Дело № 5-140/2023
25 RS0010-01-2023-001374-75
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 апреля 2023 года г. Находка Приморского края
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иванова Максима Сергеевича, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <.........>, паспорт серии № №, выдан ДД.ММ.ГГ. отделением УФМС России по <.........> в <.........>, работающего <данные изъяты> (судовладелец ООО «Акватехнологии»),
установил:
24.10.2022 при таможенном оформлении на приход рыбопромыслового судна «Батурино» в порт Пластун Иванов М.С. при проведении таможенного контроля предъявил таможенному наряду часть приобретенной им за границей иностранной продукции: 2,8 литра алкогольных напитков, автомобильное колесо бывшее в использовании, весом 16,44 кг, т.е. в количестве разрешенном к ввозу физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, при этом сокрыл от таможенного контроля товар алкогольный напиток виски «Black Clear NIKKA WISKY», в количестве 4 пластиковых бутылки объемом по 4 литра каждая, общим объемом 16 литров; путем использования способа, затрудняющего обнаружение товаров, а именно: в машинном отделении в месте расположения главного распределительного щитка в подпайольном пространстве возле горловины топливного бака № 2, то есть в месте, не предназначенном для его транспортировки или хранения, чем нарушил требования статей 9, 14, 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС).
22.02.2023 Находкинской таможней в отношении Иванова М.С. составлен протокол № 10714000-1106/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в связи с сокрытием товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров и путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Иванов М.С. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, что подтверждено почтовым уведомлением. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судья, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, признается сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 1 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.
От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (п. 6 ст. 310 ТК ЕАЭС)
Согласно п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.
Пунктом 1 ст. 14 ТК ЕАЭС предусмотрено, что все товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Согласно пп. 45 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под товарами понимаются - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен.
Из материалов дела установлено, что 24.10.2022 при таможенном оформлении на приход рыбопромыслового судна «Батурино» (флаг РФ, IMO 7533795, судовладелец ООО «Акватехнологии» на прибытием из порта Отару (Япония) в порт Пластун (Россия), таможенным нарядом в машинном отделении РС «Батурино», в месте расположения гласного распределительного щитка в подпайольном пространстве возле горловины топливного бака № 2 (доступ к которому был невозможен без демонтажа напольных металлических листов, что делало невозможным обнаружение товара при визуальном осмотре помещения), была обнаружена алкогольная продукция «Black Clear NIKKA WISKY», - 4 бутылки по 4 литра, которая была сокрыта третьим механиком РС «Батурино» Ивановым М.С. от таможенного контроля.
В ходе таможенного оформления РС «Батурино» третьим механиком Ивановым М.С. таможенному наряду было предъявлено 2,8 литра алкогольной продукции импортного производства - виски (4 бутылки по 700 мл каждая).
Пассажирскую таможенную декларацию Иванов М.С. не заполнял, таможенному наряду при проведении таможенного контроля предъявил приобретенную им за границей иностранную продукцию: 2,8 литра алкогольных напитков, а также автомобильное колесо, бывшее в использовании, весом 16,44 кг, т.е. товары в количестве, разрешенном к ввозу физическими лицами без уплаты таможенных пошлин. Таким образом, Иванов М.С. воспользовался предоставленным ему пунктом 5 приложения № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», правом провоза 3 литров алкогольной продукции без уплаты таможенных пошлин.
Вместе с тем, при проведении досмотра машинного отделения РС «Батурино» в месте расположения главного распределительного щитка в подпайольном пространстве возле горловины топливного бака № 2, была обнаружена картонная коробка, упакованная в черный пропиленовый пакет и перетянутая стяжками, где находилось четыре пластиковых бутылки, содержащих жидкость, имеющие на этикетках надпись: «Black Clear «NIKKA WISKY», по 4 литра каждая. Общий расчетный объем содержимого бутылок составил 16 литров.
Указанный товар находился в подпайольном пространстве, доступ к которому был невозможен без демонтажа напольных металлических листов, что делало невозможным обнаружение товара при визуальном осмотре помещения.
В ходе опроса членов экипажа было установлено, что обнаруженные и сокрытые товары иностранного производства принадлежат третьему механику РС «Батурино» Иванову М.С.
Из протокола опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Иванова М.С. следует, что вышеуказанные товары он приобрел в порту Отару (Япония) для личных целей и ввез на таможенную территорию ЕАЭС на борту РС «Батурино», разместив 2,8 литра алкогольной продукции импортного производства – виски (4 бутылки по 0,7 литра каждая) в подпайольном пространстве, в машинном отделении РС «Батурино» в месте расположения главного распределительного щитка возле горловины топливного бака № 2, полагая, что данный алкоголь не смогут найти. О нормах провоза алкоголя и товаров Иванову М.С. было известно. В декларации о личных вещах экипажа Иванов М.С. указал 3 литра алкогольных напитков. Пассажирскую таможенную декларацию на остальную алкогольную продукцию Иванов М.С. не подавал. Вину в совершении административного правонарушения Иванов М.С. признал. Показания Иванова М.С. подтверждены показаниями свидетелей: ФИО2, ФИО3
Таким образом, Иванов М.С., сокрыв от таможенного контроля товар, нарушил требования таможенного законодательства ЕАЭС, установленные п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС.
Факт совершения Ивановым М.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ и его вина подтверждены следующими доказательствами: копиями: судовой роли РС «Батурино» от 24.10.2022, декларации о личных вещах экипажа РС «Батурино» от 24.10.2022, акта таможенного досмотра № 10714030/241022/100105; проколами опросов Иванова М.С., ФИО2, ФИО4; заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток № 12410080/0001685 от 06.02.2023 и иными материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допустило, либо относилось к ним безразлично.
В ходе проведения административного расследования было установлено, что Иванов М.С. с порядком таможенного оформления, ввозимых физическими лицами для личных целей знаком. Вместе с тем, действуя умышленно, Иванов М.С., с целью незаконного провоза иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов, сокрыл от таможенного контроля в месте, затрудняющем обнаружение, товары: алкогольную продукцию общим объемом 16 литров.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что в действиях Иванова М.С. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и его вина полностью доказана.
Санкция ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание на граждан в виде административного штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно заключению эксперта отделения № 2 (г. Находка) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток № 12410080/0001685 от 06.02.2023, предметом административного правонарушения является товар: алкогольный напиток виски с фактическим содержанием этилового спирта 37 об.%, розлитый в гермитично укупоренную потребительскую тару (бутылку) емкостью 4 л с маркировкой «Black Clear «NIKKA WISKY» - 4 бутылки, общим объемом 16 литров.
Стоимость вышеуказанного товара, согласно заключению эксперта, по состоянию на 24.10.2022 составила 27699,72 рублей.
В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Между тем, изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 Кодекса), поэтому судья при вынесении решения по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах.
Оборот спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, указанных в ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Указанные в пункте 1 статьи 25 названного закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте (Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018).
При указанных обстоятельствах, алкогольная продукция, явившаяся предметом административных правонарушений, вменяемая Иванову М.С. в силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ подлежит уничтожению.
При назначении наказания судья учитывает требования ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, – характер допущенных Иванова М.С. нарушений действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле; личность правонарушителя, который свою вину в совершении правонарушений признал, его имущественное положение – трудоустроен, отсутствие смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств.
С учетом изложенного, судья полагает необходимым назначить Иванову М.С. наказание в виде административного штрафа в размере одной второй размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что от суммы в размере 27 699,72 рублей составляет 13 849,86 рублей, без конфискации товаров, явившихся предметами совершения административного правонарушения.
Часть товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно: 1 бутылка алкогольного напитка виски «Black Clear «NIKKA WISKY», с фактическим содержанием этилового спирта 37 об.%, объемом 4 литра в ходе проведения экспертизы, согласно материалам дела, была уничтожена.
Оставшаяся часть товара: алкогольный напиток виски с фактическим содержанием этилового спирта 37 об.%, розлитый в гермитично укупоренную потребительскую тару (бутылку) емкостью 4 литра с маркировкой «Black Clear «NIKKA WISKY» - 3 бутылки, общим объемом 12 литров, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 24.10.2022 и акту приёма-передачи имущества на ответственное хранение от 03.11.2022 находится на хранении в камере хранения вещественных доказательств Находкинской таможни и подлежит уничтожению.
Издержек по делу нет.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Иванова Максима Сергеевича, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 13 849,86 (тринадцати тысяч восемьсот сорока девяти рублей восьмидесяти шести копеек) рублей без конфискации товаров, явившихся предметом совершения административного правонарушения.
Административный штраф должен быть оплачен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, банк получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, код ОКТМО 45328000, номер счета банка получателя средств 40102810045370000002, номер счета получателя средств 03100643000000019502, КБК 153 1 16 01161 01 0000 140 «Поступления от уплаты (взыскания) административных штрафов за нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле».
Необходимо правильно заполнять поля:
(16) Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) – получатель;
(61) 7730176610 ИНН Федеральной таможенной службы России;
(101) двузначный показатель статуса плательщика;
(103) 773001001 КПП Федеральной таможенной службы России;
(104) показатель кода бюджетной классификации (КБК);
(105) код ОКТМО – 45328000;
(107) восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа (код Находкинской таможни 10714000), либо при наличии Единого лицевого счета (ЕЛС), код ЕЛС –10000010.
В назначении платежа обязательно указывать: код Находкинской таможни – 10714000; код платежа – 77; штраф по постановлению №.
Уникальный идентификатор начислений для оплаты штрафа 15310107140001106220.
Предмет административного правонарушения: алкогольный напиток виски с фактическим содержанием этилового спирта 37 об.%, розлитый в гермитично укупоренную потребительскую тару (бутылку) емкостью 4 литра с маркировкой «Black Clear «NIKKA WISKY» - 3 бутылки, общим объемом 12 литров, находящийся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Находкинской таможни по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 48 – уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Фёдорова