Решение в окончательной форме
изготовлено 30 июля 2020 года
УИД 66RS0051-01-2020-001175-45
Дело № 2а-893/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Серов 16 июля 2020 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Петуховой О.И.,
при секретаре судебного заседания Илюшиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Потеряхиной Натальи Александровны к Администрации Серовского городского округа, комитету по архитектуре и градостроительству Администрации Серовского городского округа, председателю комитета по архитектуре и градостроительству Бушмелевой Ольге Леонидовне о признании незаконным решения (уведомления)
с участием административного истца Потеряхиной Н.А., представителя административного истца - адвоката Максимовой Ю.М., представителя административного ответчика Администрации Серовского городского округа Цыпушкиной В.В., действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Потеряхина Н.А. обратилась в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование указанных требований указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство, сроком на 20 лет. 04 марта 2020 года она обратилась в Администрацию Серовского городского округа с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, указав о себе сведения как о застройщике, о земельном участке, об объекте капитального строительства с местом его предполагаемого и возможного размещения. Уведомлением № 7 от 13 марта 2020 года ей сообщено о недопустимости размещения объекта ИЖС на указанном земельном участке в связи с тем, что граница земельного участка (по данным ЕГРН) выходит за красные линии <адрес>, а также земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки Серовского городского округа расположен в зоне автомобильного транспорта (Т-1). Считает оспариваемое уведомление незаконным, поскольку согласно договору аренды от 19 октября 2016 года вид разрешенного использования земельного участка указан: под индивидуальное жилищное строительство, что также соответствует сведениям ЕГРН, данных о том, что земельный участок находится в зоне объектов автомобильного транспорта (Т-1) в ЕГРН не имеется. Вторым основанием несоответствия планируемого строительства является местоположение границ (границы) земельного участка за пределами красных линий, при это сведений о том, когда и на основании каких документов красные линии были установлены и имеются ли о них официальные публичные данные в ЕГРН, уведомление не содержит, в связи с чем просит признать незаконным уведомление главного архитектора Комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа Бушмелевой О.Л. № 7 от 13 марта 2020 года о несоответствии планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, выданное Потеряхиной Н.А. и обязать ответчика устранить допущенное нарушение ее прав путем повторного рассмотрения уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 04 марта 2020 года.
Административный истец Потеряхина Н.А., а также ее представитель Максимова Ю.М. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации Серовского городского округа Цыпушкина В.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, земельный участок на момент вынесения уведомления находился в территориальной зоне Т-1, в настоящее время находится в территориальной зоне на ТОП-2 (зона озеленения общего пользования), которая также не допускает строительство объектов ИЖС. Кроме того, границы земельного участка выходят за красные линии.
Административные ответчики председатель комитета по архитектуре и градостроительству Бушмелева О.Л., представитель комитета по архитектуре и градостроительству Администрации Серовского городского округа в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Суд, заслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судебная коллегия полагает, что такая необходимая совокупность условий по настоящему делу имеется, что является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
В силу положений частей 1, 2, 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - уведомление о планируемом строительстве) по утвержденной форме, содержащее установленные сведения, с приложением необходимых документов.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как следует из материалов дела, Потеряхина Н.А. на основании договора аренды № 3986 от 19 октября 2016 года, договора переуступки права аренды от 29 ноября 2019 года является арендатором земельного участка, площадью 2 450 кв.м, с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, находящегося по адресу: <адрес>, сроком аренды с 19 октября 2016 года по 19 октября 2036 года.
04 марта 2020 года административный истец обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного устроительства на указанном земельном участке.
Оспариваемым уведомлением № 07 от 13 марта 2020 года главным архитектором Бушмелевой О.Л. установлена недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с №, расположенном по адресу - <адрес> в связи с тем, что внесенная в государственный кадастр недвижимости граница земельного участка выходит за красные линии <адрес>, а также что земельный участок расположен в зоне объектов автомобильного транспорта Т-1, согласно Правилам землепользования и застройки Серовского городского округа, утвержденных Решением Серовского городского округа от 29 декабря 2009 года № 249.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
В соответствии с частью 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов) (часть 20 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Совокупный анализ данных норм права показывает, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки (при внесении в них изменений) указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Исполнение данной обязанности носит публично-правовой характер и ограничено определенными сроками, в частности, пятью рабочими днями с даты вступления в силу решений (актов) органов местного самоуправления.
Как следует из уведомления № 07 от 13 марта 2020 года территориальная зона Т-1 (объектов автомобильного транспорта) установлена Правилами землепользования и застройки Серовского городского округа, утверждёнными решением Думы Серовского городского округа от 29 декабря 2019 года № 249.
Вместе с тем, согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 03 апреля 2020 года об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 66:61:0226003:1287, указана категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, при этом сведения о территориальной зоне Т-1 в ЕГРН не внесены, что не оспаривалось административным ответчиком. Кроме того, 26 мая 2020 года приняты новые Правила землепользования и застройки, согласно которым спорный земельный участок отнесен к зоне ТОП-2 (зона озеленения). Отнесение земельного участка к территориальной зоне ТОП-2 не являлось основанием для принятия оспариваемого решения, поэтому в силу разъяснений, содержащихся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Вторым основанием принятия оспариваемого решения явилось то, что граница земельного участка выходит за красные линии <адрес>, в подтверждении чего приложена выкопировка из ортофотоплана 2016 года. Вместе с тем, как следует из заключения кадастрового инженера, сопоставившей схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по сведения ЕГРН с нанесением красных линий по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта «Распределительный газопровод низкого давления по ул. Каквинская, ул. Совхозная, ул. Юго-Западная, пер. Юго-Западный, ул. Новолесопильная, ул. Лесопильная, ул. Дружбы, пер. Дружбы, ул. Тихая, ул. Правобережная в г. Серове Свердловской области», утвержденного постановлением администрации Серовского городского округа от 26 декабря 2018 года № 2170, красная линия по <адрес> проходит параллельно границы спорного земельного участка, не пересекая ее.
Достоверных доказательств нахождения границ вышеуказанного земельного участка за пределами красных линий административным ответчиком представлено не было, поскольку ортофотоплан (съемка 2016 года) не является надлежащим доказательством.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, требования которого подлежат удовлетворению с возложением обязанности на административного ответчика восстановить нарушенные права административного истца путем повторного рассмотрения уведомления Потеряхиной Н.А. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, с учетом положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Потеряхиной Натальи Александровны – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации Серовского городского округа № 7 от 13.03.2020 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, вынесенное главным архитектором комитета по архитектуре и градостроительству Администрации Серовского городского округа Бушмелевой Ольгой Леонидовной.
Обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение прав Потеряхиной Натальи Александровны путем повторного рассмотрения уведомления от 04 марта 2020 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома в сроки установленные законом и об исполнении настоящего решения суда известить административного истца и Серовский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Судья О.И. Петухова