Судья Иванюк А.С. |
УИД № 11RS0001-01-2024-001356-19 |
Дело № 12-223/2024 |
|
(в суде первой инстанции № 5-195/2024) |
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А., рассмотрев 14 августа 2024 года в г. Сыктывкаре, Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации МР «Сосногорск» Михайловой К.С. на постановление судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 28 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МР «Сосногорск»,
установил:
постановлением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 28 июня 2024 года администрация администрации МР «Сосногорск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить с применением ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Находя постановленный по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении судебный акт незаконным, защитник администрации МР «Сосногорск» Михайлова К.С. в жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, просила о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на принятие исчерпывающих мер к исполнению судебного решения.
Участвующие в судебном заседании представители администрации МР «Сосногорск» Михайлова К.С., Домнина А.В., поддержали доводы жалобы об отсутствии вины и недостаточности бюджетного финансирования.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителей администрации МР «Сосногорск» Михайловой К.С., Домниной А.В., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, в связи со следующим.
Ответственность по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 17 мая 2019 года (мотивированное решение 24 мая 2019 года), вступившим в законную силу 14 октября 2019 года, администрация МР «Сосногорск», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, администрация городского поселения «Нижний Одес» в срок до 01 июля 2020 года обязаны выполнить действия по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на общей площади до 2,5 га, расположенной на 5 км автодороги «Нижний Одес-Ухта» в квартале 176, выдел 15,12,9,4 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество», произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».
22 октября 2019 года для принудительного исполнения выдан исполнительный лист, на основании которого 23 июля 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосногорску возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований решения суда.
В связи с неисполнением решения суда 13 августа 2020 года в отношении администрации МР «Сосногорск» вынесено предупреждение, которое получено юридическим лицом 14 августа 2020 года за входящим штампом <Номер обезличен>, а также выписано требование, согласно которому установлен срок для исполнения решения суда – до 25 августа 2020 года, которое получено юридическим лицом 14 августа 2020 года (вх.№<Номер обезличен>).
В связи с неисполнением исполнительного документа администрацией МР «Сосногорск» в установленный срок, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосногорску на основании постановления от 03 декабря 2020 года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 17 декабря 2020 года. Указанное постановление получено администрацией МР «Сосногорск» 03 декабря 2020 года, что подтверждается входящим штампом № <Номер обезличен>.
В связи с длительным неисполнением решения суда администрации МР «Сосногорск» судебным приставом-исполнителем 10 марта 2021 года вновь вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение требований решения, которое получено юридическим лицом 15.03.2021.
14 июля 2021 года требованием судебного пристава-исполнителя для исполнения решения суда администрации установлен новый срок – до 26 июля 2021 года, которое получено лично представителем юридического лица 16 июля 2021 года.
Определением Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года, вступившим в законную силу 16 сентября 2021 года, администрации МР «Сосногорск» отказано в прекращении исполнения решения суда.
Поскольку решение суда не было исполнено, 13 апреля 2022 года в адрес АМР «Сосногорск» вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 05 мая 2022 года, которое получено юридическим лицом 15 апреля 2022 года (вх. №<Номер обезличен>), а 30 июня 2022 года администрации МР «Сосногорск» вновь вынесено предупреждение об ответственности за злостное неисполнение решения суда.
24 августа 2022 года и 14 апреля 2023 года в адрес юридического лица вновь вынесены предупреждения, согласно которым окончательный срок для исполнения решения суда установлен до 04 мая 2023 года. Оба требования получены администрацией своевременно, то есть 25 августа 2022 года и 18 апреля 2023 года соответственно, что подтверждается соответствующими входящими штампами.
В установленный срок информация об исполнении решения суда в ОСП по г. Сосногорску не поступила, в связи с чем постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Сарминой Е.А. от 17 августа 2022 года, с учетом решения Сосногорского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, администрация МР «Сосногорск» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В связи с невыполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сосногорску УФССП по Республике Коми Сарминой Е.А., вступившим в законную силу 20 января 2024 года, администрация МР «Сосногорск» привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 К Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
19 сентября 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено требование, которое получено администрацией МР «Сосногорск» в тот же день, о назначении администрации нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 11 октября 2023 года.
На основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосногорску от 10.04.2024 исполнительное производство № <Номер обезличен> от 23.07.2020 в отношении администрации МР «Сосногорск» передано в СОСП по Республике Коми, 13 мая 2024 года оно принято к исполнению, присвоен №<Номер обезличен>.
До настоящего времени решение в полном объеме не исполнено.
Таким образом, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, связанное с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, администрацией МР «Сосногорск» не исполнено.
Приведенные обстоятельства послужили основанием к составлению 24 мая 2024 года протокола № <Номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации МР «Сосногорск».
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в совершении вмененного правонарушения подтверждены совокупностью исследованных доказательств, получивших оценку судьи Сосногорского городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств исполнения требований исполнительного документа администрацией МР «Сосногорск» не представлено.
Признавая юридического лицо виновным в совершении вмененного правонарушения, судья городского суда на основании фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа срок в отсутствие на то уважительных причин не исполнены.
Обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 11 октября 2023 года и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, совершение административного правонарушения по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое постановление судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований его отмены не установлено.
Доводы жалобы представителей органа местного самоуправления, приведенные при рассмотрении жалобы на постановление судьи, об отсутствии бездействия должника и принимаемых мерах по исполнению решения суда, со ссылкой на договор № <Номер обезличен> на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения отходов IV- V класса опасности от 31.07.2024, договор № <Номер обезличен> на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения отходов IV- V класса опасности от 06.08.2024 по которому администрацией города приняты меры к ликвидации или началу проведения работ по уборке мусора посредством обращения к региональному оператору, не могут являться основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, так как фактически решение суда в полном объеме не было исполнено в срок, установленный судебным приставом.
Таким образом, несмотря на принимаемые меры для исполнения судебного акта, не исполнение судебного решения в полном объеме, в отсутствии судебного акта о предоставлении должнику отсрочки, рассрочки его исполнения, является безусловным и не оспоримым основанием к привлечению юридического лица к законом установленной мере ответственности.
Несогласие защитника привлекаемого юридического лица с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Совершенное администрацией МР «Сосногорск» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Доказательств тому, что должником были предприняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением права на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Порядок и срок давности привлечения администрации МР «Сосногорск» к административной ответственности не нарушены.
При назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, судьей городского суда в полной мере соблюдены требования статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3, и с учетом характера совершенного правонарушения, а также фактических обстоятельств его совершения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, наказание назначено в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 28 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МР «Сосногорск» оставить без изменения, жалобу защитника администрации МО ГО «Сыктывкар» Михайловой К.С. – без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром