Решение по делу № 2-3235/2022 от 23.09.2022

                                                                                                           Дело № 2-3235/2022

    24RS0028-01-2022-002886-26

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 октября 2022 г.                                                                                       г. Красноярск

    Кировский районный суд г. Красноярска

    в составе: председательствующего Фроленко С.И.,

    при секретаре Басиной М.В.,

    с участием представителя истца Сычевой С.А.,

    ответчика Леконцева М.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Леконцев М.П. о взыскании суммы государственной социальной помощи, судебных расходов,

    УСТАНОВИЛ:

    КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Леконцев М.П. о взыскании суммы государственной социальной помощи, судебных расходов.

    Требования мотивированы тем, что на основании заявления Леконцев М.П. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по выращиванию микрозелени. ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт сроком на 12 месяцев, ответчик встал на учет в налоговом органе как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с уплатой налога на профессональную деятельность (без регистрации ИП). В соответствии с условиями контракта ФИО7 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 рублей путем перечисления на расчетный счет, указанный в заявлении последнего. Обязательство по предоставлению Леконцев М.П. ежемесячного отчета надлежащим образом не исполнено, отчет представлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчиком приобретена гидропонная установка стоимостью 142 355 рублей, иных ежемесячных отчетов по исполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также по приобретению оборудования, производственных запасов, исполнению имущественных обязательств на сумму 107 645 рублей ответчиком не представлено. ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении оказания ответчику государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в установленном законом порядке.

    Просит взыскать с Леконцев М.П. 250 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 700 рублей.

    В судебном заседании представитель истца Сычева С.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что после обращения в суд с иском ответчик в добровольном порядке заявленную ко взысканию сумму не перечислял, просила критически отнестись к доводам ответчика о том. Что ему не было известно о форме предоставления отчета, поскольку данная форма содержится в приложении к социальному контракту и в июле 2021 г. отчет представлен в надлежащей форме, в течение года иных отчетов не поступало, в том числе по расходованию 36 000 рублей на арендную плату в соответствии с программой социальной адаптации, с заявлениями о продлении срока контракта ответчик не обращался, уважительных причин невыполнения контракта не сообщал, при этом специалисты связывались с Лекомцевым, предлагали принести соответствующие документы по выполнению контракта, в том числе, частично, однако, ответчик не явился.

    Ответчик Леконцев М.П. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что в социальном контракте отсутствуют сведения о форме отчета, он предоставлял истцу документы о расходовании денежных средств, однако, в устной форме ему было отказано в их принятии, документов, подтверждающих направление отчета, не имеет, с заявлением о продлении срока действия социального контракта не обращался, поскольку не было времени, нужно было зарабатывать деньги.

    Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

    Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

    В п.п.2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Согласно п.п. 3 п.3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

    В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

    В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п утверждена Государственная программа Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», включающая подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме.

    В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

    Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 г. № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п 8 Порядка).

    В силу п. 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.

    В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

    На основании п. 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

    Положениями п. 35 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.

    В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

    В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Леконцев М.П. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

    Полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» в лице его территориальных отделений.

    Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по выращиванию микрозелени. ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт сроком на 12 месяцев, Леконцев М.П. встал на учет в налоговом органе как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с уплатой налога на профессиональную деятельность (без регистрации ИП). В соответствии с условиями контракта ФИО7 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 рублей путем перечисления на расчетный счет, указанный в заявлении последнего.

    Обязательство по предоставлению Леконцев М.П. ежемесячного отчета надлежащим образом, предусмотренное п. 28 вышеуказанного Порядка, не исполнено, отчет представлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, из данного отчета следует, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ приобретена гидропонная установка стоимостью 142 355 рублей, иных ежемесячных отчетов по исполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также по приобретению оборудования, производственных запасов, исполнению имущественных обязательств на сумму 107 645 рублей ответчиком не представлено.

    С учетом изложенных обстоятельств через год после предоставления денежных средств, в соответствии с п. 5.1 социального контракта, ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение о прекращении оказания ответчику государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в установленном законом порядке по причине невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки, непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (пп. 4, пп.5 п. 35 Порядка).

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес Леконцев М.П. территориальным отделением направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств в размере 250 000 рублей, которое оставлено без удовлетворения, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от ответчика не поступили, доказательств обратного в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

    Доводы ответчика о том, что он не знал о форме предоставления отчета, суд не может принять во внимание, поскольку указанная форма является приложением к форме социального контракта и в июле 2021 г. указанный отчет подан в надлежащей форме и принят истцом.

    Представленные истцом в судебном заседании документы, подтверждающие фактическое получение товара (товарные накладные) в отсутствие товарных чеков и квитанций не свидетельствуют о фактической оплате товара. Сведения об оплате аренды помещения в размере 36 000 рублей в соответствии с п. 5 программы социальной адаптации не представлены. Ответчиком также приобщены к материалам дела копии чеков, свидетельствующих о приобретении контейнеров, марли, семян в период действия контракта, однако, данное обстоятельство не может свидетельствовать о необоснованности заявленных требований, поскольку данные документы подлежали ежемесячному предоставлению в УСЗН и отражению в соответствующих ежемесячных отчетах, чего истцом, в нарушении положений Программы сделано не было, вследствие чего контракт был расторгнут.

    Положениями п. 3.2.1 Социального контракта предусмотрена возможность продления срока его действия и действия программы социальной реабилитации при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению заявителем обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом в случае болезни, смерти близких родственников, стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, однако, данным правом Лекомцев не воспользовался, соответствующих документов ни истцу, ни в суд не представил.

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что Леконцев М.П. нарушил условия предоставления государственной помощи.

    Разрешая довод ответчика о взыскании денежных средств за вычетом 142 335 рублей (суммы, в отношении которой подан и принят отчет), суд принимает во внимание следующее.

    В соответствии с п. 6.2 заключенного между сторонами социального контракта денежные средства, излишне выплаченные заявителю (его семье) на основании настоящего социального контракта вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной помощи) возмещаются им добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата средств, взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в п. 38 Порядка.

    Как следует из п.п. 3.3 п. 3.1 социального контракта, Управление обязано осуществлять контроль за целевым расходованием средств единовременной денежной выплаты и взыскивать денежные средства, использованные заявителем не по целевому назначению в случае неисполнения заявителем условий настоящего социального контракта.

    Представленный ответчиком отчет за июль 2021 г. на сумму 142 335 рублей истцом принят, их целевое расходование подтверждено, в указанной части цель социального контракта, направленная на преодоление обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности заявителя (его семьи) и последствия, которые он (его семья) не может преодолеть самостоятельно, достигнуты.

    При этом целевое расходование денежных средств на сумму 107 645 рублей, исходя из расчета: 250 000 рублей (единовременная выплата) - 142 335 рублей (сумма, потраченная ответчиком по выполнению мероприятий и принятая истцом) не подтверждено, соответствующие отчеты своевременно не представлены, следовательно, выплаченные ответчику денежные средства в размере 107 645 рублей подлежат взысканию с ФИО6 в пользу истца.

    Кроме того, в силу ст. 98 ГПК РФ с Леконцев М.П. подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 3 353 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

        Взыскать с Леконцев М.П., <данные изъяты>, в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», имеющего ОГРН 1142468053683 ИНН 2466276463, сумму государственной социальной помощи в размере 107 645 рублей, а также судебные расходы в размере 3 353 рублей.

        В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

             Председательствующий                                                 С.И. Фроленко

    Решение в окончательной форме принято 12 октября 2022 г.

    Копия верна

    С.И. Фроленко

2-3235/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Леконцев Максим Петрович
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Фроленко С.И.
Дело на странице суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
23.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.09.2022Передача материалов судье
23.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее