Дело №12-3/2018
РЕШЕНИЕ
30 января 2018 года город Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи И.И. Михайловой,
при секретаре Колосовой М.С.,
с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Наместниковой А.В.,
государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Шарого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Тверь» Ляпкова А.М. на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Шарого И.А. от 05 декабря 2017 года о назначении административного наказания по ч.7 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Тверь», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,
установил:
28.11.2017 года государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Шарым И.А. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Тверь» (далее – ООО «Сервис Тверь») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.22 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Шарого И.А. от 05 декабря 2017 года ООО «Сервис Тверь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, последнему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
Между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и ООО «Сервис Тверь», заключен договор поставки газа №52-4-8773/15 от 01.11.2015 года, по которому до настоящему времени осуществляется поставка газа ООО «Сервис Тверь».
В соответствии с п.2.1 указанного договора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» (поставщик) обязуется поставлять, а ООО «Сервис Тверь», (покупатель) обязуется принимать и оплачивать газ. Согласно п.5.5.1 указанного договора, окончательные расчеты за поставленный газ и услуги по его транспортировке производятся в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Оплата ООО «Сервис Тверь», производилась с нарушением вышеуказанного порядка расчетов, и на 29.06.2017 года задолженность за приобретенный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» составила 4 120 127,37 руб.
ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» 29.06.2017 года направило в адрес ООО «Сервис Тверь», письмо (исх. №МК-04-0876) о необходимости погашения задолженности за газ по договору №52-4-8773/15 в размере 4 120 127,37 руб. Повторное письмо в адрес ООО «Сервис Тверь» направлено ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» 20.07.2017 года (исх. № МК-04-0986) о необходимости погашения задолженности за газ по указанному договору поставки газа в размере 4 120 127,37 руб., а также самостоятельного ограничения режима потребления газа с 10.00 час. 26.07.2017 до предоставленного расчетного уровня фактической оплаты.
Согласно данным телеметрического контроля на вышеуказанной котельной ООО «Сервис Тверь» с 26.07.2017 самостоятельно ограничило до расчетного уровня оплаты режим потребления газа на июль 2017 года, составляющего: 26,51 %, что соответствовало 0,171 тыс. м3/сут., о чем 27.07.2017 в присутствии начальника котельной ФИО1 сотрудником ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО2 составлен соответствующий акт.
ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило 12.10.2017 ООО «Сервис Тверь» новое уведомление исх. № МК-4-1281/7 о погашении задолженности за газ по договору № 52-4-8773/15 в размере 3 987 015,52 руб. В уведомлении также содержалось требование к ООО «Сервис Тверь» соблюдать установленный на октябрь 2017 года месячный расчетный уровень потребления газа, составляющий 72,245 тыс. м3/мес., исходя из уровня оплаты потребленного газа - 66,28 %, а в случае перерасхода - самостоятельно прекратить отбор газа. ООО «Сервис Тверь» также было предупреждено, что невыполнение требования о самостоятельном прекращении отбора газа, предъявленного в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет административную ответственность по ч.7 ст.9.22 КоАП РФ. Уведомление вручено адресату 13.10.2017 и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции ООО «Сервис Тверь» за № 2483.
ООО «Сервис Тверь» требование ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» от 12.10.2017 исх. № МК-04-1281/7 не выполнило, погашение задолженности за потребленный природный газ не произвело, самостоятельно не ограничило режим потребления газа до уровня, установленного на октябрь 2017 года в объеме 72,245 тыс.м3/мес., и продолжило отбор газа сверх установленного лимита. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования котельной ООО «Сервис Тверь» от 23.10.2017, составленным представителями ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО3 и АО «Газпром газораспределение Тверь» ФИО4 в присутствии директора предприятия Ляпкова А.М., где зафиксирован перерасход газа в объеме 40,428 тыс.м3 (112,673 тыс.м3/мес.-72,245 тыс.м3/мес.). В акте также сделана отметка об отказе Ляпкова А.М. подписать данный документ, что удостоверено подписями присутствующих ФИО3 и ФИО4 Перерасход газа по этой котельной также подтвержден данными суточного отчета (телеметрии) за октябрь 2017 года по этому объекту.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Сервис Тверь» Ляпков А.М. подал на него жалобу, в которой просит постановление по делу отменить.
Жалоба мотивирована тем, что ООО «Сервис Тверь» получало уведомление о частичном ограничении подачи газа от 20.07.2017г. №МК-04-0986, об объеме потребления газа от 12.10.2017 г. №МК-04-1281/7 в связи с образовавшейся задолженностью. Погасить задолженность их организация не имела возможности из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете, что подтверждается справкой из банка, так как ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», воспользовавшись своим правом решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации – должника в судебном порядке, предъявило полученные исполнительные листы в банк, денежные средства списываются банком по картотеке, ООО «Сервис Тверь» распоряжаться самостоятельно ими не может. Указывает, что потребитель, а именно ООО «Сервис Тверь», технически не имеет возможности сократить (ограничить) расходы газа до уровня, указанного в уведомлении, на автоматизированной котельной, находящейся в пользовании по договору аренды у ООО «Сервис Тверь». Проектом, при строительстве котельной, предусмотрен необходимый температурный режим для нормальной жизнедеятельности граждан: система теплоснабжения 94-115 градусов С, сетевая вода 115-70 градусов С. С учетом требований действующего законодательства ООО «Сервис Тверь» не имело объективной и технической возможности ограничить потребление газа до указанных в уведомлении ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» параметров.
Кроме того, считают требование о частичном ограничении подачи газа незаконным, т.к. оно ущемляет права и законные интересы абонентов – жителей мкр. Мамулино, а также социального объекта детского сада №6. Права населения – проживающих в домах №4,6,8 по ул.Степана Горобца, а также в доме №29 по ул.Оснабрюкской в данном случае будут нарушены спором хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке в сфере теплоснабжения и газоснабжения.
Считают, что неисполнение незаконного требования, которое заведомо невозможно было соблюсти, не должно налагать на ООО «Сервис Тверь» ответственности, предусмотренной ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в жалобе, находящейся в материалах дела.
Заявитель - директор Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Тверь» Ляпков А.М. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.
Защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Наместникова А.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме. Также пояснила, что ООО «Сервис Тверь» оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения объектам жилого фонда в мкр. Мамулино г. Твери по ул. Степана Горобца, д.4, д.6, д.8, ул. Оснабрюкская, д.29, а также МБДОУ детский сад №6. В целях оказания указанных услуг ООО «Сервис Тверь» приобретает на основании договора поставки газа у ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» природный газ и использует его для отпуска тепла и приготовления горячей воды для нужд населения, а также детского сада. Действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность для теплоснабжающих организаций отключать индивидуально абонентов, не оплачивающих коммунальные платежи, то есть поквартирно. Общество поставляет теплоноситель для нужд горячего водоснабжения и теплоснабжения до границ многоквартирных домов. Технически выделить добросовестных абонентов-плательщиков и поставлять услуги теплоснабжения только им невозможно. ООО «Сервис Тверь» технически имеет возможность отключать горячую воду и отопление только целому многоквартирному дому, однако данные действия запрещены законом и возможны только в случае аварийной ситуации. Полагает, что в данном случае ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» должно было самостоятельно ограничить поставку газа по договору, поскольку Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 года №1245 (далее – Правил), установлено, что полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа в соответствии с п.п. «е» п.2 и п.п. «г» п.3 данных Правил производится поставщиком.
Государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Шарый И.А. полагал постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Выслушав участников административного судопроизводства, исследовав материалы дела, прихожу к нижеследующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч.1, 6 ст.25 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставку газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 7 ст.9.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение потребителем газа введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п.8 Порядка расчетов за природный газ (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 294) оплата природного газа организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии потребителям, указанным в п.7 Порядка, в случае, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов, осуществляется до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В силу п.8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245) поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным п.п. «е» п.2 и п.п. «г» п. 3 указанных Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Согласно п.п. «г» п.3 Правил основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.
В соответствии с требованиями п.11 Правил потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Как следует из п.12 Правил, исполнение обязанности, предусмотренной п.11 Правил, может осуществляться потребителем путем: а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в п. «б» настоящего пункта.
В соответствии с п.13 Правил в случае не предоставления потребителем данных, указанных в п.п. «в» п.12 указанных Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев). Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное п.8 Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абз.1 настоящего пункта Правил.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренным приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 13 Правил, в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения, поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов РФ не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничениях объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
Как следует из материалов дела, 29.06.2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило в адрес ООО «Сервис Тверь», письмо (исх. №МК-04-0876) о необходимости погашения задолженности за газ по договору №52-4-8773/15 в размере 3 613 249,41 руб. Повторное письмо в адрес ООО «Сервис Тверь» направлено ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» 20.07.2017 года (исх. № МК-04-0986) о необходимости погашения задолженности за газ по указанному договору поставки газа в размере 2 925 958,93 руб., а также самостоятельного ограничения режима потребления газа с 10.00 час. 26.07.2017 до предоставленного расчетного уровня фактической оплаты.
Согласно данным телеметрического контроля на вышеуказанной котельной ООО «Сервис Тверь» с 26.07.2017 самостоятельно ограничило до расчетного уровня оплаты режим потребления газа на июль 2017 года, составляющего: 26,51 %, что соответствовало 0,171 тыс.м3/сут., о чем 27.07.2017 в присутствии начальника котельной ФИО1 сотрудником ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО2 составлен соответствующий акт.
12.10.2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило ООО «Сервис Тверь» новое уведомление исх. № МК-4-1281/7 о погашении задолженности за газ по договору № 52-4-8773/15 в размере 3 987 015,52 руб. В уведомлении также содержалось требование к ООО «Сервис Тверь» соблюдать установленный на октябрь 2017 года месячный расчетный уровень потребления газа, составляющий 72,245 тыс.м3/мес., исходя из уровня оплаты потребленного газа - 66,28 %, а в случае перерасхода - самостоятельно прекратить отбор газа. ООО «Сервис Тверь» также было предупреждено, что невыполнение требования о самостоятельном прекращении отбора газа, предъявленного в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет административную ответственность по ч.7 ст.9.22 КоАП РФ. Уведомление вручено адресату 13.10.2017 и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции ООО «Сервис Тверь» за № 2483.
ООО «Сервис Тверь» требование ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» от 12.10.2017 исх. № МК-04-1281/7 не выполнило, погашение задолженности за потребленный природный газ не произвело, самостоятельно не ограничило режим потребления газа до уровня, установленного на октябрь 2017 года в объеме 72,245 тыс.м3/мес. и продолжило отбор газа сверх установленного лимита. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования котельной ООО «Сервис Тверь» от 23.10.2017, составленным представителями ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО3 и АО «Газпром газораспределение Тверь» ФИО4 в присутствии директора предприятия Ляпкова А.М., где зафиксирован перерасход газа в объеме 40,428 тыс.м3 (112,673 тыс.м3/мес.-72,245 тыс.м3/мес.). В акте также сделана отметка об отказе Ляпкова А.М. подписать данный документ, что удостоверено подписями присутствующих ФИО3 и ФИО4. Перерасход газа по этой котельной также подтвержден данными суточного отчета (телеметрии) за октябрь 2017 года по этому объекту.
Государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора по результатам рассмотрения материалов по заявлению заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» Субботина В.И. о не соблюдении ООО «Сервис Тверь» требований законодательства о газоснабжении, составлен протокол №7.2-0000-Пр/0222-2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервис Тверь», в котором нашли свое отражение указанные выше обстоятельства.
05.12.2017 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора вынесено постановление № 7.2-Пс/0222-0000-2017, которым ООО «Сервис Тверь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагаю, что с такими выводами должностного лица согласиться нельзя, а доводы директора ООО «Сервис Тверь» Ляпкова А.М. о том, что частичное ограничение подачи газа является незаконным, так как оно ущемляет права и законные интересы абонентов – жителей мкр. Мамулино и социального объекта – детского сада №6, а также об отсутствии возможности исполнить обязанность, предусмотренную п.11 Правил № 1245, заслуживают внимания.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» под поставщиком (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам, а под потребителем газа – лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, нашедшей свое отражение в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012), действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст.40).
Между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и ООО «Сервис Тверь» 01.11.2015 г. заключен договор поставки газа № 52-4-8773/15, согласно которому ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обязуется поставлять природный газ в котельную Мамулино-2, расположенную по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., в р-не д. №31, а ООО «Сервис Тверь» принимать и оплачивать его. Как следует из представленных материалов, указанные правоотношения сохранили свое действие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Сервис Тверь» к административной ответственности.
Таким образом, теплоснабжающей организацией для потребителей, подключенных к системе теплоснабжения котельной, расположенной по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., в р-не д.31, является ООО «Сервис Тверь».
Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за горячую воду и тепловую энергию.
В силу п.121 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в п.п. «а», «б» и «д» п.115 и п. «б» п.117 Правил.
Согласно п.122 Постановления № 354, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к: а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Таким образом, при осуществлении поставок тепловой энергии в управляющую организацию, даже в условиях оказания на него со стороны контрагента мер воздействия за нарушение условий договора газоснабжения в части несвоевременной оплаты поставленного газа, ООО «Сервис Тверь» обязано было учитывать интересы добросовестных потребителей, в действиях которых отсутствуют какие-либо нарушения и своевременно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы. Ограничение режима потребления газа безусловно привело бы к ограничению или прекращению теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Степана Горобца, д.4, д.6, д.8, ул. Оснабрюкская, д.29, а также МБДОУ детский сад №6, доказательств обратного не представлено.
По смыслу Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газ является необходимым элементом технологического процесса производства тепловой энергии, поставляемой, в том числе, на объекты жилищного фонда. Поскольку в рассматриваемом случае указанная тепловая энергия поставляется для нужд отопления и горячего водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что ограничение или прекращение ее поставки исключало возможность качественного и надежного обеспечения потребителей коммунальными услугами по горячему водоснабжению, что являлось бы нарушением их конституционных прав.
Согласно п.4 раздела II Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды может составлять 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд.
В соответствии с п.3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Как следует из договора поставки газа от 01.11.2015 года Котел КВ-ГМ-2,32-115Н, который, как следует из материалов дела, установлен в котельной, расположенной по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., в районе д. №31, максимальный проектный расход газа на 1 установку составляет 274,02 н.куб.м/час. Проектом при строительстве котельной предусмотрен необходимый температурный режим для нормальной жизнедеятельности граждан: система теплоснабжения 94-115 градусов С, сетевая вода 115-70 градусов С. Режимная карта газового котла разрабатывается в целях нормальной его эксплуатации и исходя из технических возможностей котла. При расходе газа ниже, чем минимально установленный режимной картой, оборудование работать не будет.
С учетом изложенного, а также установленного для ООО «Сервис Тверь» с 12.10.2017 г. объема потребления газа в размере 72,245 тыс.куб.м./мес. и отсутствия в материалах дела доказательств того, что в котельной ООО «Сервис Тверь» и домах 4, 6, 8 по ул. Степана Горобца, д.29 ул. Оснабрюкская, а также МБДОУ Детский сад №6 в г. Твери проводился профилактический ремонт систем горячего водоснабжения, прихожу к выводу, что в целях выполнения уведомлений ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ООО «Сервис Тверь» могло обеспечить подачу горячей воды в указанные жилые дома и детский сад лишь несколько часов в сутки, что недопустимо.
В силу ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
С учетом вышеизложенного следует признать, что, не выполнив требование о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, ООО «Сервис Тверь» действовало в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей добросовестным потребителям коммунальных услуг жилых многоквартирных домов 4, 6, 8 по ул. Степана Горобца, д.29 ул. Оснабрюкская, МБДОУ Детский сад №6 в г. Твери, а также охраняемым законом интересам общества и государства и при этом указанная опасность не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред, с учетом конкуренции в данном случае коммерческих интересов поставщика газа и гарантированных государством конституционных прав граждан на пользование жилищем, является менее значительным, чем предотвращенный.
Приняв во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исполнить обязанность, предусмотренную п.11 Правил № 1245, с учетом положений п.12 указанных Правил ООО «Сервис Тверь» возможности не имело.
С доводом жалобы о том, что в соответствии с положениями п.7 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245) обязанность по ограничению подачи газа лежит на поставщике, суд согласиться не может, поскольку п.9 указанных Правил предусмотрен иной порядок прекращения отбора газа, осуществляемый потребителем.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При таком положении обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с действиями ООО «Сервис Тверь» в состоянии крайней необходимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Сервис Тверь» Ляпкова А.М. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Шарого И.А. № 7.2-Пс/0222-0000-2017 от 05 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервис Тверь» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении ООО «Сервис Тверь» прекратить на основании п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.9 КоАП РФ данное решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.И. Михайлова