Судья Иколенко Н.В. № 33а – 2667/2020
№ 2а-173/2020
67RS0027-01-2020-000252-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2020 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Савушкиной О.С., Холиковой М.В.,
при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску Павлова Александра Анатольевича к избирательной комиссии муниципального образования Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации Каменева Дмитрия Анатольевича кандидатом в депутаты с <данные изъяты> апелляционной жалобой Павлова Александра Анатольевича на решение Шумячского районного суда Смоленской области от 13 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения Павлова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Каменева Д.А. против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Павлов А.А. обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области (далее – избирательная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии от 04 августа 2020 г. № 11/56 о регистрации Каменева Д.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу № 1. В обоснование требований указал, что 23 июля 2020 г. Советом депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области принято решение № 22 о назначении даты выборов депутатов Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва на 13 августа 2020 г. Постановлением избирательной комиссии от 04 августа 2020 г. № 11/56 Каменев Д.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва. Павлов А.А. являясь зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, считает незаконным и подлежащим отмене решение избирательной комиссии о регистрации Каменева Д.А. кандидатом в депутаты, поскольку последний, указав в заявлении о согласии баллотироваться сведения о том, что является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», не представил документ, подтверждающий сведения о принадлежности к политической партии и статус в ней, что является нарушением избирательного законодательства, влечет отмену решения о регистрации кандидата на основании подпунктов «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Павлов А.А. в судебном заседании административный иск поддержал.
Представитель избирательной комиссии, будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Каменев Д.А. возражал против удовлетворения административного иска.
Прокурор Смирнова Е.М. указала на отсутствие оснований для удовлетворения административно иска.
Решением Шумячского районного суда Смоленской области от 13 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Павлов А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает на несоответствие выводов суда требованиям избирательного законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего эти сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона является основанием для отмены решения о регистрации кандидата.
Поскольку Каменев Д.А. воспользовался правом заявлять о принадлежности к политической партии, в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 33) он обязан был подтвердить данные, указанные в заявлении о согласии баллотироваться о своей принадлежности к политической партии, предоставив справку или иной документ, подтверждающие такие сведения, однако, Каменев Д.А. такие документы не предоставил.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шумячского района Смоленской области считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку документ о принадлежности к политической партии для лиц, выдвинувших свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, прямо не относится к числу необходимых и обязательных документов, представляемых для уведомления о выдвижении согласно пункту 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того, заявление о принадлежности к политической партии является правом, а не обязанностью лица.
В возражениях на апелляционную жалобу Каменев Д.А. указывает на правильность принятого судом решения, недостаточную информированность членов избирательной комиссии о положениях действующего законодательства, в связи с чем, им были предоставлены только те документы, которые требовала избирательная комиссия. В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия обязана была известить его о несоблюдении требований закона к оформлению документов и предоставить возможность устранить выявленные недостатки. Однако о необходимости представить в избирательную комиссию справку о подтверждении совей партийной принадлежности, он узнал после регистрации. Является ли справка необходимым документом, который должен прилагаться к заявлению в избирательной комиссии уточнять не стал. Для себя, хотел получить справку в Смоленском отделении региональной политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», но ввиду ограничений, вызванных кароновирусом, решил не рисковать с ее получением.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель избирательной комиссии, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Избирательная комиссия просила о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Статьей 32 Конституции РФ провозглашено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "в"" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области от 23.06.2020 г. № 22 назначены выборы депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва на 13 сентября 2020 г.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области от 24 июля 2020 г. № 841 Павлов А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу № 1, выдвинутого избирательным объединением Шумячского местного отделения Смоленского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
28 июля 2020 г. с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения в избирательную комиссию обратился Каменев Д.А. В заявлении Каменев Д.А. указал помимо прочего, что является членом политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Каменев Д.А. представил в избирательную комиссию уведомление о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом на должность депутата Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области, копию своего паспорта, копию диплома об образовании, справку с места работы.
Каменев Д.А. не представил в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться документ, подтверждающий указанные им в заявлении сведения о принадлежности к политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и свой статус в этой политической партии.
Постановлением избирательной комиссии от 04 августа 2020 г. № 11/56 Каменев Д.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу № 1, выдвинутому в порядке самовыдвижения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявлять о принадлежности к политической партии является правом кандидата и соответственно не является обязательным представление в избирательную комиссию документа о принадлежности кандидата к политической партии и о его статусе в партии.
Однако, указанные выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Как разъяснено в пункте 5.3.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6, если в своем заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему округу кандидат указывает свою принадлежность к политической партии, указанную информацию кандидат обязан подтвердить представив справку, иной документ, подтверждающий данные сведения (примерная форма приведена в приложении № ? к настоящим Методическим рекомендациям). В справке, ином документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, членство, статус и наименование политической партии, в которой состоит кандидат. Справка должна быть подписана уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, с проставлением печати.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае, если кандидат воспользовался указанным правом и указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, он обязан представить вместе с заявлением документ, подтверждающий указанные сведения, подписанный уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Учитывая, что Каменев Д.А. не представил в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться документ, подтверждающий указанные им в заявлении сведения о принадлежности к политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и свой статус в этой политической партии, в силу подпункта "в"" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" у избирательной комиссии имелось основание для отказа в регистрации кандидатом Каменева Д.А.. (аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 91-АПГ16-5).
В этой связи, руководствуясь пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявленные требования о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления избирательной комиссии о регистрации Каменева Д.А. кандидатом в депутаты подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене, как вынесенное при неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Шумячского районного суда Смоленской области от 13 августа 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Павлова Александра Анатольевича к избирательной комиссии муниципального образования Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации Каменева Дмитрия Анатольевича кандидатом в депутаты удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление избирательной комиссии муниципального образования Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области от 04 августа 2020 г. № 11/56 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Озерного сельского поселения Шумячского района Смоленской области четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу № 1 Каменева Дмитрия Анатольевича, выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: