Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года г. Котельнич Кировской области
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шабалиной Е.В.,
с участием истца Шестакова С.Н.,
представителя ответчика Киселёвой Н.Л.,
при секретаре Ежовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58/2023 (УИД 43RS0018-01-2022-001425-02) по иску Шестакова С. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области о внесении изменений в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица, перерасчете размера страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Шестаков С.Н. обратился в суд к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области с вышеназванным иском. В обоснование требований указал, что с <дд.мм.гггг> является получателем страховой пенсии по инвалидности. При назначении пенсии его стаж определен с нарушением норм ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства, учтен неверно в размере 20 лет 7 месяцев 25 дней, стаж в РКС – 15 лет 8 месяцев 27 дней. Об этом ему стало известно из ответа от <дд.мм.гггг>. Ссылается на Федеральный закон № 400-ФЗ, согласно которому периоды работы до введения этого закона в действие могут исчисляться с применением правил, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. Считает необоснованным при расчете размера пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ не включение в стаж периода обучения в СПТУ с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. С <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> проходил военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, принят на работу <дд.мм.гггг> также в районах Крайнего Севера. Период работы в <...> автотранспортное базе с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> при назначении пенсии учтен неверно по <дд.мм.гггг>, хотя в трудовой книжке содержатся верные записи о дате увольнения; перерасчет по этому периоду необоснованно произведен с <дд.мм.гггг>, должен быть произведен со дня назначения пенсии. Период службы в органах внутренних дел с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> не учтен в стаж в качестве периода работы в районах Крайнего Севера. Считает, пунктом 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ не предусмотрено, что общий страховой стаж продолжительностью 25 лет должен исчисляться в календарном порядке. По его выбору в соответствии с п. 8 ст. 13 стаж должен исчисляться льготно. Просит обязать ответчика внести в его индивидуальный лицевой счет достоверные сведения:
- в страховой стаж - период учебы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>;
- в северный стаж - службу по призыву с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> и службу в органах внутренних дел.
Просит обязать ответчика сделать перерасчет пенсии по инвалидности по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, сделать расчет стажевого коэффициента согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ по стажу на соответствующих видах работ (РКС), сделать расчет времени дожития (Т) для инвалидов по п. 2 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ. Просит обязать ответчика произвести перерасчет страхового стажа и размера страховой пенсии по инвалидности, произвести выплату с <дд.мм.гггг> на основании п. 2 ст. 26 и п. 4 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ. Просит обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести доплату с <дд.мм.гггг> на основании п. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.
Определением суда от <дд.мм.гггг> в связи с реорганизацией ответчика ОПФР по Кировской области произведена замена его надлежащим ответчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (л.д. 77).
В судебном заседании истец Шестаков С.Н. поддержал исковые требования, подтвердил изложенное в заявлении. Дополнительно пояснил, что при подаче в <дд.мм.гггг> г. заявления о назначении пенсии расписался в документах там, где ему указали, не читая их, полагая, что все необходимые сведения в полном объеме внесены в базы данных ПФР и их достаточно. Со сведениями своего индивидуального лицевого счета ознакомлен не был. С заявлением передал, в том числе копии трудовой книжки, документа об образовании, военного билета. Позднее был приглашен в отделение пенсионного фонда, для сверки представил трудовую книжку и диплом. Пенсия была назначена в размере <...> рублей, с чем не согласился. В <дд.мм.гггг> г. узнал, что период службы в армии не зачтен в северный стаж. Считает, документы о стаже должны были быть запрошены пенсионным фондом самостоятельно. Родился, служил и работал всю жизнь в районах Крайнего Севера, поэтому его стаж должен быть оценен в льготном порядке. Оценка его пенсионных прав должна была производиться по п.п. 6, 9 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ. Не согласен с расчетом коэффициента К. Его нормативный стаж должен быть определен 140 месяцев, стажевый коэффициент должен быть рассчитан по стажу работы в районах Крайнего Севера с повышением.
Представитель ответчика Киселёва Н.Л. в судебном заседании иск не признала. Поддержала изложенное в отзывах (л.д. 78-79, 209-210) и дополнительно пояснила, что Шестаковым дано согласие на назначение пенсии по имеющимся в распоряжении территориального фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных данных о стаже и заработке. <дд.мм.гггг> истец обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии, представил трудовую книжку, военный билет, документ об образовании. На основании этого вынесено распоряжение от <дд.мм.гггг> о перерасчете размера пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ как по наиболее выгодному для истца варианту. В общий и страховой стаж включен период обучения, уточнена дата увольнения из <...> автотранспортной базы, откорректирован период службы по призыву, зачтен период службы в ОВД. Перерасчет произведен с <дд.мм.гггг>, так как с этого времени вступили в силу изменения, внесенные законом № 153.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица УМВД России по Тюменской области в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности Петрова Е.Н. просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 103).
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <дд.мм.гггг> Шестаков С.Н. подал в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Динском районе Краснодарского края заявление о назначении страховой пенсии по инвалидности с согласием на назначение страховой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 83-86).
Решением пенсионного органа от <дд.мм.гггг> истцу назначена страховая пенсия по инвалидности с <дд.мм.гггг>, при этом пенсионные права заявителя оценены по пунктам 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, наиболее выгодным вариантом определен пункт 3 (л.д. 113).
В связи с переездом на постоянное место жительства в Кировскую область Шестаков распоряжением ответчика с <дд.мм.гггг> поставлен на учет в Котельничском районе, выплата пенсии ему продлена (л.д. 87), также наиболее выгодным определен вариант расчета размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (л.д. 88), произведена индексация размера фиксированной выплаты (л.д. 119). В <дд.мм.гггг> гг. перерасчет размера страховой пенсии производился в связи с изменением группы инвалидности (л.д. 119-120).
По заявлению истца от <дд.мм.гггг> произведен перерасчет размера пенсии с <дд.мм.гггг> по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (л.д. 90, 91, 126-129).
Решениями ответчика от <дд.мм.гггг> истцу отказано в корректировке сведений индивидуального лицевого счета (л.д. 56) и в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (л.д. 58).
Истец оспаривает установленную ему при назначении пенсии величину расчетного пенсионного капитала и отказ в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионный капитал.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2002. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утратили силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), со дня вступления в силу которого Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии (РП) при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 установлена трудовая пенсия … по инвалидности, по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
По состоянию на <дд.мм.гггг> Шестаков С.Н. получателем пенсии не являлся, поэтому положения п. 6 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям неприменимы.
Согласно пункту 9 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Вышеуказанная норма применяется при назначении досрочной пенсии по старости. Истцу назначена пенсия по инвалидности, следовательно, к спорным правоотношениям положения п. 9 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ неприменимы.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант расчета размера пенсии (РП) в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица, в соответствии с пунктами 3 или 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
С <дд.мм.гггг> (назначение пенсии) по <дд.мм.гггг> истцу выплачивалась пенсия по инвалидности, размер которой был рассчитан по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, при этом пенсионный капитал (ПК) был определен следующим образом (л.д. 112-оборот, 88):
ПК = (СК х ЗР/ЗП + Пов) – 450 руб.) х Т х К/300 х 188,9000
ПК = (0,55 х 1,700 х 1671 + 0,00) -450) х 228 х 0,8000/300 х 188,9000, где
- ожидаемый период выплаты (Т) – 228;
- коэффициент нормативной продолжительности страхового стажа (К) 0,8, при расчете которого нормативная продолжительность страхового стажа учтена 144 месяца (л.д. 112);
- число месяцев фактически имеющегося трудового стажа 188,9000;
- стажевый коэффициент 0,55 (55%).
Истец оспаривает вышеперечисленные показатели, в связи с чем суд учитывает следующее.
Ожидаемый период выплаты (Т) – 228
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, T подлежит применению при установлении трудовой пенсии в соответствии п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Таким образом, значение Т = 228 месяцев учтено верно.
Коэффициент нормативной продолжительности страхового стажа.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ в случае, если оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) подлежит умножению на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона), к 180 месяцам.
Согласно пункту 2 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ «К» - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Истец полагает, что нормативная продолжительность его страхового стажа должна быть установлена 140 месяцев, поскольку пенсия назначена <дд.мм.гггг> в возрасте <...> год (родился <дд.мм.гггг>). Делает следующий расчет: <...> год – <...> лет = <...> года; на возраст 19 лет нормативная продолжительность предполагается 12 месяцев; 12 + 32х4 = 140 (л.д. 35, 131, 132). Ошибка данного расчета в том, что увеличение нормативной продолжительности на 4 месяца производится за 32 года, в то время как согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ увеличение на 4 месяца начинается с 19 лет включительно, а не после 19 (с 20 лет). Следовательно, в рассматриваемом случае при назначении пенсии в возрасте <...> год нормативная продолжительность составит 144 месяца: 12 месяцев за период до 19 лет + 4 х 33 года за возраст с <...> год включительно.
Таким образом, коэффициент К составляет 144:180=0,8. Определен ответчиком верно.
Стажевый коэффициент.
Истец полагает, что расчетный размер трудовой пенсии должен быть определен по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, при этом стажевый коэффициент должен быть определен с повышением исходя из продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что стажевый коэффициент (СК) определяется по двум вариантам:
1) для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет … составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
2) для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Статьи 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ предусматривали условия назначения досрочной пенсии по старости. Истец к такой категории не относится, так как получает страховую пенсию по инвалидности, положения вышеуказанного п. 2), позволяющие учитывать, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Согласно пункту 1) для определения стажевого коэффициента имеет значение продолжительность общего трудового стажа.
Ответчиком стажевый коэффициент истца верно определен 0,55 исходя из продолжительности общего трудового стажа по состоянию на <дд.мм.гггг>, не превышающего 25 лет.
Продолжительность стажа.
Законодательством предусмотрены следующие виды стажа, применяемые к спорным правоотношениям:
- страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ);
- общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 (ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ).
- стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального за кона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации … при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.Таким образом, общий стаж, определяемый до 01.01.2002 и входящий в страховой, может быть исчислен в целях определения права на страховую пенсию по выбору застрахованного лица по законодательству, действующему на момент назначения пенсии, или по ранее действовавшему законодательству. Однако, исчисление стажа не может быть произвольным, регулируется положениями пунктов 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173, с учетом разъяснений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», общий трудовой стаж до 01.01.2002 исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление. В общий трудовой стаж по п. 3 засчитываются, в том числе периоды работы, службы по призыву; не входят в данный стаж периоды обучения.
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, в суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002, в частности периоды обучения; исчисление продолжительности этих периодов производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов, указанных в пункте 4, исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве. Таким исключением признаются периоды работы в районах Крайнего Севера (включаются в общий стаж в полуторном размере), военной службы по призыву (включаются в общий трудовой стаж в двойном размере).
Порядок определения расчетных размеров трудовой пенсии (формулы РП) по пунктам 3 и 4 разный. Применение формулы РП по п. 3 с одновременным определением общего трудового стажа по п. 4 не предусмотрено, недопустимо.
С <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> истцу выплачивалась пенсия по инвалидности, размер которой был рассчитан по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, при этом общий трудовой стаж на <дд.мм.гггг> определен <...> лет <...> месяца <...> дней или 188,9000 месяцев (л.д. 21, 88).
Согласно расчету стажа, выписке (л.д. 112-оборот - 117) в указанный период в индивидуальном лицевом счете истца отсутствовали период обучения с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> и период работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, имелись следующие сведения о спорных периодах:
- с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> – работа, военная служба (не по призыву), без указания особых условий;
- с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> – работа в районах Крайнего Севера в Салехардской автотранспортной базе связи.
По результатам рассмотрения заявления истца от <дд.мм.гггг> ответчиком внесены дополнительные и скорректированы имевшиеся сведения о работе истца до <дд.мм.гггг> (л.д. 126-127), в общий и страховой стаж включены следующие периоды:
- обучения с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>;
- службы в ОВД с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>;
- откорректирован период работы в Салехардской автотранспортной базе, дата увольнения изменена с <дд.мм.гггг> на <дд.мм.гггг>;
- откорректирован период службы по призыву с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.
Общий стаж составил:
- по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ в календарном исчислении, рассчитан на <дд.мм.гггг> - 195,0000 месяцев, на день назначения пенсии - 21 год 04 месяца 11 дней;
- по правилам п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, с учетом льготного исчисления периодов до <дд.мм.гггг> (служба по призыву – в двойном размере, работа в районах Крайнего Севера – в полуторном), на день назначения пенсии – 33 года 07 месяцев 18 дней.
В результате уточнения сведений индивидуального лицевого счета истца о периодах работы, имевших место до <дд.мм.гггг>, наиболее выгодным для него стал размер пенсии, рассчитанный по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, в связи с чем ответчик произвел соответствующий перерасчет (л.д. 125).
Таким образом, поскольку период учебы содержится в индивидуальном лицевом счете (л.д. 211), включен в общий и страховой стаж для определения права (л.д. 126-127), требования истца об этом не подлежат удовлетворению.
Также суд находит не подлежащими удовлетворению требования истца о перерасчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, поскольку при подаче заявления в <дд.мм.гггг> г. истец согласился с назначением пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионным органом расчетный размер трудовой пенсии определяется по наиболее выгодному для истца варианту. С <дд.мм.гггг> расчет пенсии производится по пункту 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (размер пенсии <...> руб. – л.д. 125, 91), что для истца выгоднее в сравнении с размером пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (<...> руб. – л.д. 91). Определение стажа льготно по п. 4 для расчета размера пенсии по п. 3 законодательством не предусмотрено.
Рассматривая требования истца о перерасчете страхового стажа и размера страховой пенсии по инвалидности, осуществлении выплаты с <дд.мм.гггг> на основании п. 2 ст. 26 и п. 4 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ, суд учитывает следующее.
Установлено, что при назначении истцу пенсии с <дд.мм.гггг> в данных индивидуального (персонифицированного) учета содержались неполные сведения о периодах его работы и иной деятельности, подлежащие учету до <дд.мм.гггг>.
Также установлено, что учет внесенных в ИЛС дополнительных и откорректированных сведений повлек увеличение размера назначенной истцу страховой пенсии.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае представления пенсионером документов …, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии … со дня назначения страховой пенсии.
Документы, подтверждающие периоды учебы истца, его работы в органах внутренних дел и <...>, в результате учета которых увеличился его общий трудовой стаж, представлены пенсионером <дд.мм.гггг> (л.д. 89, 123-124), поэтому на основании п. 7.2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии с учетом представленных документов должен был быть произведен с <дд.мм.гггг>, фактически перерасчет сделан с <дд.мм.гггг>.
Возражения представителя ответчика о том, что перерасчет производится со дня введения в действие закона, внесшего соответствующие изменения, не состоятельны.
Часть 7.2 ст. 22 Федерального закона введена Федеральным законом от 26.05.2021 № 153-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2022.
Указанное означает, что перерасчет размера пенсии со дня ее назначения на основании ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ производится при представлении соответствующих документов <дд.мм.гггг> и позднее.
Таким образом, на ответчика подлежит возложению обязанность произвести истцу перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом включения в общий и страховой стаж периода обучения в СПТУ <№> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, периода службы по призыву с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в <...>, работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в военнизированной пожарной части УВД <адрес>, начиная со дня назначения ему пенсии.
Истец просит произвести перерасчет пенсии на основании ч. 2 ст. 26 и ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, … установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, … производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Доказательств наличия вины пенсионного органа в неполучении причитающихся истцу выплат или каких-либо ошибок при установлении пенсии судом не установлено. Перерасчет размера пенсии с учетом периодов, своевременно не отраженных в индивидуальном лицевом истца, подлежит со дня установления пенсии на основании ч. 7.2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ.
Истец просит включить период службы по призыву с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> и период службы в органах внутренних дел с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно трудовой книжке, архивной справке (л.д. 44-53, 128-оборот), Шестаков <дд.мм.гггг> принят водителем муниципальной пожарной охраны <...>, с <дд.мм.гггг> переведен для прохождения службы в органах внутренних дел РФ водителем 69 <...> облисполкома, уволен <дд.мм.гггг>.
Период работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> зачтен в общий и страховой стаж истца как работа в районах Крайнего Севера, исчислен для определения права по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 179-ФЗ в льготном исчислении (л.д. 126-127, 211-212), в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 41-42).
Период работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> зачтен в страховой стаж и общий стаж календарно для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, не включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера … и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж также засчитывается периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В период службы истца действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 01.03.1960 введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», который в пп. «д» п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготный порядок исчисления стажа при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
С 01.01.1968 введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.09.1967 № 1908-У11 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым в п. 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14.07.1960 «О государственных пенсиях» принято Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
В соответствии с пп. «д» п. 16 Положения от 03.08.1972 № 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-У11 и Положение от 03.08.1972 № 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 03.08.1972 № 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин.
Законом РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона № 173-ФЗ издано Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Действующий с 01.01.2015 Федеральный закон № 400-ФЗ также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).
Таким образом, спорные периоды срочной военной службы и службы в органах внутренних дел обоснованно не включены ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно расчету (л.д. 127), страховой стаж истца, исчисленный в льготном порядке, превышает 25 лет, что будет достаточным для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ при достижении им возраста 60 лет.
Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по … инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Истец полагает, что указанной нормой календарное исчисление предусмотрено только для стажа работы в районах Крайнего Севера, не распространяется на страховой стаж, который подлежит исчислению льготно.
Данный довод основан на неверном толковании норм права.
Страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении может быть учтен только для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Часть 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает возможность применения положений ранее действовавшего законодательства, в том числе о льготном порядке исчисления стажа, только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, а не для определения стажа по ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.
Следовательно, стаж для установления повышения фиксированной выплаты подлежит определению только по правилам ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, то есть в календарном порядке.
Материалами дела подтверждено, что страховой стаж истца в календарном исчислении составляет менее 25 лет, в связи с чем у истца отсутствует право на установление ему повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Иск подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Шестакова С. Н. удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922) произвести Шестакову С. Н. (паспорт <№> выдан <дд.мм.гггг>) перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом включения в общий и страховой стаж периодов обучения в СПТУ <№> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, периода службы по призыву с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в <...> автотранспортной базе, работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в военнизированной пожарной части УВД <адрес>, начиная с <дд.мм.гггг>.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 01.02.2023.
Судья Е.В. Шабалин