Дело № 2а-1914/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Солдатковой Р.А.
при секретаре Чулак Ю.О.
с участием представителя административного истца Смолягина А.А.
представителя административного ответчика Савинковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Оренбурга к Стояновой Галине Ивановне о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Оренбурга обратилась в суд с указанным административным иском к Стояновой Г.И.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик имела в собственности земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, соответственно являлась плательщиком земельного налога.
09.10.2014 года земельный участок был отчужден.
Инспекция исчислила налогоплательщику земельный налог в размере 17805 рублей по сроку уплаты не позднее 1 декабря года, следующего зав истекшим периодом, направив в порядке статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление от 12.10.2017 года №80185885, в котором отражен расчет исчисленного земельного налога. В установленный законодательством о налогах и сборах срок исчисленная Инспекцией сумма земельного налога налогоплательщиком Стояновой Г.И. не уплачена, в связи с чем в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога и пени №8320 по состоянию на 12.12.2017 года. Указанное требование исполнено не было.
По заявлению Инспекции о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени от 23.04.2018 года мировым судьей судебного участка №1 Оренбургского района Оренбургской области был издан Судебный приказ от 24.04.2018 года о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, впоследствии на основании возражений должника (ответчика) определением мирового судьи от 18.05.2018 года Судебный приказ был отменен.
На основании изложенных обстоятельств, административный истец просит взыскать с административного ответчика Стояновой Г.И. недоимку по земельному налогу в размере 17805 рублей, пени в размере 48,96 рублей.
Административный истец, действуя через представителя Смолягина А.А.(доверенность от 28.08.2018 года, документ о высшем юридическом образовании от 30.06.2017 года) на удовлетворении административного иска настаивал, по доводам иска, указывая, что после выявления недоимки было направлено налоговое уведомление с установлением срока оплаты и расчета взыскиваемого налога. В связи с неуплатой, было направлено требование об уплате налога.
Административный ответчик Стоянова Г.И. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд определил рассмотреть дело без участия административного ответчика в порядке, определенном ч.2ст.289 КАС РФ.
Действуя через представителя Савинкову О.А.(доверенность от 17.05.2018 года, документ о высшем юридическом образовании от 18.06.2016 года) возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что административным истцом пропущен срок для обращения с указанным иском. При этом пояснила, что срок для обращения с указанным иском необходимо исчислять с момента продажи имущества в соответствии с требованиями статьи 196 Гражданского кодекса РФ. Более того, ответчик указывает, что задолженности по земельному налогу она не имела на момент продажи земельного участка, поскольку ей выдавалась справка налоговым органом, которую она не может представить в настоящее время.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате в том числе налога на землю налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
Положениями статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций; административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как разъяснено в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа (пункт 49).
Из материалов административного дела следует, что Стояновой Г.И., исходя из кадастровой стоимости, начислен земельный налог за 10 месяцев 2014 года в размере 45528 рублей, что соответствует периоду нахождения в собственности Стояновой Г.И. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
С учетом предыдущей переплаты в размере 27723 рубля налогоплательщику направлено налоговое уведомление N 80185885 от 12.10.2017 года по сроку уплаты до 01.12.2017 года об уплате недоимки по земельному налогу в размере 17805 рублей и пени в размере 48,96 рублей.
Земельный налог за указанный период уплачен не был; налогоплательщику выставлено требование N 8320 от 12.12.20117 года об уплате задолженности по уплате земельного налога за 2014год и пени в срок до 22.01.2018 года.
23 апреля 2018 года, то есть в пределах шестимесячного срока, ИФНС России по Центральному району г.Оренбурга обратилась к мировому судье судебного участка №1 Оренбургского района Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по земельному налогу в размере 17805 рублей и пени в размере 48,96 рублей за несвоевременную уплату данного налога. Судом установлено, что при составлении заявления административным истцом допущена техническая ошибка при указании налогового периода, указав 2016 год вместо правильного 2014 год.
24 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка №1 Оренбургского района Оренбургской области вынесен Судебный приказ №2А-1-44/18 о взыскании с должника Стояновой Г.И. земельного налога в размере 17805 рублей и пени в размере 48,96 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Оренбургского района Оренбургской области от 18 мая 2018 года Судебный приказ №2А-1-44/18 отменен в связи с поступившими возражениями Стояновой Г.И. относительно его исполнения, заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 КАС РФ.
16 июля 2018 года, также в пределах шестимесячного срока, ИФНС России по Центральному району г.Оренбурга обратилась в Оренбургский районный суд с настоящим административным исковым заявлением.
Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельств дела, объективно свидетельствующие о том, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, а также подтверждающие, что уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы земельного налога за 2014 год, суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что срок на подачу административного иска был пропущен административным истцом. Следовательно, оснований для применения последствий пропуска срока обращения в суд, предусмотренных ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации, путем отказа в административном иске, суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком в нарушение положений статьи 62 КАС РФ не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате земельного налога и пени за несвоевременную уплату данного налога в заявленном размере, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.
Административный истец при подаче административного иска освобождался от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Поскольку заявленные ИФНС требования удовлетворены, на основании статьи 114 КАС РФ с Стояновой Г.И. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 714,16 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17805 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 48,96 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░: №
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 714 ░░░░░░ 16 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03.09.2018 ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░