№
№2а-2000/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года г. Рязань
Октябрьский районный суд города Рязани в составе
председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г.Рязани Илларионовой И.С.,
при секретаре Лебедевой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прокуратуры Октябрьского района города Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура Октябрьского района г.Рязани обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства об информации, информационных технологиях проведен мониторинг информации, находящейся в общем доступе в сети «Интернет».
Проверкой установлено, что на интернет-сайте с адресом: <данные изъяты> осуществляется деятельность по продаже неопределенному кругу лиц кальяна.
Вход на указанную страницу сайта является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Интернет-сайт с адресом <данные изъяты> содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к распространению, в частности, указанным способом.
На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр, что подтверждается копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.
В ходе проверки собственник интернет-сайта не установлен.
Распространение указанной информации на сайте противоречит целям и задачам законодательства об охране здоровья граждан, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в указанной сфере, обеспечению государственных гарантий прав и свобод граждан.
На основании изложенного прокуратура Октябрьского района города Рязани просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет- сайте по адресу: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области включить соответствующие сведения о сайте с сетевым URL-адресом <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Рязани Илларионова И.С., заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, будучи извещенными о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, в своем письменном отзыве, имеющемся в материалах дела, полагают возможным признание указанной информации на сайте в сети «Интернет» с адресом: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения помощника прокурора Октябрьского района г.Рязани Илларионовой И.С., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1,6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч.1 ст.9 данного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона №149-ФЗ под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На основании п.13 ст.2 Федерального закона №149-ФЗ под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Статьей 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
Положения п.1 ст.4 Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никоиносодержащей продукции» определяют, что одним из основных принципов охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.Согласно ч.ч.1-3 ст.19 указанного Федерального закона розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных ч.ч.1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном ч.2 настоящей статьи.
На основании п.п.1,2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения сведений в Единый реестр является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на Интернет-сайте по адресу: <данные изъяты> осуществляется деятельность по продаже неопределенному кругу лиц кальяна.
Установлено, что вход на указанную страницу сайта является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Собственник указанного Интернет- сайта не установлен, ввиду чего невозможно привлечь данное лицо к участию в деле с возложением обязанности по прекращению доступа к конкретному Интернет-ресурсу.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009г. №228.
На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр, что подтверждается копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления в порядке ст.15.7 настоящего Федерального закона.
Однако, данная информация на указанном сайте отсутствует.
Согласно п.3 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012г. N1101, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению Единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "б" п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным постановлением, основанием для включения в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение указанной выше информации.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заилением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Распространение указанной информации на сайте противоречит целям и задачам законодательства об охране здоровья граждан, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в указанной сфере, обеспечению государственных гарантий прав и свобод граждан.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты> указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, усматриваются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований, признания информации, распространенной посредством сети «Интернет», и размещенной на указанном выше Интернет-сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Прокуратуры Октябрьского района города Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению, - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет- сайте по адресу: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области включить соответствующие сведения о сайте с сетевым URL-адресом <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд города Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Т. Старовойтова