Решение по делу № 2-1098/2021 от 25.03.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1098/2021 по иску прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Мункуева Валерия Дамдиновича, Черкасова Виктора Андреевича, Цыбикова Эдуарда Николаевича, Фадеева Александры Семеновны, Малановой (Дымпиловой) Сыренжит Егниновны, Зарубина Алексея Николаевича, Недялко Виктории Александровны, Доржиевой Эльвиры Сангарисовны, Жамбалова Виктора Жамбал-Доржиевича, Слепнева Николая Яковлевича, Фроловой Татьяны Даниловны, Содномовой Светланы Лопсоновны, Бадмаева Жаргала Цыбикдоржиевича, Падерина Бориса Алексеевича, Долгобородова Андрея Николаевича, Ангрускаева Лопсона Анатольевича, Ванжилова Чингиса Мункожаргаловича, Лизунова Артема Викторовича, Дондокова Тумэна Норбоевича, Будаевой Бэлэгмы Цырендоржиевны, Дашиева Юрия Маратовича, Ярковой Ольги Викторовны, Ханхаева Сергея Александровича, Очировой Аюны Чултумовны, Ждановой Анны Николаевны, Варанкиной Екатерины Викторовны, Дамбаева Жаргала Бадмажаповича, Бальжинимаева Алексея Баировича, Вериго Любовь Александровны, Игумнова Ивана Николаевича, Молоновой Юлии Буянтуевны, Самуйловича Евгения Леонидовича, Мурдоновой Алины Витальевны, Цоктоевой (Ивановой) Елены Владимировны, Намсараева Сергея Викторовича, Дугарова Андрея Андреевича, Бильдаковой Ольги Сергеевны, Доржиева Виктора Валерьевича, Золотухина Владимира Сергеевича к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании действий незаконными и обязании предоставить иные жилые помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах истцов, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании незаконными действий Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившихся в признании пригодными для проживания жилых помещений, возложении на Министерство социальной защиты населения РБ обязанности предоставить истцам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения взамен предоставленных им ранее непригодных для проживания.

В обоснование иска указывал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки по обращению граждан о нарушении их жилищных прав установлено, что истцы относятся к категории детей-сирот. В целях соблюдения их жилищных прав им предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенные в ... и ... РБ, заключены договоры найма специализированного жилого помещения. Далее, установлено, что в производстве руководителя отделения по расследованию преступлений в отношении несовершеннолетних шестого следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета РФ находилось уголовное дело ..., которое в настоящее время направлено в суд для рассмотрения по существу. В ходе предварительного следствия следственным органом назначены комиссионные строительно-технические экспертизы, по результатам которых вынесены заключения о том, что предоставленные заявителям жилые помещения не соответствуют строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, имеют категорию технического состояния «недопустимое состояние». Кроме того, установлено, что следователем по особо важным делам следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятия возбуждено и расследуется уголовное дело ... от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе предварительного расследования следственным органом назначены и проведены строительно-технические экспертизы, по результатам которых вынесены заключения о том, что предоставленные заявителям жилые помещения, расположенные по указанным выше адресам не соответствуют строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, являются строениями временного назначения, имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) не позволяют использовать данные дома для круглогодичного проживания людей, опасны для проживания людей по пожарно-техническим и сейсмическим характеристикам. Вместе с тем, жилые помещения, предоставленные заявителям, были осмотрены и приняты Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а в последующем переданы лицам, из числа детей-сирот. Из обращений граждан следует, что в процессе эксплуатации жилых помещений стали появляться дефекты, допущенные при строительстве дома, а именно: стены потрескались, везде появилась плесень, повысилась влажность в помещении, дует с окон, пола, двери, печь рассыпалась, при топке печи дым не выходит в трубу, в квартире очень холодно, во время дождя из отверстия для вентиляции воздуха протекает вода, двери от сырости разбухли и перестали закрываться и т.п. Таким образом, фактически жилые помещения непригодны для проживания, изготовлены из некачественных материалов, недостатки, допущенные при строительстве домов, носят конструктивный характер и не могут быть устранены путем косметического ремонта.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечены ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Домшоева С.Ц. - Сапожникова Н.С., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Домшоев С.Ц., Галсанов Д.Б., Галсанова Д.З.

Определением суда производство по делу в части исковых требований прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Содномовой С.Л. к Министерству социальной защиты населения РБ об обязании предоставить иное жилое помещение прекращено.

В судебном заседании представитель прокурора Иволгинского района РБ Цыбикова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия Иванова М.Э., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» Аюшиева О.В., действующая на основании доверенности, также исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Симонова О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, в судебное заседание не явился, Харакшиновой И.В. направлен письменный отзыв на иск, в котором полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, заявила о пропуске истцами срока исковой давности, подлежащего исчислению с момента предоставления жилых помещений.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав участков судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».

В указанном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 6 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 года № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 указанного положения в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В п.3 этого же нормативного акта указано, что жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья».

На момент рассмотрения дела вступил в законную силу Закон Республики Бурятия от 14.11.2019 г. № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статья 13 данного закона предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.

Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06 марта 2014 года № 88.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Судом установлено, что истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное обстоятельство следует из материалов дела, не оспаривалось в судебном заседании участниками судебного разбирательства.

ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключены с истцами договоры найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что указанные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственных контрактов ... ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, ... ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, .../К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, .../... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ИП Домшоевым С.Ц., ИП Галсановым Д.Б., ИП Галсановой Д.З.

Предметом данных государственных контрактов является оказание услуг по приобретению жилых помещений на первичном рынке в ... и ... Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Цена контрактов составила 31009920 руб., 62267520 руб., 12753792 руб., 31884480 руб., 47826720 руб., 41978496 руб. и 7706160 руб. соответственно.

Контрактами определено, что исполнитель передает Государственному заказчику жилые помещения, соответствующие условиям, определенным техническим заданием, указанные в актах приема-передачи жилых помещений (по форме согласно Приложению №1 к Контракту).

Финансирование контрактов осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).

Предоставленные истцам жилые помещения приняты Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании актов приема-передачи жилого помещения, заключенных с ИП Домшоевым С.Ц., ИП Галсановым Д.Б., ИП Галсановой Д.З.

Указанная Комиссия создана на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ....

Прокурор Иволгинского района РБ, обратившийся в интересах истцов требуют признания незаконным действий Министерства строительства о модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, по признанию пригодными для проживания предоставленных истцам жилых помещений. Заявляя такие требования, сторона истцов ссылается на то обстоятельство, что фактически жилые помещения непригодны для проживания.

В подтверждение своих доводов стороной истцов в материалы дела представлены строительно-технические экспертные заключения:

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...; ...; ...; ...; ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертом Масловым А.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...; ...;

-..., выполненное экспертом Масловым А.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...; ...;

-..., выполненное экспертом Масловым А.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...; ....

-..., выполненное экспертами Стратичук С.В. и Толкачевой Ю.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертами Востриковым Д.В. и Мордвиной Т.И. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ...;

-..., выполненное экспертом Масловым А.Ю. в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: ....

Согласно выводам экспертиз, по результатам проведенных обследований установлено, что жилые дома, расположенные в ... и ... Республики Бурятия, принадлежащие истцам, приобретенные Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ у ИП Домшоева С.Ц., ИП Галсанова Д.Б., ИП Галсановой Д.З. по государственным контрактам не соответствуют следующим техническим и санитарным требованиям, а также действующим и действовавшим в период осуществления строительства нормам и правилам, требованиям технических регламентов и требованиям проектной документации.

В частности, при исследовании зафиксированы нарушения Сводов правил и СНиП, допущенные при строительстве данных домов:

- Отсутствует заглубление ленточного фундамента здания, нарушены требования по сейсмическим показателям, зона действия 8 баллов:

- Отсутствует гидроизоляция ленточного фундамента, имеется прямой подток влаги по ленточному фундаменту на газобетонные блоки стены;

-Между фундаментом и газобетонными стеновыми блоками имеются сквозные
просветы, идет активное проникновение наружного воздуха под полы
помещений, что в свою очередь дает активный процесс впитывания влаги и
гниения деревянной конструкции полов;

- Отсутствует утепление полов, в связи с тем, что непонятно какой пол устраивал застройщик, отсутствует чистовой пол;

- Пол в помещениях выполнен в одну доску (черный пол), данная доска толщиной 40 мм имеет дефекты и повреждения, а именно не убрана кора, плесень, почернение доски, практически данная доска - это окрамленный тупой бзол; по данному черновому полу уложено фанерное покрытие и сверху линолеум, между доской и фанерой отсутствует подложка; (Обзол — дефект распиловки древесины, часть боковой поверхности бревна, сохранившаяся на пиломатериале или иной деревянной детали после его распиловки);

- Лаги под пол опираются на фундамент от 50мм до 80мм, фактически не закреплены к фундаменту, имеют малую степень опирания на фундамент, неустойчивы, при большом пролете отсутствуют кирпичные или деревянные стульчики;

- Вентиляционные выходы соединены гофрированной пластиковой трубой применяемой для канализационных внутридомовых сетей, имеют много изгибов, вентиляционные системы монтируются так, чтобы воздушные потоки могли легко выходить из жилого помещения, исключать скапливание воздушного конденсата внутри вентиляционных каналов;

- Профнастил фасадных панелей здания не имеет соответствующего зазора для проветривания фасада, приводит к активному накапливанию влаги в утеплителе стен;

