Решение по делу № 2-1697/2019 от 25.12.2018

11RS0001-01-2018-017710-23 Дело № 2-1697/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А..,

с участием представителя ответчика Ковалевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкара 20 ноября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Коданева А.А. к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности обеспечить доступ в здание офиса в соответствии с требованиями законодательства, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Коданев А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к АО «Коми энергосбытовая компания» о возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа в здание по адресу: ... переоборудовать пандус, входные площадки к нему, входные группы дверей, оборудовать место для приема, туалет с учетом требований СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб., судебных расходов – 10000 руб.

Определением суда от 31.05.2019 к производству приняты дополнительные требования о возложении на ответчика обязанности оборудовать у здания центрального офиса не менее одного парковочного места для стоянки автотранспорта для инвалидов.

В судебном заседании истец, представитель истца участия не принимают.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения требований по мотиву отсутствия с истцом договорных отношений, указывая, что потребителем предоставляемых услуг он не является, в связи с чем, необходимость посещения офиса отсутствует, в случае удовлетворения требований, просит снизить размер компенсации и судебных расходов.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав материала настоящего дела, и оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация, являясь государством-участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13 декабря 2006 года, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.

Конституционным и международным стандартам корреспондирует законодательство Российской Федерации.

Так, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).

В силу статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.

Аналогичные положения содержались в Своде Правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001" "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предназначенных для разработки проектных решений общественных и иных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах названной выше Конвенции и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". И содержатся в Своде Правил СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр, действующих с 10.02.2017.

При рассмотрении дела установлено, что АО «Коми энергосбытовая компания» является собственником здания по адресу: ...

..., состоит в браке с Коданевой Н.П., супруги проживают по адресу: .... Ответчик предоставляет услуги по указанному адресу по договору, заключенному с Коданевой Н.П.

По доводам истца, ответчиком не обеспечены условия беспрепятственного доступа в здание для маломобильных групп населения, что влечет нарушение их прав.

Из заключения АНО «БТЭ при ТПП РК» №... от ** ** ** следует, что при проведении экспертного обследования входной группы административного здания АО «Коми энергосбытовая компания» установлено, что в тамбуре необходимо провести ремонтные работы по закреплению противоскользящего покрытия, регулировке дверных доводчиков и установить цветовую маркировку и тактильно-контрастные указатели, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Выполнение работ по приведению входной группы административного здания в соответствии с требованиями нормативных документов технически возможно без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции.

В процессе проведения обследования помещений на предмет наличия сантехнических помещений для доступного использования МГН установлено, что такое помещение в административном здании АО «Коми энергосбытовая компания» отсутствует. Для выполнения работ по устройству сантехнического помещения для маломобильных групп населения имеется техническая возможность по переоборудованию сантехнического помещения для персонала и посетителей в доступное сантехническое помещение для маломобильных групп населения с демонтажем ненесущих перегородок и установкой необходимого оборудования в соответствии с СП 59.13330.2016.

Кроме того, в помещении отсутствует окно для обслуживания маломобильных групп населения, в связи с чем, необходимо привести одно окно в соответствии с требованиями нормативных документов.

Кнопка вызова персонала отсутствует.

Заключением эксперта №...Д от ** ** ** установлено, что на огороженной металлическим забором площадке, примыкающей к административному зданию АО «Коми энергосбытовая компания», установлен опознавательный знак «Стоянка» и выполнена разметка краской белого цвета на асфальтовом покрытии площадки с нанесением одной горизонтальной линии параллельно ограждению и символа доступности.

При проведении обследования стоянки для маломобильных групп населения выявлено, что на парковочном месте установлен дорожный знак, нанесена одна горизонтальная линия параллельно металлическому ограждению и белой краской на асфальте нанесен символ доступности.

Установка дорожного знака, горизонтальная разметка и размеры парковочного места не соответствуют требованиям нормативных документов. Отсутствуют зоны безопасности шириной 1,2 м сбоку и сзади автомобиля. Парковочное место на территории АО «Коми энергосбытовая компания» не соответствуют безопасному передвижению инвалида-колясочника и выхода его из машины.

В связи с имеющейся технической возможностью необходимо выполнить работы по разметке парковочного места с его переносом в дальний угол площадки с обозначением зон безопасности, дорожной разметки, и нормативными размерами парковки в соответствии с требованиями нормативных документов.

Указанное заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59-60, 86 ГПК РФ, поскольку содержит ответы на вопросы, поставленные судом перед экспертом, выводы эксперта обоснованны и основаны на материалах гражданского дела и осмотре предмета исследования, заключение изложено полно и ясно. Оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется, эксперт имеют необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации и не заинтересован в исходе дела.

Стороной ответчика приведенные выводы экспертов, содержащиеся в заключениях, не оспариваются.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик АО «Коми энергосбытовая компания», владеющее зданием по адресу: ..., в силу приведенных норм права, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в него, однако, такие условия не созданы, в связи с чем, следует обязать АО «Коми энергосбытовая компания» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в принадлежащее ему здание.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства причинения вреда истцу, степень нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности, как инвалида, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 9500 руб.

Доводы ответчик об отсутствии оснований для удовлетворения требований ввиду отсутствия договорных отношений с истцом судом отклоняется, поскольку неисполнение требований законодательства по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа при отсутствии каких-либо ограничений, безусловно нарушает право на достойную жизнь, свободное развитие и причиняет нравственные страдания. При этом, тот факт, что потребителем услуг является супруга истца, в связи с чем, у Коданева А.А. отсутствовала необходимость посещения офиса не свидетельствует об обратном, доказательства в подтверждение довода о том, что фактически Коданев А.А. офис не посещал допустимыми доказательствами не подтвержден.

Равно как отклоняется судом довод ответчика о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, поскольку в силу положений действующего законодательства, в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов, т.е. действие правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех её аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе к объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами её граждан.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание вид и объем правовой помощи, оказанной истцу, категорию спора и уровень его сложности, затраченное время на его рассмотрение, количество судебных заседаний по делу, объем работы представителя истца, принятое судом решение, с учетом принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным определить к взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 7500 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК, суд

р е ш и л :

Обязать АО «Коми энергосбытовая компания» обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание по адресу: ..., в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства.

Взыскать с АО «Коми энергосбытовая компания» в пользу Коданева А.А. компенсацию морального вреда в размере 9500 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 7500 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья     С.В.Лушкова

Мотивированное решение составлено 25.11.2019.

2-1697/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коданев Альберт Анатольевич
Ответчики
АО "Коми энергосбытовая компания"
Другие
Шишкина Надежда Николаевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Лушкова Светлана Валерьевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Производство по делу возобновлено
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Производство по делу возобновлено
26.03.2020Судебное заседание
04.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее