Дело №2-251/2024
УИД 57RS0003-01-2024-000389-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2024 года пгт. Глазуновка Орловской области
Глазуновский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Сухова Ю.Т.,
с участием заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёва И.В.,
при секретаре судебного заседания Тамарковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёва И.В., действующего в интересах Д.В.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
заместитель прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В., действующий в интересах Д.В.Н., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Глазуновская центральная районная больница» (далее по тексту - БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ») об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Глазуновского района по обращению Д.В.Н., проведена проверка по вопросу обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями льготной категории граждан за счет бюджетных средств, по результатам которой установлено, что Д.В.Н. состоит на учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета, в том числе, лекарственным препаратом <данные изъяты>. При наблюдении в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» Д.В.Н. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата <данные изъяты> в истекшем периоде 2024 года лечащим врачом своевременно не выписывались, лекарственные препараты и медицинские изделия в аптечной сети бесплатно не отпускались. Врачами БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» Г.Д.В., Н.А.ВД.В.Н.. 25.07.2024, 22.08.2024 Д.В.Н. выданы рецепты серия 54-24 <№>, серия 54-24 <№> на получение «<данные изъяты>), 25.07.2024, 22.08.2024 выданы рецепты серия 54-24 <№>, серия 54-24 <№> на получение медицинских изделий - <данные изъяты>, которые поставлены на отсроченное исполнение. Указал, что БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлена соответствующая заявка в целях обеспечения в 2024 году Д.В.Н. лекарственными средствами, однако Д.В.Н. в полном объеме не обеспечен лекарственными средствами и медицинскими изделиями. На основании изложенного просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области, обеспечить бесплатное предоставление Д.В.Н. лекарственного препарата <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст.212 ГПК РФ; обязать БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» обеспечить своевременный отпуск рецептов на бесплатное обеспечение Д.В.Н. лекарственным препаратом <данные изъяты> постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом.
В судебном заседании заместитель прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В., уточнив исковые требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), окончательно просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Д.В.Н. лекарственного препарата <данные изъяты> а также медицинских изделий <данные изъяты>, постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст.212 ГПК РФ.
Протокольным определением суда от 21.10.2024 БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Д.В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении слушанием дела не просил.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (ст.41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно пункта «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № ФЗ) предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 5 Федерального закона от 17.07.1999 №178 -ФЗ «О государственной социально помощи» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст. 1 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942 «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» (далее- Закон № 942) льготное лекарственное обеспечение граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) бесплатно и с 50-процентной скидкой от свободных цен, утверждаемым Правительством Орловской области в соответствии с действующим законодательством.
Статьями 3, 4 Закона № 942 предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию настоящего Закона осуществляется за счет средств бюджета Орловской области. Контроль за льготным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан осуществляет орган исполнительный государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере здравоохранения.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, лица, больные диабетом обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами диагностики.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо усмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно п. 1, пп.6 п. 5.5, п. 5.18, 5.28 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 Департамент здравоохранения Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с процентной скидкой.
С учетом вышеназванных положений законодательства, обеспечение гражданина, проживающего в Орловской области, бесплатными медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект федерации Орловскую область в лице компетентного исполнительного органа Департамента здравоохранения Орловской области, с осуществлением финансирования за счет федерального бюджета и бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Д.В.Н. состоит на учете в БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>, является региональным льготником (<данные изъяты>), и подлежит обеспечению льготными препаратами, в том числе, лекарственным препаратом <данные изъяты> <данные изъяты>
Из материалов дела усматривается, что врачами БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» Г.Д.В., Н.А.ВД.В.Н.. 25.07.2024, 22.08.2024 Д.В.Н. выданы рецепты серия 54-24 <№>, серия 54-24 <№> на получение <данные изъяты> 25.07.2024, 22.08.2024 выданы рецепты серия 54-24 <№>, серия 54-24 <№> на получение медицинских изделий - <данные изъяты>, которые поставлены на отсроченное исполнение, в связи с отсутствием препаратов в аптечной сети <данные изъяты>
Установлено, что БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлена соответствующая заявка на лекарственные препараты, медицинские изделия для обеспечения граждан в 2024 году за счет федерального бюджета, регионального бюджета, граждан, страдающих редкими заболеваниями <данные изъяты>
Из материалов дела усматривается, что Д.В.Н. включен в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, нуждается в получении льготных лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе <данные изъяты> <данные изъяты>
При этом установлено, что БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области направлены дополнительные заявки на льготное обеспечение в 2024 году Д.В.Н. вышеуказанным лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (<данные изъяты>
Из представленных БУЗ ОО «Глазуновская ЦРБ» сведений о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющих право на получение набора социальных услуг усматривается, что за период с 01.01.2024 по 26.08.2024 Д.В.Н. отпущены лекарственные средства: 25.06.2024, – <данные изъяты>; 25.06.2024 - медицинские изделия <данные изъяты> <данные изъяты>
По обращению Д.В.Н., прокуратурой Глазуновского района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами льготной категории граждан за счет бюджетных средств, в рамках которой установлено, что Д.В.Н. не был своевременно обеспечен лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Принимая во внимание, что не обеспечение Д.В.Н. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями создает условия, угрожающие его жизни и здоровью, нарушает его конституционное право на своевременное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании Департамента здравоохранения Орловской области обеспечить Д.В.Н. лекарственным препаратом <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лекарственных препаратов и медицинских изделий лечащим врачом, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное необеспечение Д.В.Н. необходимым лекарственным препаратом и медицинским изделием является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёва И.В., действующего в интересах Д.В.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами– удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области <данные изъяты>) обеспечить бесплатное предоставление Д.В.Н., <данные изъяты> лекарственного препарата <данные изъяты>, а также медицинских изделий <данные изъяты> в необходимом количестве, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2024 года.
Председательствующий Ю.Т. Сухов