- Стропильная система кровли смонтирована с нарушениями крепления между собой стоек, раскосов, неправильно выполнено крепление стропил к лериметальному контуру здания, отсутствуют анкера крепления, вследствии чего, кровля не является устойчивой конструкцией, возможно ее обрушение;

- Отопление помещений - печное, выполнено с нарушением нормативной документации, имеется частичное прогорание кирпичной кладки печей в топочной и колосниковой зоне, не обеспечена толщина кирпичной кладки печи, зазоры между приборами печи (плитой, шиберами, задвижками) имеют недопустимые зазоры, сам материал, кирпич, не соответствует к применению в топочной камере, должен быть применен кирпич огнеупорный, а применен -кирпич строительный.

- Весь пиломатериал, примененный при строительстве данных жилых домов, не антисептирован, стропильная система не обработана противопожарными реагентами. Нарушены требования пожарной безопасности;

- Чердачное перекрытие деревянное, утепление перекрытия произведено минеральной плитой неизвестного происхождения, также имеются случаи утепления опилками с включениями земли, толщина утепления 80-90 мм;

- на чердачном перекрытии отсутствует огнезащитный кожух при выводе печных труб и «разделки» по перекрытию.

Во всех перечисленных экспертизах содержится вывод о том, что выявленные несоответствия требованиям вышеуказанных норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, так как все выявленные недостатки допущены при строительстве дома и не являются скрытыми.

Также, установлено, что имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) не позволяют использовать данные дома для круглогодичного проживания людей с учетом географического и климатического расположения данных строений. Данные дома опасны для проживания людей по пожарно-техническим и сейсмическим характеристикам, не являются объектами капитального строительства.

Рассматривая заявленные требования, суд, исходя из оценки совокупности доказательств в их взаимной связи, приходит к следующему.

Оценивая экспертные заключения, проведенные в рамках расследования уголовных дел, суд приходит к выводу об их допустимости, поскольку они отвечают требованиям статьи 86 ГПК РФ, выводы экспертов носят исчерпывающий характер, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности экспертов в исходе дела, не установлено.

Указанные экспертные заключения сторонами не оспорены, допустимых доказательств, опровергающих данные экспертные заключения, сторонами суду представлено не было.

Представленные в материалы дела заключения комиссии по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия, таковыми являться не могут, поскольку входившие в состав комиссии члены, не обладают специальными знаниями в области строительства, экспертами не являются.

О проведении судебной экспертизы ответчики не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жилые помещения, занимаемые истцами непригодны для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные на всех этапах строительства, начиная с закладки фундамента, то есть жилые помещения изначально – с момента их принятия Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственных контрактов и предоставления истцам, являлись непригодными для постоянного проживания.

В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 г. №131 Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 3.14 Положения о Министерстве, оно осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Министерство вправе согласно п.п.4.1, 4.2 Положения в установленном порядке запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления деятельности Министерства, от органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.

Так, согласно ч.5.1 контрактов предусмотрено, что для проверки предоставленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Покупатель проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться покупателем своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы переданных Продавцом жилых помещений эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Покупателя и Продавца дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

В данном случае, жилые помещения истцов были приняты Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия без претензий, несмотря на многочисленные допущенные нарушения при строительстве, недостатки, которые не являлись скрытыми. Тем самым, с учетом анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что именно на Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия лежит обязанность и ответственность за признание жилых помещений специализированного жилищного фонда пригодными для постоянного проживания, и, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, признает действия указанного Министерства в части признания жилых помещений, расположенных в ... Республики Бурятия, предоставленных истцам, пригодными для постоянного проживания, совершенные путем их принятия во исполнение государственных контрактов, незаконными.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с предоставленными правами, закрепленными в указанном выше Положении, а также, во исполнение государственных контрактов (ч.5.1) Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не лишено было возможности провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций, поскольку члены Комиссии, созданной на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 03.06.2014 №037-63, таковыми не являются.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования истцов о признании незаконными действий ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по признанию жилых помещений, предоставленных истцам, пригодными для проживания. Данные требования подлежат удовлетворению.

Поскольку жилые помещения, предоставленные истцам, непригодны для проживания, состояние жилых домов, в которых находятся помещения, дома не пригодны для эксплуатации, что свидетельствует о невозможности проживания в них, требования истцов о предоставлении им жилых помещений взамен непригодных для проживания подлежат удовлетворению.

При этом, поскольку Министерство социальной защиты населения РБ является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относятся истцы, о чем было указано выше, надлежащим ответчиком по данному требованию является Министерство социальной защиты населения РБ. Данные следует также из положений п. 3.21 Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия от 06 марта 2014 года № 88.

