Решение по делу № 2а-392/2020 от 25.02.2020

                                                            Дело №2а-392/2020

        УИД: 91RS0021-01-2020-000263-60

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2020 года                                          г. Судак

    Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи              – Боси Е.А.

при секретаре                         – Абдувелиева Э.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акоёмова Николая Витальевичу к Администрации г. Судака, заинтересованное лицо - Нотариус Судакского городского нотариального округа Журба Надежда Викторовна о признании незаконным отказа в завершении оформлении прав на земельный участок и признании права на завершение оформления земельного участка, -

УСТАНОВИЛ:

Акоёмов Н.В. обратился в суд с административным иском к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо - Нотариус Судакского городского нотариального округа Журба Надежда Викторовна о признании незаконными действия администрации города Судак, выразившиеся в отказе Акоёмовой Устине Николаевне, оформленному письмом №01.01-09/5314 от 25.11.2019 г., в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; кадастровый , площадью 1100 кв.м., в порядке завершения оформления прав, а так же с требованием о признании за ним права на завершение оформления права на земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти матери Акоёмовой Устины Николаевны, умершей ДД.ММ.ГГГГ

Административные исковые требования мотивированы тем, что решением 10-й сессии 6-го созыва Морского сельского совета от 01 марта 2010 №307 «О разрешении гражданам Украины разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков для ведения садоводства, расположенных по адресу: <адрес>» матери административного истца – Акоёмовой Устине Николаевне – было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для ведения садоводства по адресу: <адрес>.

Решением 33-й сессии 7-го созыва Морского сельского совета Автономной Республики Крым от 27 февраля 2012 года №283 «О внесении изменения в решение 10-й сессии 6-го созыва Морского сельского совета от 01.03.2010 г. №307 Украины Акоёмовой У.Н. было внесено изменение в решение 10-й сессии 6-го созыва Морского сельского совета от 01 марта 2010 №307 «О разрешении гражданам Украины разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков для ведения садоводства, расположенных по адресу: <адрес>» в части отмены сроков действия решения о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый и определена площадь земельного участка в размере 1100 кв.м. 01.07.2019 г. Акоёмова У.Н. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию города Судака, в соответствии с формой, установленной приложением №1 к административному регламенту, утвержденному постановлением администрации города Судака Республики Крым от 07.07.2015 г. №401.

Однако в предоставлении земельного участка, администрацией города Судак Акоёмовой У.Н. было отказано, согласно письма №01.01-09/5314 от 25.11.2019 г. Отказ администрации города Судак был мотивирован тем, что «в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на приобретение земельных участков осуществляется однократно». Данный отказ административный истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилась в суд с административным иском с целью защиты своих законных прав и интересов.

Стороны в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом от административного истца и административного ответчика поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, решением 10-й сессии 6-го созыва Морского сельского совета от 01 марта 2010 №307 «О разрешении гражданам Украины разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков для ведения садоводства, расположенных по адресу: с. Морское, г. Судака, ул. Северная» матери административного истца – Акоёмовой Устине Николаевне – было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для ведения садоводства по адресу:                           с. Морское, г. Судак, ул. Северная.

Решением 33-й сессии 7-го созыва Морского сельского совета Автономной Республики Крым от 27 февраля 2012 года №283 «О внесении изменения в решение 10-й сессии 6-го созыва Морского сельского совета от 01.03.2010 г. №307 Украины Акоёмовой У.Н. было внесено изменение в решение 10-й сессии 6-го созыва Морского сельского совета от 01 марта 2010 №307 «О разрешении гражданам Украины разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков для ведения садоводства, расположенных по адресу: с. Морское, г. Судака, ул. Северная» в части отмены сроков действия решения о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка.

На основании проведенных кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый и определена площадь земельного участка в размере 1100 кв.м. Постановлением администрации города Судака Республики Крым от 28 ноября 2016 г. №1798 «Об отнесении к определенной категории и определении вида разрешенного использования земельного участка» земельный участок был отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и определен вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с постановлением администрации города Судак от 07 июля 2015 года №401 «Об утверждении административного регламента Управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым» (далее по тексту – административный регламент) 01.07.2019 г. Акоёмова У.Н. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию города Судака, в соответствии с формой, установленной приложением №1 к административному регламенту, утвержденному постановлением администрации города Судака Республики Крым от 07.07.2015 г. №401.

В порядке межведомственного взаимодействия поступили ответы от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым (от 20.08.2019 №01-06/4765 и от 11.10.2019 №8312/01/1), в соответствии с которыми на территории испрашиваемого земельного участка отсутствуют объекты культурного наследия.

Письмом администрации города Судака от 28.10.2019 до сведения Акоёмовой У.Н. доводилась информация о том, что в адрес администрации города Судака поступили ответы на все межведомственные запросы и для согласования подготовлен проект постановления о передаче земельного участка, площадью1100 кв.м. с кадастровым номером 90:23:070140:3.

В предоставлении земельного участка с кадастровым администрацией города Судак Акоёмовой У.Н. было отказано, отказ в завершении оформления прав на земельный участок был оформлен письмом администрации города Судака №01.01-09/5314 от 25.11.2019 г.

Отказ администрации города Судак был мотивирован тем, что «в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на приобретение земельных участков осуществляется однократно».

«14» декабря 2019 года Акоёмова Устина Николаевна умерла. В соответствии с положениями ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Заявление Акоёмовой У.Н. о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок по форме и содержанию соответствовало требованиям Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» и требованиям постановления администрации города Судак от 07 июля 2015 года №401 «Об утверждении административного регламента Управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым».

В соответствии с п. 2.4.1 административного регламента, конечным результатом предоставления муниципальной услуги является:

- проект договора аренды земельного участка;

- постановление администрации города Судака Республики Крым о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование);

- постановление администрации города Судака Республики Крым об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Предоставление письменного ответа в иных формах (в виде письма, информационного письма, уведомления и т.д.) административным регламентом не предусмотрено. Оформление Акоёмовой У.Н. отказа в реализации её прав администрацией города Судака в виде письма №01.01-09/5314 от 25.11.2019 г. противоречит п. 2.4.1. административного регламента (приложение №1 к постановлению администрации города Судака Республики Крым от 07.07.2015 г. №401) «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым».

Пунктом 12 Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» установлено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Положениями указанной правовой нормы – ч. 6 ст.13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;

2)     несоответствие     месторасположения     объекта     документации,     связанной     с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.

Поскольку вышеперечисленными правовыми нормами установлен четкий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, иные основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.

Положениями ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, наличие зарегистрированного ранее возникшего права на иной земельный участок.

После смерти матери Акоёмов Н.В. обратился к нотариусу г. Судак, Журбе Надежде Викторовне для принятия наследства и вышеуказанный земельный участок перешел в ею фактическое владение. Факт родства между Акоёмовым Н.В. и Акоёмовой У.Н. подтверждается свидетельством о рождении.

Принимая во внимание вышеизложенное, у административного истца возникло право на признание в порядке наследования права на завершение оформления земельного участка ввиду следующего, как у единственного наследника.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.

Согласно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

В силу статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

По статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона Российской

Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В силу статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 указанной статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно в собственность гражданам Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного у матери административного истца Акоёмовой У.Н. возникло имущественное право, которое не исключено из состава наследственной массы, при этом оформление права на земельный участок при жизни ею не было завершено, заявленные истцом требования, как наследника первой очереди, в пределах настоящего искового заявления обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.

Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На взыскании судебных расходов с административного ответчика представитель административного истца в своем исковом заявлении не настаивал.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Акоёмова Николая Витальевичу к Администрации г. Судака, заинтересованное лицо - Нотариус Судакского городского нотариального округа Журба Надежда Викторовна о признании незаконным отказа в завершении оформлении прав на земельный участок и признании права на завершение оформления земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации города Судак, выразившиеся в отказе Акоёмовой Устине Николаевне, от 25.11.2019 г., №01.01-09/5314 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; кадастровый , площадью 1100 кв.м., в порядке завершения оформления прав.

Признать за Акоёмовым Николаем Витальевичем право на завершение оформления права на земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти матери Акоёмовой Устины Николаевны, умершей ДД.ММ.ГГГГ года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 22 апреля 2020 года.

2а-392/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Акоёмов Николай Витальевич
Ответчики
Администрация города Судака Республики Крым
Другие
Нотариус Судакского городского нотариального округа Журба Надежда Викторовна
Суд
Судакский городской суд Республики Крым
Судья
Боси Елена Андреевна
Дело на странице суда
sudak.krm.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация административного искового заявления
25.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее