11RS0001-01-2018-017710-23 Дело № 2-1697/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А..,
с участием представителя ответчика Ковалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкара 20 ноября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Коданева А.А. к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности обеспечить доступ в здание офиса в соответствии с требованиями законодательства, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Коданев А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа в здание по адресу: ... переоборудовать пандус, входные площадки к нему, входные группы дверей, оборудовать место для приема, туалет с учетом требований СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб., судебных расходов – 10000 руб.
Определением суда от 31.05.2019 к производству приняты дополнительные требования о возложении на ответчика обязанности оборудовать у здания центрального офиса не менее одного парковочного места для стоянки автотранспорта для инвалидов.
В судебном заседании истец, представитель истца участия не принимают.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения требований по мотиву отсутствия с истцом договорных отношений, указывая, что потребителем предоставляемых услуг он не является, в связи с чем, необходимость посещения офиса отсутствует, в случае удовлетворения требований, просит снизить размер компенсации и судебных расходов.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав материала настоящего дела, и оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Российская Федерация, являясь государством-участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13 декабря 2006 года, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.
Конституционным и международным стандартам корреспондирует законодательство Российской Федерации.
Так, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).
В силу статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
Аналогичные положения содержались в Своде Правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001" "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предназначенных для разработки проектных решений общественных и иных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах названной выше Конвенции и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". И содержатся в Своде Правил СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр, действующих с 10.02.2017.
При рассмотрении дела установлено, что АО «Коми энергосбытовая компания» является собственником здания по адресу: ...
..., состоит в браке с Коданевой Н.П., супруги проживают по адресу: .... Ответчик предоставляет услуги по указанному адресу по договору, заключенному с Коданевой Н.П.
По доводам истца, ответчиком не обеспечены условия беспрепятственного доступа в здание для маломобильных групп населения, что влечет нарушение их прав.
Из заключения АНО «БТЭ при ТПП РК» №... от ** ** ** следует, что при проведении экспертного обследования входной группы административного здания АО «Коми энергосбытовая компания» установлено, что в тамбуре необходимо провести ремонтные работы по закреплению противоскользящего покрытия, регулировке дверных доводчиков и установить цветовую маркировку и тактильно-контрастные указатели, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Выполнение работ по приведению входной группы административного здания в соответствии с требованиями нормативных документов технически возможно без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции.
В процессе проведения обследования помещений на предмет наличия сантехнических помещений для доступного использования МГН установлено, что такое помещение в административном здании АО «Коми энергосбытовая компания» отсутствует. Для выполнения работ по устройству сантехнического помещения для маломобильных групп населения имеется техническая возможность по переоборудованию сантехнического помещения для персонала и посетителей в доступное сантехническое помещение для маломобильных групп населения с демонтажем ненесущих перегородок и установкой необходимого оборудования в соответствии с СП 59.13330.2016.
Кроме того, в помещении отсутствует окно для обслуживания маломобильных групп населения, в связи с чем, необходимо привести одно окно в соответствии с требованиями нормативных документов.
Кнопка вызова персонала отсутствует.
Заключением эксперта №...Д от ** ** ** установлено, что на огороженной металлическим забором площадке, примыкающей к административному зданию АО «Коми энергосбытовая компания», установлен опознавательный знак «Стоянка» и выполнена разметка краской белого цвета на асфальтовом покрытии площадки с нанесением одной горизонтальной линии параллельно ограждению и символа доступности.
При проведении обследования стоянки для маломобильных групп населения выявлено, что на парковочном месте установлен дорожный знак, нанесена одна горизонтальная линия параллельно металлическому ограждению и белой краской на асфальте нанесен символ доступности.
Установка дорожного знака, горизонтальная разметка и размеры парковочного места не соответствуют требованиям нормативных документов. Отсутствуют зоны безопасности шириной 1,2 м сбоку и сзади автомобиля. Парковочное место на территории АО «Коми энергосбытовая компания» не соответствуют безопасному передвижению инвалида-колясочника и выхода его из машины.
В связи с имеющейся технической возможностью необходимо выполнить работы по разметке парковочного места с его переносом в дальний угол площадки с обозначением зон безопасности, дорожной разметки, и нормативными размерами парковки в соответствии с требованиями нормативных документов.
Указанное заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59-60, 86 ГПК РФ, поскольку содержит ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом, выводы эксперта обоснованны и основаны на материалах гражданского дела и осмотре предмета исследования, заключение изложено полно и ясно. Оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется, эксперт имеют необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации и не заинтересован в исходе дела.
Стороной ответчика приведенные выводы экспертов, содержащиеся в заключениях, не оспариваются.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик АО «Коми энергосбытовая компания», владеющее зданием по адресу: ..., в силу приведенных норм права, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в него, однако, такие условия не созданы, в связи с чем, следует обязать АО «Коми энергосбытовая компания» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в принадлежащее ему здание.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства причинения вреда истцу, степень нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности, как инвалида, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 9500 руб.
Доводы ответчик об отсутствии оснований для удовлетворения требований ввиду отсутствия договорных отношений с истцом судом отклоняется, поскольку неисполнение требований законодательства по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа при отсутствии каких-либо ограничений, безусловно нарушает право на достойную жизнь, свободное развитие и причиняет нравственные страдания. При этом, тот факт, что потребителем услуг является супруга истца, в связи с чем, у Коданева А.А. отсутствовала необходимость посещения офиса не свидетельствует об обратном, доказательства в подтверждение довода о том, что фактически Коданев А.А. офис не посещал допустимыми доказательствами не подтвержден.
Равно как отклоняется судом довод ответчика о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, поскольку в силу положений действующего законодательства, в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов, т.е. действие правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех её аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе к объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами её граждан.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание вид и объем правовой помощи, оказанной истцу, категорию спора и уровень его сложности, затраченное время на его рассмотрение, количество судебных заседаний по делу, объем работы представителя истца, принятое судом решение, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным определить к взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 7500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК, суд
р е ш и л :
Обязать АО «Коми энергосбытовая компания» обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание по адресу: ..., в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства.
Взыскать с АО «Коми энергосбытовая компания» в пользу Коданева А.А. компенсацию морального вреда в размере 9500 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 7500 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В.Лушкова
Мотивированное решение составлено 25.11.2019.