Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000105-25
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 марта 2023 года по делу № 5-22/2023
село Усть-Кулом
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Барбуца О.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
юридического лица – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Пожег, адрес места нахождения: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Пожег, ул. Школьная, д. 28, ИНН 1114003110, ОГРН 1021101032204,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Пожег (далее - МБОУ «СОШ» с. Пожег) осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) при следующих обстоятельствах:
20 января 2023 года в 08 часов 57 минут территориальным отделом автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми (далее – Северное МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми) в ходе плановой выездной проверки в отношении МБОУ «СОШ» с. Пожег осмотрено транспортное средство М3 марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя Сенькина И.Н., предназначенного для перевозки организованных групп детей в количестве 15 человек (детей) и двух сопровождающих, по маршруту с. Пожег – с. Усть-Кулом по путевому листу № 9 от 20.01.2023, выданному МБОУ «СОШ» с. Пожег и выявлены нарушения. В ходе осмотра водитель Сенькин И.Н. предоставил путевой лист № 8 от 19.01.2023, в котором отсутствовала отметка о проведении послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителя по окончании рабочего дня (смены, рейса), чем нарушены требования пункта 8н Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616; статей 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункта 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; пункта 15 Приказа Минтранса Российской Федерации от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов»; пункта 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н. Выявлены факты использования транспортного средства марки ПАЗ-320538-70, государственный регистрационный знак Р819ОК 11, для перевозки организованных групп детей автобусами, не подключенных в установленном порядке к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС и в КИАСК ТС-РВ», чем нарушены требования части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», пункта 8д Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616; пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации»; пункта 1 Правил об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждённых Приказом Минтранса Российской Федерации от 07.10.2020 № 413.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно абзацу 6 статьи 20, пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее – Положение № 1616).
Пунктом 39 Положения № 1616 определено, что к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» - «к» и «н» настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с подпунктами «д», «н» пункта 8 Положения № 1616 лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; н) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, - проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» видами медицинских осмотров являются послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Пунктом 15 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых Приказом Минтранса России по 11.09.2020 № 368 (утративших силу с 01.03.2023, но действовавших в момент совершения правонарушения), установлено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
На основании пункта 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённого Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, по результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Исходя из требований части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В пункте 8 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216, указано, что по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктов 6 настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.
Приказом Минтранса России по ДД.ММ.ГГГГ № утверждены виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров. В указанный перечень входят транспортные средства категории М2, М3 (пункт 1).
Как следует из акта постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 57 минут Северным МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми в ходе плановой выездной проверки в отношении МБОУ «СОШ» с. Пожег осмотрено транспортное средство М3, марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, предназначенное для перевозки организованных групп детей в количестве 15 человек и двух сопровождающих по маршруту <адрес> – <адрес>. Водителем данного транспортного средства является ФИО1 В ходе осмотра водитель ФИО1 предоставил путевой лист № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствовала отметка о проведении послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителя по окончании рабочего дня (смены, рейса). Также выявлены факты использования транспортного средства марки ПАЗ-320538-70, государственный регистрационный знак Р819ОК 11, для перевозки организованных групп детей, не подключенных в установленном порядке к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС и в КИАСК ТС-РВ».
Факт совершения образовательным учреждением указанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим государственным инспектором территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3; актом постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями водителя ФИО2, путевыми листами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом инструментального обследования на соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому аппаратура спутниковой навигации в транспортном средстве не присутствует; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ №; свидетельством о регистрации ТС №; водительским удостоверением ФИО1; решением о проведении постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что вина МБОУ «СОШ» с. Пожег в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, доказана. Совершенное МБОУ «СОШ» с. Пожег правонарушение подлежит квалификации по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, положения статьи 3.1, части 1 статьи 4.1 КоАП РФ.
К обстоятельству, смягчающему административную ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 5.2 КоАП РФ судья относит совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не усматривается.
С учетом конкретных обстоятельств дела, связанных с характером совершенного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которое является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, принимая во внимание установленные статьей 1.2 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях, прихожу к выводу о назначении МБОУ «СОШ» с. Пожег административного наказания в виде административного штрафа, поскольку достижение цели наказания и социальной справедливости, по мнению судьи, будет достигнуто в случае назначения юридическому лицу данного вида наказания, не находя оснований для назначения более строгого вида наказания.
В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая финансовое положение юридического лица, цели деятельности образовательного учреждения, как совокупность исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, полагаю возможным при назначении наказания применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 4.1- 4.3, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать юридическое лицо – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Пожег, адрес места нахождения: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Пожег, ул. Школьная, д. 28, ИНН 1114003110, ОГРН 1021101032204, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Республике Коми (Северное МУГАДН по Республике Коми)
ИНН 2901287271
КПП 100101001
Расчетный счет 03100643000000010700 в отделении НБ Республики Коми банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар
БИК 018702501
ОКТМО 87701000
КБК 106 1 16 01191 01 9000 140
ЕКС 40102810245370000074
УИН 10607462230000000757
Подтверждение об уплате штрафа необходимо представить в Усть-Куломский районный суд Республики Коми по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом, ул. Советская, д. 59а.
Разъяснить МБОУ «СОШ» с. Пожег, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ).
Разъяснить МБОУ «СОШ» с. Пожег, что в силу положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми, либо непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья подпись О.В. Барбуца
Копия верна. Судья