Тем самым, суд принимает решение о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить истцам по месту их жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в Республики Бурятия взамен непригодных для проживания.

По мнению суда, истцами избран надлежащий способ защиты права, соответствующий положениям ст. 12 ГК РФ и действующему правовому регулированию возникших правоотношений.

Разрешая заявленное стороной ответчика ходатайство о пропуске истцами срока исковой давности, суд полагает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Заявляя указанное ходатайство, заявитель исчисляет срок с момента предоставления истцам жилых помещений и заключений договоров найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, принимая во внимание, что непригодность предоставленных жилых помещений для проживания установлена заключениями проведенных в 2019 экспертиз, суд полагает, что лишь с указанного времени истцам стало известно о нарушении их прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, выразившиеся в признании пригодными для постоянного проживания, жилых помещений, расположенных по адресам: ....

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Мункуеву Валерию Дамдиновичу, Черкасову Виктору Андреевичу, Цыбикову Эдуарду Николаевичу, Фадеевой Александре Семеновне, Малановой (Дымпиловой) Сыренжит Егниновне, Зарубину Алексею Николаевичу, Недялко Виктории Александровне, Доржиевой Эльвире Сангарисовне, Жамбалову Виктору Жамбал-Доржиевичу, Слепневу Николаю Яковлевичу, Фроловой Татьяне Даниловне, Бадмаеву Жаргалу Цыбикдоржиевичу, Падерину Борису Алексеевичу, Долгобородову Андрею Николаевичу, Ангрускаеву Лопсону Анатольевичу, Ванжилову Чингису Мункожаргаловичу, Лизунову Артему Викторовичу, Дондокову Тумэну Норбоевичу, Будаевой Бэлэгме Цырендоржиевне, Дашиеву Юрию Маратовичу, Ярковой Ольге Викторовне, Ханхаеву Сергею Александровичу, Очировой Аюне Чултумовне, Ждановой Анне Николаевне, Варанкиной Екатерине Викторовне, Дамбаеву Жаргалу Бадмажаповичу, Бальжинимаеву Алексею Баировичу, Вериго Любовь Александровне, Игумнову Ивану Николаевичу, Молоновой Юлии Буянтуевне, Самуйловичу Евгению Леонидовичу, Мурдоновой Алине Витальевне, Цоктоевой (Ивановой) Елене Владимировне, Намсараеву Сергею Викторовичу, Дугарову Андрею Андреевичу, Бильдаковой Ольге Сергеевне, Доржиеву Виктору Валерьевичу, Золотухину Владимиру Сергеевичу, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства взамен непригодных для проживания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Советский районный суд г. Улан-Удэ в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.05.2021

Судья Смирнова Ю.А.

2-1098/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Долгобородов Андрей Николаевич
Слепнев Николай Яковлевич
Цыбиков Эдуард Николаевич
Дугаров Андрей Андреевич
Доржиев Виктор Валерьевич
Ванжилов Чингис Мункожаргалович
Прокурор Иволгинского района РБ
Будаева Бэлэгма Цырендоржиевна
Игумнов Иван Николаевич
Дашиев Юрий Маратович
Зарубин Алексей Николаевич
Бадмаев Жаргал Цыбикдоржиевич
Дондоков Тумэн Норбоевич
Варанкина Екатерина Викторовна
Очирова Аюна Чултумовна
Самуйлович Евгений Леонидович
Молонова Юлия Буянтуевна
Ярковая Ольга Викторовна
Лизунов Артем Викторович
Бильдакова Ольга Сергеевна
Фролова Татьяна Даниловна
Маланова (Дымпилова) Сыренжит Егниновна
Жамбалов Виктор Жамбал-Доржиевич
Намсараев Сергей Викторович
Доржиева Эльвира Сангарисовна
Цоктоева (Иванова) Елена Владимировна
Недялко Эльвира Сангарисовна
Фадеева Александра Семеновна
Черкасов Виктор Андреевич
Падерин Борис Алексеевич
Дамбаев Жаргал Бадмажапович
Ангрускаев Лопсон Анатольевич
Золотухин Владимир Сергеевич
Вериго Любовь Александровна
Содномова Светлана Лопсоновна
Бальжинимаев Алексей Баирович
Мурдонова Алина Витальевна
Мункуев Валерий Дамдинович
Ханхаев Сергей Александрович
Жданова Анна Николаевна
Ответчики
Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ
Министерство социальной защиты населения РБ
Другие
Финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Домшоева Сергея Цыбикжаповича-Сапожникова Наталья Сергеевна
ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья"
Галсанов Дмитрий Бадмажапович
Домшоев Сергей Цыбикжапович
Борбонов Саян Владимирович
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
Галсанова Долгорма Зоригтоевна
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Смирнова Юлия Александровна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
25.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Подготовка дела (собеседование)
12.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее