Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2019 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Медведской Г.А.
при секретаре Андреенко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова Н.В. к МАДОУ № 65, Администрации Свердловского района г. Красноярска о взыскании недоначисленной, невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Н.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению «Детский сад № 65» о взыскании задолженности по заработной плате.
Требования мотивированы тем, что истец принята в МБДОУ «Детский сад № 65» в должности <данные изъяты>. Работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ.
С учетом уточнения исковых требований просит обязать начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.07.2017 по 31.05.2018 гг. в размере 36 924,95 рублей.
В судебном заседании истец Федорова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №65» - Колотыгина С.К. (по доверенности), исковые требования признала в части за период с января 2018 по апрель 2018 гг. в размере 16 665,60 рублей, предоставила письменный отзыв на иск, просила в удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Ответчик – Администрация Свердловского района г. Красноярска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, дело просили рассмотреть в свое отсутствие, о чем указали в соответствующем заявлении. Считают себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Третьи лица – ЦБУО Свердловского района г. Красноярска, главное управление образования Администрации г. Красноярска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, просили дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем указали в заявлении, предоставили письменный отзыв на иск.
Третье лицо – Администрация г. Красноярска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах не явки суду не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
На основании постановления Администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район).
Согласно п. 1 Постановления N 794 надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%.
Разъяснением от 11.09.1995 г. N 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года N 49 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов" процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, с 26.09.2016 года истец осуществляла трудовую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 65», замещая должность <данные изъяты> на основании заключенного с ней трудового договора № от 26.09.2016 года в соответствии с которым истцу установлен оклад 2 597 руб., северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30% к заработной плате.
Согласно разделу 5 договора работнику установлено продолжительность рабочего времени – 40 часов. Режим работы: 5-ая рабочая неделя. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней.
В соответствии с приказом № от 01.09.2017 года истцу установлена доплата в размере 50% от должностного оклада 2 454 руб. по должности кухонного рабочего на срок с 05.09.2017 по 30.09.2017 гг.
В соответствии с приказом № от 01.12.2017 года истцу установлена доплата в размере 50% от должностного оклада 2 454 руб. по должности кухонного рабочего на срок с 01.12.2017 по 31.12.2017 гг.
В соответствии с приказом № от 09.01.2018 года истцу установлена доплата в размере 50% от должностного оклада 2 552 руб. по должности кухонного рабочего на срок с 09.01.2018 по 31.01.2018 гг.
В соответствии с приказом № от 02.02.2018 года истцу установлена доплата в размере 50% от должностного оклада 2 552 руб. по должности кухонного рабочего на срок с 01.02.2018 по 31.08.2018 гг.
На основании вышеуказанных приказов с истцом были заключены дополнительные соглашения, трудовой договор № от 03.04.2017 года.
В соответствии с приказом № от 21.02.2018 года истцу предоставлен основной оплачиваемый отпуск на 36 календарных дней с 30.07.2018 по 03.09.2017 гг. за период работы с 11.01.2017 по 10.01.2018 гг.
Согласно расчетному листку за июль 2017 года истцу начислена и выплачена заработная плата в размере 23 578,82 руб., август 2017 года – 0 руб., сентябрь 2017 года – 9 583,24 руб., октябрь 2017 года – 12 856,85 руб., ноябрь 2017 года – 10 592 руб., декабрь 2017 года – 17 469,05 руб., январь 2018 года – 11 016 руб., февраль 2018 года – 11 016 руб., март 2018 года – 11 016 руб., апрель 2018 года – 11 016 руб., май 2018 года – 11 163 руб.
В соответствии с табелями учета рабочего времени за июль 2017г. отработано 20 дней, август 2017г. – 0 дней, сентябрь 2017г. – 19 дней, октябрь 2017г. – 22 дня, ноябрь 2017 г. – 21 день, декабрь 2017г. – 21 день, январь 2018г. – 17 дней, февраль 2018г. – 19 дней, март 2018г. – 20 дней, апрель 2018г. – 21 день, май 2018г. – 20 дней.
Так, с учетом районного коэффициента 1,3, процентной надбавки в размере 30 %, размер заработной платы истца должен составлять:
июль – декабрь 2017 гг.: 7 800 * 1,6 = 12 480 рублей,
январь – апрель 2018 гг.: 9 489 * 1,6 = 15 182,40 рублей,
май 2018 г.: 11 163 * 1,6 = 17 860,80 рублей, при выполнении нормы рабочего времени.
Вместе с тем, истцом в июле 2017 года отработано 20 дней при норме 21 день, в августе 2017 года отработано 0 дней при норме 23 дня, в сентябре 2017 года отработано 19 дней при норме 21 день.
Учитывая, что истцом в июле 2017 года норма рабочего времени не выполнена, размер ее заработной платы должен составлять не менее 11 885,71 руб. исходя из расчета 7 800 руб. х 1,6 : 21 дн. х 20 дн., тогда как истцу выплачено 10 087,62 руб. (за минусом оплаты основного оплачиваемого отпуска 23 578,82 руб. – 13 491,20 руб.), что меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.
В сентябре 2017 года норма рабочего времени не выполнена, размер ее заработной платы должен составлять не менее 11 291,42 руб. исходя из расчета 7 800 руб. х 1,6 : 21 дн. х 19 дн., тогда как истцу выплачено 8 084,22 руб. (за минусом оплаты основного оплачиваемого отпуска 9 583,24 руб. – 1 499,02 руб.), что меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.
Сумма задолженности по заработной плате составит:
июль 2017 года – 1 798,09 руб. (11 885,71 руб. – 10 087,62 руб.),
август 2017 года – 0 руб.,
сентябрь 2017 года – 2 096,64 руб. (11 291,42 руб. – 8 084,22 руб. – 1 110,14 руб. совмещение),
октябрь 2017 года – 376,85 руб.
ноябрь 2017 года – 1 888 руб. (12 480 руб. – 10 592 руб.),
декабрь 2017 года – 6 216,05 руб.
январь 2018 года – 4 166,40 руб. (15 182,40 руб. – 11 016 руб.),
февраль 2018 года – 4 166,40 руб. (15 182,40 руб. – 11 016 руб.),
март 2018 года – 4 166,40 руб. (15 182,40 руб. – 11 016 руб.),
апрель 2018 года – 4 166,40 руб. (15 182,40 руб. – 11 016 руб.),
май 2018 года – 6 697,80 руб. (17 860,80 руб. – 11 163 руб.).
Таким образом, общая сумма задолженности по заработной плате за спорный период составит 29 146,13 руб.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд, исходя из представленных ответчиком сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, приходит к выводу о том, что, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствует требованиям трудового законодательства, поскольку является ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Истец просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2017 по май 2018 гг. в размере 36 924,95 рублей, суд признает расчет истца неправильным и производит свой расчет, на основании которого с ответчика в пользу истца надлежит взыскать денежные средства в размере 29 146,13 рублей.
В связи с тем, что истец состоит в трудовых отношениях с МАДОУ № 65, что подтверждается материалами дела, в удовлетворении исковых требований к Администрации Свердловского района г. Красноярска надлежит отказать.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая изложенное, в соответствии со ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 074,38 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова Н.В. к МАДОУ № 65, Администрации Свердловского района г. Красноярска о взыскании недоначисленной, невыплаченной заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65» в пользу Федорова Н.В. недоначисленную заработную плату за период с июля 2017 по май 2018 гг. в размере 29 146,13 рублей.
В удовлетворении исковых требований Федорова Н.В. к Администрации Свердловского района г. Красноярска о взыскании недоначисленной, невыплаченной заработной платы – отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 074,38 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.А. Медведская