Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Шакировой Н.З.,
с участием заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Шейрер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-<данные изъяты> по исковому заявлению Заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах Аютова Владимира Семеновича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обратился в суд с иском в интересах Аютова Владимира Семеновича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что Аютову В.С. приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации за многолетний добросовестный труд, высокие производственные показатели объявлена Благодарность. Решением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении звания «Ветеран труда» Аютова В.С. отказано со ссылкой на положения ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, с учетом того, что представленная награда не относится к ведомственным знаком отличия за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), кроме того, в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 № 103-п, отсутствует Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Просит суд признать за Аютовым В.С. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец Аютов В.С., представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Шейрер Е.Г. в судебном заседании требования иска поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, на удовлетворении настаивал.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом министра промышленности и энергетики Российской Федерации № 318 от 02.08.2006 года Аютову Владимиру Семеновичу за многолетний добросовестный труд, высокие производственные показатели объявлена Благодарность.
Из записей трудовой книжки, копии удостоверения следует, что Аютов В.С. является получателем пенсии по старости, общий трудовой стаж его составляет более 30 лет.
Из выписки из протокола № 39 заседания комиссии по присвоению звания «Ветеран труда», «Ветеран Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» следует, истцу в присвоении звания "Ветеран труда" отказано со ссылкой на положения ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, учитывая, что представленная награда не относится к ведомственным знаком отличия за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), кроме того, в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 № 103-п, отсутствует Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.
Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 21 июня 2004 года №19 «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и Благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)» Благодарность и Почетная грамота Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации учреждены как ведомственные знаки отличия в труде.
Таким образом, Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой за отличие в труде.
Следовательно, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и наградило ведомственным знаком отличия в труде.
Правовой смысл пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
В соответствии с п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации.
Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
В п.1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».
С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования Заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании за Аютовым В.С. права на присвоение звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах Аютова Владимира Семеновича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», удовлетворить.
Признать за Аютовым Владимиром Семеновичем право на присвоение звания «Ветеран труда».
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Е.А. Солонина
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.А. Солонина