Н., Штоколенко Д.В. не утратили право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку данное право они не реализовали.

Преступное использование средств материнского капитала третьим лицом не достигло своей цели, предусмотренной ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В силу п. 51 Распоряжения Правления ПФ РФ от 12 марта 2014 года № 94р «Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки» ранее закрытое дело восстанавливается в случаях: возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала; обращения лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в территориальный орган ПФР с документом, подтверждающим восстановление его в родительских правах (погашение (снятие) с него судимости) - до принятия решения по заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отца детей, детей или его (их) представителей; получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, несовершеннолетние должны быть восстановлены в праве на распоряжение средствами материнского (семейного капитала).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Октябрьского района в интересах несовершеннолетних Петровой ВН, Петрова ВН, Петрова ВН, Штоколенко ВН к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на дополнительные меры социальной поддержки в виде права на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по восстановлению права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала удовлетворить.

Признать право на дополнительные меры социальной поддержки в виде права на материнский (семейный) капитал за Петровой ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Петровым ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Петровым ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Штоколенко ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> восстановить право Петровой ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Петрова ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Петрова ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Штоколенко ВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:         п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 24 июня 2022 года.

Копия верна.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: С.А. Семенюк     

2-2065/2022

74RS0002-01-2022-000010-52

Центральный районный суд г. Челябинска

2-2065/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Праскунина Алена Юрьевна
Прокурор Октябрьского района Поздеев А.М.
Информация скрыта
Васильева Елена Викторовна
Петрова Надежда Васильевна
Ответчики
ОПФР по Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.04.2022Предварительное судебное заседание
04.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.04.2022Предварительное судебное заседание
19.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2022Дело оформлено
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее