Решение по делу № 2а-1741/2021 от 17.05.2021

       Дело № 2а-1741/2021

36RS0003-01-2021-002463-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          г. Воронеж                                      16 июня 2021 года

Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего    судьи                          Бражниковой Е.А.,

при секретаре                                   Симоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №17 по Воронежской области к Лавлинской Е.М. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,

у с т а н о в и л :

МИФНС России №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лавлинской Е.М. о взыскании задолженности:

по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 02.12.2016 по 26.02.2017 в сумме 4,0 руб.;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 01.07.2018 по 04.09.2018 в сумме 4,80 руб.;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 01.07.2019 по 04.07.2019 в сумме 0,46 руб.;

по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 30.01.2020 в сумме 6,31 руб.;

по земельному налогу за 2015 год в сумме 603,0 руб., пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 3,82 руб.;

по земельному налогу за 2018 год в сумме 761,0 руб., пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 30.01.2020 в сумме 9,43 руб. (л.д.4-9).

        Представитель административного истца МИФНС России №17 по Воронежской области в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

         Административный ответчик Лавлинская Е.М. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и приобщении к материалам дела квитанций об оплате.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

         Пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации    обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации    налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законом.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

         В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

         В соответствии с ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

          Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

         Земельный налог также отнесен к числу местных налогов. Он устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов, представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ, п. 1 ст. 15 НК РФ, п. 1 ст. 387 НК РФ).

         Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

         Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

         Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что Лавлинская Е.М. является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>, кадастровый номер , площадью 42,90, дата регистрации права 16.08.2007;

кроме того, в период с 23.10.2017 по 26.09.2018 Лавлинская Е.М. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 52,20;

кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лавлинская Е.М. являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , доля в праве - 0,12, площадью 151667 (л.д.13).

Таким образом, административный ответчик с 2007 года является плательщиком налога на имущество физических лиц, а в период с 2016 по 2017 плательщиком земельного налога.

          В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.4 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет, если иное не предусмотрено законом, иной смысл исполнения обязанности по уплате налога данной нормой не придается.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений п.4 ст. 397 и п. 4 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом налога на имущество физических лиц и земельного налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как следует из материалов дела, 17.09.2016 административному ответчику по почте было направлено налоговое уведомление № 80451061 от 05.08.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 года налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138 руб. и земельного налога за 2015 год в сумме 138 руб. (л.д. 16, 16а);

03.08.2017 было направлено налоговое уведомление № 28754860 от 20.07.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 года налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301 руб. (л.д.17-18, 19);

24.09.2018 было направлено налоговое уведомление № 39427097 от 05.09.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 года налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463 руб. (л.д.20-21, 22);

19.07.2019 было направлено налоговое уведомление № 29150017 от 10.07.2019 об уплате в срок до 01.12.2019 года налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509 руб. и земельного налога за 2018 год в сумме 761 руб. (л.д.23-24, 25).

                                                                                                                Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

        Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст.75,69 Налогового кодекса Российской Федерации).

        Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правила, установленные ст.70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст.ст.69,70 Налогового кодекса Российской Федерации).

         При этом в силу п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

         Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов; при этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (Определения от 8 апреля 2010 года N 468-О-О и от 24 марта 2015 года N 735-О).

           Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика были направлены соответствующие налоговые уведомления, с приведенным в них расчетом налога на имущество физических лиц, земельного налога и основаниях данного расчета. Соответственно, у ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов (л.д.16-25).

                                                                                                                В связи с неуплатой Лавлинской Е.М. налога на имущество физических лиц и земельного налога в установленный законом срок Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставила и направила требование от 21.12.2016 №15763 (отправлено по почте 26.12.2016), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 02.03.2017 погасить задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 603 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 3,82 руб. (л.д.25, 25);

                                                                                                                требование от 27.02.2017 №2059 (отправлено по почте 29.03.2017), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 27.04.2017 погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 4 руб. (л.д.28, 29);

                                                                                                                требование от 05.09.2018 №18677 (отправлено по почте 24.09.2018), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 06.11.2018 погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016год в сумме 4,80 руб. (л.д. 30-31, 32);

                                                                                                                требование от 05.07.2019 №26701 (отправлено по почте 19.07.2019), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 01.11.2019 погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 0,46 руб. (л.д.33,34);

                                                                                                                требование от 31.01.2020 №6590 (отправлено по почте 14.02.2020), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 25.03.2020 погасить задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 761 руб., пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 9,43 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 6,31 руб. (л.д.35-36, 37).

                                                                                                                Однако, вышеуказанные требования Лавлинской Е.М. в установленный срок исполнены не были.

                                                                                                                В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.

Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора (пени, штрафа) с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, только если суммарная задолженность превышает 3000 руб. (абз. 4 п. 1 ст. 48абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ).

                                                                                                                Как следует из материалов дела, 23.10.2020 ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №1 в Левобережном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Лавлинской Е.М. недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени и по данному заявлению 23.10.2020 года был вынесен судебный приказ № 2а-2459/2020 (л.д.21).

                                                                                                                Лавлинской Е.М. были представлены возражения, что явилось основанием для отмены 13.11.2020 года судебного приказа от 23.10.2020 № 2а-2459/2020 (л.д.15).

                                                                                                                14.05.2021 административный истец обратился с административным иском в суд к Лавлинской Е.М. (л.д. 4-9).

                                                                                                                Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец как за выдачей судебного приказа, так и с настоящим административным иском в суд обратился в установленные законом сроки.

                                                                                                                В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждая сторона обязана доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком Лавлинской Е.М. суду представлены доказательства оплаты имеющейся задолженности, а именно квитанции об оплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138,0 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301,0 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463,0 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509,0 руб.,

пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 4,0 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 4,80 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 0,46 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 6,31 руб.;

недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 603,0 руб., по земельному налогу за 2018 год в сумме 761,0 руб.,

пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 3,82 руб., пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 9,43 руб. (л.д.63-64).

Исходя из данных платежных документов усматривается, что оплата задолженности произведена административным ответчиком именно за тот период и тех сумм, которые заявлены ко взысканию.

                                                                                                                При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат отклонению.

                                                                                                                На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №17 по Воронежской области к Лавлинской Е.М. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени, отказать.

         Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в мотивированном виде 23.06.2021.

Председательствующий:                         Т.Е. Бражникова

       Дело № 2а-1741/2021

36RS0003-01-2021-002463-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          г. Воронеж                                      16 июня 2021 года

Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего    судьи                          Бражниковой Е.А.,

при секретаре                                   Симоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №17 по Воронежской области к Лавлинской Е.М. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,

у с т а н о в и л :

МИФНС России №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лавлинской Е.М. о взыскании задолженности:

по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 02.12.2016 по 26.02.2017 в сумме 4,0 руб.;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 01.07.2018 по 04.09.2018 в сумме 4,80 руб.;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 01.07.2019 по 04.07.2019 в сумме 0,46 руб.;

по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509,0 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 30.01.2020 в сумме 6,31 руб.;

по земельному налогу за 2015 год в сумме 603,0 руб., пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 3,82 руб.;

по земельному налогу за 2018 год в сумме 761,0 руб., пени по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 30.01.2020 в сумме 9,43 руб. (л.д.4-9).

        Представитель административного истца МИФНС России №17 по Воронежской области в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

         Административный ответчик Лавлинская Е.М. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и приобщении к материалам дела квитанций об оплате.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

         Пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации    обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации    налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законом.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

         В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

         В соответствии с ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

          Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

         Земельный налог также отнесен к числу местных налогов. Он устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов, представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ, п. 1 ст. 15 НК РФ, п. 1 ст. 387 НК РФ).

         Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

         Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

         Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что Лавлинская Е.М. является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>, кадастровый номер , площадью 42,90, дата регистрации права 16.08.2007;

кроме того, в период с 23.10.2017 по 26.09.2018 Лавлинская Е.М. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 52,20;

кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лавлинская Е.М. являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , доля в праве - 0,12, площадью 151667 (л.д.13).

Таким образом, административный ответчик с 2007 года является плательщиком налога на имущество физических лиц, а в период с 2016 по 2017 плательщиком земельного налога.

          В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.4 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет, если иное не предусмотрено законом, иной смысл исполнения обязанности по уплате налога данной нормой не придается.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений п.4 ст. 397 и п. 4 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом налога на имущество физических лиц и земельного налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как следует из материалов дела, 17.09.2016 административному ответчику по почте было направлено налоговое уведомление № 80451061 от 05.08.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 года налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138 руб. и земельного налога за 2015 год в сумме 138 руб. (л.д. 16, 16а);

03.08.2017 было направлено налоговое уведомление № 28754860 от 20.07.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 года налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301 руб. (л.д.17-18, 19);

24.09.2018 было направлено налоговое уведомление № 39427097 от 05.09.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 года налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463 руб. (л.д.20-21, 22);

19.07.2019 было направлено налоговое уведомление № 29150017 от 10.07.2019 об уплате в срок до 01.12.2019 года налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509 руб. и земельного налога за 2018 год в сумме 761 руб. (л.д.23-24, 25).

                                                                                                                Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

        Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст.75,69 Налогового кодекса Российской Федерации).

        Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правила, установленные ст.70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст.ст.69,70 Налогового кодекса Российской Федерации).

         При этом в силу п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

         Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов; при этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (Определения от 8 апреля 2010 года N 468-О-О и от 24 марта 2015 года N 735-О).

           Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика были направлены соответствующие налоговые уведомления, с приведенным в них расчетом налога на имущество физических лиц, земельного налога и основаниях данного расчета. Соответственно, у ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов (л.д.16-25).

                                                                                                                В связи с неуплатой Лавлинской Е.М. налога на имущество физических лиц и земельного налога в установленный законом срок Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставила и направила требование от 21.12.2016 №15763 (отправлено по почте 26.12.2016), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 02.03.2017 погасить задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 603 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 3,82 руб. (л.д.25, 25);

                                                                                                                требование от 27.02.2017 №2059 (отправлено по почте 29.03.2017), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 27.04.2017 погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 4 руб. (л.д.28, 29);

                                                                                                                требование от 05.09.2018 №18677 (отправлено по почте 24.09.2018), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 06.11.2018 погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016год в сумме 4,80 руб. (л.д. 30-31, 32);

                                                                                                                требование от 05.07.2019 №26701 (отправлено по почте 19.07.2019), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 01.11.2019 погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 0,46 руб. (л.д.33,34);

                                                                                                                требование от 31.01.2020 №6590 (отправлено по почте 14.02.2020), в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 25.03.2020 погасить задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 761 руб., пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 9,43 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 6,31 руб. (л.д.35-36, 37).

                                                                                                                Однако, вышеуказанные требования Лавлинской Е.М. в установленный срок исполнены не были.

                                                                                                                В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.

Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора (пени, штрафа) с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, только если суммарная задолженность превышает 3000 руб. (абз. 4 п. 1 ст. 48абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ).

                                                                                                                Как следует из материалов дела, 23.10.2020 ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №1 в Левобережном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Лавлинской Е.М. недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени и по данному заявлению 23.10.2020 года был вынесен судебный приказ № 2а-2459/2020 (л.д.21).

                                                                                                                Лавлинской Е.М. были представлены возражения, что явилось основанием для отмены 13.11.2020 года судебного приказа от 23.10.2020 № 2а-2459/2020 (л.д.15).

                                                                                                                14.05.2021 административный истец обратился с административным иском в суд к Лавлинской Е.М. (л.д. 4-9).

                                                                                                                Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец как за выдачей судебного приказа, так и с настоящим административным иском в суд обратился в установленные законом сроки.

                                                                                                                В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждая сторона обязана доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком Лавлинской Е.М. суду представлены доказательства оплаты имеющейся задолженности, а именно квитанции об оплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 138,0 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 301,0 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 463,0 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 509,0 руб.,

пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 4,0 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 4,80 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 0,46 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 6,31 руб.;

недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 603,0 руб., по земельному налогу за 2018 год в сумме 761,0 руб.,

пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 3,82 руб., пени по земельному налогу за 2018 год в сумме 9,43 руб. (л.д.63-64).

Исходя из данных платежных документов усматривается, что оплата задолженности произведена административным ответчиком именно за тот период и тех сумм, которые заявлены ко взысканию.

                                                                                                                При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат отклонению.

                                                                                                                На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №17 по Воронежской области к Лавлинской Е.М. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени, отказать.

         Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в мотивированном виде 23.06.2021.

Председательствующий:                         Т.Е. Бражникова

1версия для печати

2а-1741/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №17 по ВО
Ответчики
Лавлинская Елена Митрофановна
Суд
Левобережный районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
levoberezhny.vrn.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
17.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2021Предварительное судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее