УИД 22RS0058-01-2022-000180-08
Дело № 2а-121/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Головановой,
при секретаре Л.П. Демьяновой,
с участием административного истца – зам. прокурора В.В. Удальцова,
представителя административного ответчика администрации Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края А.Г. Горохова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, по результатам которой установлено следующее.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее –Закон № 210-ФЗ), муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
К одному из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг отнесена возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п.6 ст.4 Закона № 210-ФЗ).
Указанный принцип в полной мере соотносится с правами заявителя при получении таких услуг и обязанностями органа местного самоуправления при их предоставлении, закрепленных пп.2,3 ст.5 и п.2 ч.1 ст.6 Закона № 210-ФЗ соответственно.
Проверкой установлено, что в нарушение приведенных требований действующего законодательства административным ответчиком не обеспечена возможность получения в электронном виде муниципальных услуг, реестр которых утвержден администрацией Пономаревского сельсовета, в который входит 5 муниципальных услуг, оказываемых административным ответчиком.
09.12.2021 года в адрес администрации Пономаревского сельсовета вносилось представление о необходимости устранения указанных нарушений требований федерального законодательства, вместе с тем, каких-либо мер по устранению нарушений не принято. По состоянию на 17.05.2022 года не обеспечена возможность получения ни одной муниципальной услуги в электронном виде на Едином портале государственных услуг, а также через сайт органа местного самоуправления, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны административного ответчика.
Допущенные административным ответчиком нарушения являются недопустимыми, свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц, требуют безотлагательного устранения, поскольку снижают доступность обращения заявителей за предоставлением муниципальных услуг.
Просит признать незаконным бездействие администрации Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края, выразившееся в не обеспечении возможности получения в электронном виде муниципальных услуг.
Возложить обязанность на административного ответчика в установленном действующим законодательством порядке обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальных услуг, утвержденных постановлением администрации Пономаревского сельсовета № 9 от 11.05.2022 года в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании зам.прокурора Удальцов В.В. административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Горохов А.Г. не возражал против удовлетворения административного иска. Суду пояснил, что начнут проведение работы в данном направлении, специалист проходит обучение. Своего сайта у администрации сельсовета нет.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов организации предоставления этих услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Пунктом 3 статьи 5, названного Федерального закона предусмотрено право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, а пунктом 2 статьи 6 этого Закона установлена обязанность органа, предоставляющего муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В соответствии п.1 (1) Требований Предоставление услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) осуществляется на основе сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края №9 от 11.05.2022 года утвержден Реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Пономаревского сельсовета(л.д.5-7), к которым относятся:
- выдача справок, выписки из похозяйственной книги;
- постановка учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд;
- присвоение (изменение, аннулирование) адресов объектам недвижимости;
- предоставление разрешения на осуществление земляных работ;
- предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение приведенных выше требований законодательства административным ответчиком не обеспечена возможность получения в электронном виде вышеуказанных муниципальных услуг, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.
Допущенное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку снижает доступность к получению информации, предусмотренным законом способами.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственная пошлина с администрации Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении возможности получения в электронном виде муниципальных услуг.
Возложить обязанность на администрацию Пономаревского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в установленном законодательством порядке обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальных услуг, утвержденных постановлением администрации Пономаревского сельсовета № 9 от 11.05.2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ж.В. Голованова
Мотивированное решение
изготовлено 14.06.2022
Судья Ж.В. Голованова