Решение по делу № 33-35922/2024 от 01.10.2024

Судья Захарова Л.Н.                                                         Дело №33-35922/2024

УИД 50RS0031-01-2023-020609-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск, Московская область                                 9 октября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Бурцевой Л.Н.,

судей                 Романенко Л.Л., Гущиной А.И.,

с участием прокурора    Шумской А.П.,

при ведении протокола помощником судьи Кондобаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2648/2024 по иску Одинцовской городской прокуратуры в интересах Орловой Людмилы Петровны, Сидоровой Ольги Павловны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным постановления,

по апелляционной жалобе Администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 23 мая 2024 г.,

заслушав доклад судьи Романенко Л.Л.,

объяснения явившихся лиц,

УСТАНОВИЛА:

            Одинцовский городской прокурор обратился в суд в интересах Орловой Л.П., Сидоровой О.П. с иском к ответчику Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным постановления администрации Одинцовского городского округа Московской области от 06.06.2023    №    3511 о снятии Орловой Людмилы Петровны <данные изъяты>, Сидоровой Ольги Павловны <данные изъяты> с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.; об обязании Администрацию Одинцовского городского округа восстановить Орлову Людмилу Петровну, Сидорову Ольгу Павловну в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по номеру в общей очереди - 80, первоочередное право -5; о включении <данные изъяты> в учётное дело очередника Орловой Л.П.

        В обоснование требований указано, что Городской прокуратурой проведена проверка по обращению Орловой Л.П.. установлено, что Орлова Л.П. с 1988 года зарегистрирована и проживает в комнате в <данные изъяты> квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, общая площадь занимаемого помещения 15,22 кв.м., в том числе жилая площадь 9,42 кв.м., что соответствует принадлежащей ей доле 35/100 – в праве собственности на квартиру.Совместно с Орловой Л.П. зарегистрированы и проживают <данные изъяты> Орловой Л.П. - Сидорова О.П. <данные изъяты>, <данные изъяты> - <данные изъяты>. Постановлением Главы Одинцовского района 24.09.1993 № 2002 Орлова Л.П. с семьей 2 <данные изъяты>) приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы (менее 5,0 кв.м.). Постановлением Администрации Одинцовского городского округа от 06.06.2023 № 3511 Орлова Л.П. с семьей <данные изъяты>) сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, учитывая решение жилищной комиссии Одинцовского городского округа Одинцовской области от 02.03.2023 № 5/4.Согласно выписки из протокола № 5 заседания жилищной комиссии Одинцовского городского округа от 02.03.2023 основанием для исключения Орловой Л.П. из списка лиц, нуждающихся в лучшее жилищных условий, явилось наличие в собственности <данные изъяты>. жилого помещения общей площадью 40,6 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, приобретённого в период <данные изъяты>. Прокурором внесено представление Главе Одинцовского городского округа, которое оставлено без удовлетворения.

Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены, признано незаконным постановление администрации Одинцовского городского округа Московской области от 06.06.2023    №    3511 о снятии Орловой Людмилы Петровны <данные изъяты> рождения, Сидоровой Ольги Павловны <данные изъяты> с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На Администрацию Одинцовского городского округа возложена обязанность восстановить Орлову Людмилу Петровну., Сидорову Ольгу Павловну в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по номеру в общей очерёдности - 80, первоочередное право – 5, включить <данные изъяты> <данные изъяты> в учетное дело очередника Орловой Людмилы Петровны.

    Ответчиком подана апелляционная жалоба на указанное решение суда первой инстанции на предмет его отмены, как незаконного и необоснованного.

Истец Орлова Л.П. в заседании судебной коллегии просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебную коллегию своевременно не известили и не просили об отложении слушания дела.

При таких обстоятельствах, с учётом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся участников судопроизводства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

В соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

По делу установлено, что Орлова Л.П. с <данные изъяты> года зарегистрирована и проживает в комнате в <данные изъяты> квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, общая площадь занимаемого помещения 15,22 кв.м., в том числе жилая площадь 9,42 кв.м., что соответствует принадлежащей ей доле 35/100 – в праве собственности на квартиру.

Совместно с Орловой Л.П. зарегистрированы и проживают <данные изъяты> Орловой Л.П. - Сидорова О.П. <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Постановлением Главы Одинцовского района 24.09.1993 № 2002 Орлова Л.П. с семьей <данные изъяты>) приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы (менее 5,0 кв.м.).

<данные изъяты> Орловой Л.П. - <данные изъяты> вселенный в квартиру Орловой Л.П. в качестве члена семьи, при расчете учетной нормы органом местного самоуправления не учтен, в учетное дело не включен.

<данные изъяты> истца Сидорова О.П. состоит в <данные изъяты> с <данные изъяты> <данные изъяты>.

<данные изъяты>. является собственником жилого помещения, общей площадью 40,6 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, приобретенная за счет кредитных средств, установлена ипотека в силу закона в пользу ПАО «<данные изъяты>». Приобретение квартиры в период <данные изъяты> с <данные изъяты> истца Сидоровой О.П. и принадлежность к <данные изъяты> собственности <данные изъяты> не оспаривались лицами, участвующими в деле.

Постановлением Администрации Одинцовского городского округа от 06.06.2023 № 3511 Орлова Л.П. с семьей <данные изъяты>) сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, учитывая решение жилищной комиссии Одинцовского городского округа Одинцовской области от 02.03.2023 № 5/4.

Согласно выписки из протокола № 5 заседания жилищной комиссии Одинцовского городского округа от 02.03.2023 основанием для исключения Орловой Л.П. из списка лиц, нуждающихся в лучшее жилищных условий, стало наличие в собственности <данные изъяты> Сидоровой О.П. жилого помещения общей площадью 40,6 кв.м, по адресу: <данные изъяты> приобретённого в период <данные изъяты>, за счет кредитных средств.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовался положениями статей 56, 31, Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции, исходил из того, что Орлова Л.П. была поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 1993 году, до введения в действие Жилищного кодекса РФ, следовательно, она могла быть снята с учета согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 г.) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Суд первой инстанции указал, что при расчете нормы предоставления жилого помещения необходимо учитывать состав семьи Орловой Л.П. из 3 человек: Орловой Л.П., Сидоровой О.П., <данные изъяты>

Представленный ответчиком расчет площади на каждого члена семьи (14,36 кв.м.) был признан судом первой инстанции неверным, так как определен без учета <данные изъяты> истца, тогда как при правильном расчете (15,22 кв.м.+13,5 кв.м.) : 3 человека), размер площади, приходящейся на каждого члена семьи Орловой Л.П. составляет 9,58 кв.м., что менее нормы предоставления, действующей на территории Одинцовского городского округа Московской области.

Суд первой инстанции, указал также, что определенный органом местного самоуправления размер площади на каждого члена семьи: (15,22 кв.м, (площадь занимаемая Орловой Л.П.) + 13,5 кв.м. (1/3 площади квартиры зятя Орловой Л.П. с учетом прав <данные изъяты> Орловой Л.П.) : 2 очередника), равный 14, 36 кв.м. на человека., не может являться основанием для снятия с учета, так как превышение нормы предоставления на 36 сантиметров не является существенным. Обязательства органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения за 30 лет не исполнены.

Суд первой инстанции полагал необходимым учитывать также то обстоятельство, что квартира <данные изъяты>Г. приобретена за счет кредитных средств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку юридически значимые обстоятельства по делу установлены, нормы материального права применены правильно. Спор разрешен судом на основании совокупности представленных в дело доказательств в соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Частью 2 статьи 6 указанного федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.

При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Вместе с тем положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предполагают только сохранение права состоять на данном учете до получения гражданином жилого помещения по договору социального найма, но не предусматривают возможности изменения порядка предоставления жилого помещения в общем или внеочередном порядке.

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года определялись статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (пункт 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР); а также проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (пункт 2 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР).

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возникновении жилищных прав несовершеннолетнего внука истца в отношении занимаемого истцом жилого помещения в силу положений п.2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ и определения его родителями места жительства по месту жительства матери.

Обеспеченность отца ребенка иным жилым помещением может учитываться при определении размера предоставляемого истцу жилого помещения.

Обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи для решения вопроса о наличии оснований для снятия истца с учета нуждающихся в жилом помещении подлежит определению с учетом всех членов семьи истца, вселенных в ее жилое помещение в установленном порядке. При этом, если учитывать возникновение прав дочери истца и внука истца на соответствующую долю площади в приобретенной <данные изъяты> в период <данные изъяты> квартире площадью 40,6 кв.м., то обеспеченность истца и членов семьи в занимаемом жилом помещении составит 14,07 кв.м. : (15,22 кв.м, (площадь в квартире истца) + 13,5 кв.м.х 2 ( 2/3 площади квартиры <данные изъяты> Сидоровой О.П. с учетом прав Сидоровой О.П. и <данные изъяты> Орловой Л.П.) : 3).

Приобретенная <данные изъяты>. (<данные изъяты>) квартира имеет обременение ипотекой, следовательно право собственности является экономически неустойчивым, зависит от платежеспособности <данные изъяты> <данные изъяты>.

При указанных обстоятельствах вывод ответчика об утрате истцом оснований для приобретения жилого помещения в порядке обеспечения нуждающихся по договору социального найма сделаны неправомерно и нарушают права истца.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений лиц, участвовавших в деле, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права и без нарушения правил оценки доказательств.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, которые могут повлечь отмену, в том числе и безусловную (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ), решения суда, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 23 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2024 г.

33-35922/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сидорова Ольга Павловна
Информация скрыта
Орлова Людмила Петровна
Одинцовская городская прокуратура
Ответчики
Администрация Одинцовского городского округа Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Романенко Лариса Леонидовна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
09.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024Передано в экспедицию
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее