Решение по делу № 33-158/2022 от 11.01.2022

Судья – Ионов И.А.                       Дело № 2-3725/2021-33-158/2022

                            УИД 53RS0022-01-2021-000224-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 года                                               Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Бобряшовой Л.П.,

судей Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,

при секретаре Семёновой М.И.,

с участием представителя истца Орлова А.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 октября 2021 года по иску П. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству, ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья,

У с т а н о в и л а :

П. обратилась с исковым заявлением к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделению г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казначейству, УФК по Новгородской области об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья.

В обоснование иска указано, что на основании решения Валдайского районного суда Новгородской области от 9 сентября 2015 года по делу № <...> истица Псковским отделением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации была включена в планируемом году с апреля 2015 года в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, как проживающих на территории закрытого военного городка. Однако об исполнении указанного решения, о времени его исполнения истца никто не известил. Вплоть до 2020 года, несмотря на многократные обращения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, соответствующий сертификат на получение выплаты ей так и не был выдан.

П. полагает, что столь длительным бездействием существенно нарушаются её право на получение указанной социальной выплаты и право на жилище. Истец уже много лет не может реализовать свое право на переселение в г. Санкт-Петербург, так как при обращении за социальной выплатой она определила своё будущее место жительства – г. Санкт-Петербург. И, исходя из приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2019 года № 827/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года» полагает, что размер причитающейся ей социальной выплаты в 2020 году и подлежащей взысканию составляет 3 054 102,84 руб. (76 429 руб. х 1,2 х 33,3 кв. м)

В связи с этим истец просила суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориального отделения г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в несовершении всех необходимых действий для производства социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище на 2011 – 2015 годы», взыскать с казны Российской Федерации сумму социальной выплаты для приобретения жилья в размере 3 054 102,84 руб.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 26 октября 2021 года исковые требования П. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе П. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что судом были нарушены нормы процессуального права, в частности, неверно оценены обстоятельства по делу, не приняты во внимание доказательства, подтверждающие факт бездействия ответчиков, неправильно распределено бремя доказывания между истцом и ответчиками.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем истца Орловым А.И., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее также – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном Правилами, имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р (в редакции, действовавшей до 26 февраля 2020 года) г. <...>, где проживает П., включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

Исходя из пункта 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В силу пункта 18 Правил выдача сертификатов осуществляется гражданам, указанным в подпункте «б» пункта 5 Правил, – федеральным органом, в сфере ведения которого находится закрытый военный городок или поселок (находился населенный пункт, исключенный из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков), из которого подлежат переселению указанные граждане.

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что порядок учета граждан, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки (находились населенные пункты, исключенные из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков).

Процедура выпуска и распределения сертификатов регламентирована положениями пунктов 35, 36 Правил.

Для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет документы, перечисленные в пункте 44 Правил.

Согласно пункту 48 Правил социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 515 утверждены Порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее – Порядок).

На основании подпункта 4 пункта 2 Порядка в Министерстве обороны право на получение сертификата имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил.

Согласно пункту 5 Порядка уполномоченный орган ведет реестр граждан, проживающих (проживавших) на территории закрытых военных городков и изъявивших желание получить сертификат, - в отношении граждан, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящего Порядка.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что после получения доведенных в соответствии с пунктом 28 Правил ответственным исполнителем государственной программы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год уполномоченный орган на основании реестров, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, формирует список получателей сертификатов, который, согласно подпункту 2 пункта 10 Порядка формируется в последовательности, определяемой датой подачи (отправки по почте) ими заявления на участие в ведомственной целевой программе в уполномоченный орган (специализированную организацию).

Ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710).

Органом, уполномоченным осуществлять деятельность по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, проживающих на территории закрытого военного городка, расположенного в г. <...>, является ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС».

Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что П. с 1990 года зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении, относившимся к фонду Министерства обороны Российской Федерации, по адресу: <...>.

Вступившим в законную силу решением Валдайского районного суда Новгородской области от 9 сентября 2015 года по делу <...> Псковское отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включило истца в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, как проживающих на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации <...> и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

На основании данного решения Псковским отделением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации П. включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков с 22 апреля 2015 года.

Как следует из материалов дела, по сообщению ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» на 2020 год в указанный реестр включены 1460 участников ведомственной целевой программы с датами постановки на учет ранее 22 апреля 2015 года.

Таким образом, Новгородский районный суд, отказывая в удовлетворении заявленных П. требований об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья, исходил из того обстоятельства, что оснований для включения П. в списки граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и предоставления ей такого сертификата не имелось, поскольку последняя была включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, позднее отчётной даты, то есть после 22 апреля 2015 года.

С учётом изложенного, поскольку исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов связано с наличием и объемами бюджетного финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год, то обеспечение граждан сертификатами осуществляется в порядке очередности, из чего следует, что П. в предоставляемом праве по состоянию на момент подачи искового заявления ограничена не была.

Кроме того, согласно п. 7 Правил из числа граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в первоочередном порядке - гражданам, указанным в абзацах девятом и двенадцатом подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.

Основной нормой, устанавливающей право на предоставление жилых помещений вне очереди, является часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой таким правом обладают:

1) граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 указанной части);

2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса (пункт 3 указанной части).

Заявленное же П. требование о взыскании денежных средств взамен государственного жилищного сертификата направлено, как сделал правильный вывод суд первой инстанции, на внеочередное улучшение жилищных условий, в то время как П. не относится к категории лиц, которым соответствующие сертификаты или, как следствие, выплаты по ним денежных средств, предоставляются вне очереди, а также на нарушение прав иных граждан-участников подпрограммы.

Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о бездействии ответчиков, которым бы нарушались права истца по получению государственного жилищного сертификата, не установлено и, следовательно, соответствующий вывод районного суда признаётся судебной коллегией правильным.

Денежные средства взамен выдачи государственного жилищного сертификата, о чем просила П., также не могут быть взысканы за счет казны Российской Федерации ввиду наличия законодательно установленного механизма улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан путем выдачи государственного жилищного сертификата, очередность получения которого до истца на момент подачи искового заявления ещё не дошла.

На основании изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания как признавать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в несовершении всех необходимых действий для производства социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище на 2011 – 2015 годы», так и взыскивать с казны Российской Федерации в пользу истца заявленную ко взысканию сумму социальной выплаты для приобретения жилья в размере 3 054 102,84 руб.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к повторному изложению заявленных требований и к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на неверном применении норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения.

Тот факт, что суд не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может являться основанием для его отмены.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу П. – без удовлетворения.

Председательствующий:                Л.П. Бобряшова

Судьи:                            Н.В. Тарасова

                                И.В. Реброва

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>.

33-158/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Пугачёва Кристина Борисовна
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральное казначейство в лице УФК по Новгородской области
Министерство обороны Российской Федерации
ФГАУ Росжилкомплекс
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Бобряшова Людмила Петровна
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
11.01.2022Передача дела судье
02.02.2022Судебное заседание
08.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2022Передано в экспедицию
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее