Дело № 2а-2062/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года г. Златоуст Челябинская область
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.,
при секретаре Васениной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верниковской Л.В. к Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Верниковская Л.В. обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее МКУ ЗГО «УЖКХ»), Администрации Златоустовского городского суда Челябинской области (далее Администрация ЗГО Челябинской области), в котором, уточнив заявлением от 23.10.2018г. требования (л.д.64), просит признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в предоставлении персональных данных и личного номера телефона административного истца, под видом организации, обязанной производить отлов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на основании муниципальных контрактов заключенных между МКУ ЗГО «УЖКХ» и ООО «КомРит», последним осуществляется отлов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа. Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 26.06.2018г. удовлетворены исковые требования прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц, деятельность ООО «КомРит» по применению для поимки безнадзорных животных препарата «Адилин-Супер» и его аналогов, по умерщвлению безнадзорных животных в месте обнаружения, признана незаконной, МКУ ЗГО «УЖКХ», ООО «КомРит» запрещена деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение 6 (шести) месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных, на МКУ ЗГО «УЖКХ» возложена обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического, ветеринарного законодательства, законодательства о животном мире в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Златоустовского округа. Административные ответчики без согласия административного истца предоставили сведения о персональных данных и личном номере телефона последнего, под видом организации, обязанной производить отлов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа. Данными действиями административных ответчиков, по мнению административного истца, были нарушены его права, как субъекта персональных данных.
Административный истец Верниковская Л.В. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что весной 2018 года прокуратура города обратилась в суд с иском о признании деятельности ООО «КомРит» незаконной в части применения для поимки безнадзорных животных препарата «Адилин-Супер». Данное исковое заявление явилось следствием проверки, осуществленной в рамках обращения Железняк. В судебном заседании она, Верниковская Л.В., была опрошена в качестве свидетеля. Общественная организация «Подари жизнь» представляла доказательства нарушений со стороны ООО «КомРит» в осуществлении деятельности по отлову безнадзорных животных, искала свидетелей. Решением суда требования прокурора были удовлетворены. Отлов животных на территории округа был прекращен на основании приказа директора ООО «КомРит». После принятия судебного акта на ее личный номер телефона стали поступать звонки. Незнакомые лица сообщали, что получили ее контакты и личные данные – фамилию, имя, отчество в Администрации ЗГО, а также в МКУ ЗГО «УЖКХ». При этом административные ответчики, разглашая персональные данные, сообщали, что к ней (Верниковской Л.В.) можно обращаться по вопросу отлова безнадзорных животных. Однако, она никогда не давала разрешения административным ответчикам на разглашение ее персональных данных (ФИО, номера телефона), как физического лица, осуществляющего отлов безнадзорных животных на территории округа. Не размещала с указанной целью свои контактные данные ни в СМИ, ни в сети Интернет. Какие-либо договорные отношения между ней и административными ответчиками отсутствуют. Полагает, что действиями административных ответчиков были нарушены ее права как субъекта персональных данных.
Представитель административного ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» Сивков П.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26,27), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.68).
Представитель административного ответчика Администрации ЗГО Челябинской области Иконникова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41,42), в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, полагала их, не подлежащими удовлетворению, поскольку Администрация ЗГО является ненадлежащим ответчиком по данному делу, телефоны, которые указывает административный истец, принадлежат МКУ ЗГО «УЖКХ».
Суд, в силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Верниковской Л.В. подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 12 Всеобщей декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
В соответствии со статьями 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно Перечню сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 года № 188, к сведениям конфиденциального характера относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Телефонный номер также относится к числу персональных данных.
Согласно п. 5 названной статьи под распространением персональных данных понимаются действия направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц; под предоставлением персональных данных понимают действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (п.6).
Согласно определению, содержащемуся в ст. 2 Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (ETS N 108) «персональные данные» - это информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица.
В силу ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане приобретают и осуществляют права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчестве, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя отчество, дату и место рождения, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, включая номер телефона, по которой возможно идентифицировать конкретное лицо.
Как следует из пояснений административного истца, на основании муниципальных контрактов, заключенных между МКУ ЗГО «УЖКХ» и ООО «КомРит», последним осуществляется отлов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа. Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 26.06.2018г., удовлетворены исковые требования прокурора города Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о признании деятельности ООО «КомРит» по применению для поимки безнадзорных животных препарата «Адилин-Супер» и его аналогов, по умерщвлению безнадзорных животных в месте обнаружения, незаконной.
Пояснения административного истца в данной части подтверждаются письменными материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения, заключенного между Министерством сельского хозяйства Челябинской области, в лице заместителя Министра ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, с одной стороны, и Златоустовским городским округом Челябинской области, в лице Главы Златоустовского городского округа по строительству ФИО6, действующего на основании Постановления Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, с другой, Муниципальному образованию из областного бюджета была предоставлена субвенция на осуществление переданных в соответствии с Законом Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО «О наделении органом местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» государственных полномочий по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней животных, общих для человека и животных (л.д.12-14).
На основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17), заключенного между МКУ ЗГО «УЖКХ» и ООО «КомРит», последний обязался по заданию МКУ ЗГО «УЖКХ», составленному по письменным обращениям физических, юридических лиц, выполнять услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также, лечению, стерилизации (кастрации), умерщвлению, ветеринарной обработке (в том числе вакцинации и иммунизации) безнадзорных животных от заразных болезней, захоронение (утилизация трупов безнадзорных животных на территории ЗГО в количестве <данные изъяты> штук безнадзорных животных (п.1.2). Срок начала работ – в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения договора. Срок окончания выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ (п.п.1.3,1.4).
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 26.06.2018г. (л.д.51-60), исковые требования прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены, деятельность ООО «КомРит» по применению для поимки безнадзорных животных препарата «Адилин-Супер» и его аналогов, по умерщвлению безнадзорных животных в месте обнаружения, признана незаконной, МКУ ЗГО «УЖКХ», ООО «КомРит» запрещена деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение 6 (шести) месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных, на МКУ ЗГО «УЖКХ» возложена обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического, ветеринарного законодательства, законодательства о животном мире в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Златоустовского округа.
Как следует из пояснений административного истца, в рамках рассмотрения выше указанного гражданского дела, она была опрошена в качестве свидетеля. Являясь членом общественной организации «Подари жизнь», неоднократно писала обращения в контролирующие органы по вопросу бездействия МКУ ЗГО «УЖКХ», связанному с контролем за деятельностью Исполнителя (ООО «КомРит»). Полагает, что именно по этой причине сотрудники административных ответчиков стали предоставлять ее персональные данные, включая номер сотового телефона, позиционируя ее как лицо, занимающееся отловом безнадзорных животных, что является нарушением прав административного истца, как субъекта персональных данных. Звонки на ее личный номер телефона поступали в различное время суток, кто-то разговаривал спокойно, кто-то – на повышенных тонах. Чтобы пресечь все разговоры, она стала говорить, что может отловить животных, но за определенную плату.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО7, заведующая МАДОУ «Детский сад №», из показаний которой следует, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию ЗГО по вопросу отлова безнадзорных животных, находящихся на территории детского дошкольного учреждения. В МКУ ЗГО «УЖКХ» ей продиктовали номер сотового телефона и пояснили, что по данному телефону можно обратиться по поводу отлова собак. Она позвонила по указанному номеру, состоялся разговор с женщиной, которая пояснила, что отловом собак она не занимается, но за определенную плату может приехать и отловить животных. За отлов каждой собаки было необходимо заплатить <данные изъяты>. Поскольку ей (свидетелю) неоткуда взять <данные изъяты> за отлов <данные изъяты> собак, разговор на этом был окончен.
Из представленной и воспроизведенной в судебном заседании аудиозаписи телефонного разговора (л.д.43), следует, что личный номер телефона административного истца, под видом организации, обязанной производить отлов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа, был предоставлен МКУ ЗГО «УЖКХ».
Согласно ответу МКУ ЗГО «УЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ. № на запрос суда (л.д.63), телефонные номера №, № принадлежат МКУ ЗГО «УЖКХ», находятся в свободном доступе на сайте администрации ЗГО Челябинской области. Телефонный номер № – отдел дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства МКУ ЗГО «УЖКХ»; телефонный номер № – приемная МКУ ЗГО «УЖКХ».
Свидетель ФИО7 подтвердила, что обращалась именно по данным номерам с вопросом отлова безнадзорных животных, и сотрудники МКУ ЗГО «УЖКХ» предоставили ей номер сотового телефона административного истца для решения данной проблемы.
Для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обязательным условием является наличие совокупности: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Субъект персональных данных реализует свое право запрещать или разрешать обработку своих персональных данных.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих получение согласия истца, как субъекта персональных данных, на предоставление ее персональных данных неопределенному кругу лиц. Представленные распечатки с сайтов таковыми не являются.
Проанализировав в системной совокупности указанные выше нормы права, а также исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» имеют место незаконные действия, выраженные в предоставлении персональных данных и личного номера телефона административного истца, под видом организации, обязанной производить отлов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа.
Действиями административного ответчика нарушаются права административного истца на неприкосновенность частной жизни.
При таких обстоятельствах, требования Верниковской Л.В. о признании действий административного ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» незаконными, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Объективных и бесспорных доказательств того, что администрация ЗГО Челябинской области каким-либо образом предоставляла персональные данные административного истца, суду представлено не было.
Исследованные аудиозаписи таковыми не являются, поскольку обезличены (не установлены данные лиц, осуществивших звонок на номер телефона административного истца), кроме того, не содержат сведений о получении контактного номера телефона Верниковской Л.В. именно от работников администрации ЗГО (не установлен номер телефона, по которому абонент звонил первоначально, и где ему был предоставлен номер административного истца).
Каких-либо действий со стороны административного ответчика администрации ЗГО Челябинской области, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав административного истца либо посягающих на принадлежащие ей нематериальные блага, не усматривается.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» подлежит взысканию в пользу административного истца государственная пошлина в сумме 300 рублей
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░