Решение по делу № 33-5420/2021 от 28.10.2021

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Стома Д.В.                                                      УИД 39RS0002-01-2021-005424-92

Дело № 2-4933/2021

33-5420/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2021 г.                                                                                       г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего     Крамаренко О.А.

судей                                 Алексенко Л.В., Уосис И.А.

при секретаре               Быстровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Яковлева О.А. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 28 июля 2021 г. по гражданскому делу по иску Яковлева Олега Александровича к Государственному учреждению – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2020 и 2021 годы.

Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., объяснения представителя ответчика ГУ - КРО ФСС РФ - Порубай О.Д., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Яковлев О.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2020 и 2021 годы.

В обоснование иска указал, что имеет статус ветерана боевых действий, с 26.11.2014 ему установлена инвалидность <данные изъяты> группы, в связи с чем, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, путевки на санаторно-курортное лечение. 13.01.2020 истец обратился в региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение, был поставлен в очередь на предоставление путевки, однако в 2020 году путевкой обеспечен не был. Полагая, что путевка должна предоставляться ему ежегодно, просил обязать Министерство социальной политики Калининградской области предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2020 год в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, а также обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2021 год по профилю заболевания, с объединением двух путевок.

Суд при принятии иска к производству заменил ответчика Министерство социальной политики Калининградской области на Государственное учреждение – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - КРО ФСС РФ, Фонд) и привлек к участию в деле в качестве третьего лица ОГКУ «Центр социальной поддержки населения».

          Рассмотрев дело, суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований Яковлеву О.А. отказано.

В апелляционной жалобе Яковлев О.А. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Ссылался на то, что до 2010 г. он ежегодно пользовался санаторно-курортным лечением. Затем два года в выдаче путевок ему отказывали. Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10.07.2012 его иск был частично удовлетворен, на Центр социальной поддержки населения возложена обязанность предоставить ему путевку за 2011 год. Начиная с 2013 г. истец полностью отказался от соцпакета. Но в настоящее время ему требуется санаторно-курортное лечение по состоянию здоровья.

Полагает, что оспариваемое решение противоречит не только решению Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10.07.2012, но и содержит противоречивые выводы. Считает, что ему не может быть отказано в обеспечении путевками за 2020 г. и 2021 г. в связи с недостаточным поступлением денежных средств из федерального бюджета, поскольку периодом предоставления услуги является календарный год, а Российская Федерация приняла на себя обязательство по обеспечению ветеранов боевых действий путевками на санаторно-курортное лечение.

ГУ - КРО ФСС РФ в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - КРО ФСС РФ - Порубай О.Д., возражая против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение без изменения. Истец Яковлев О.А. просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лицп ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, что с учетом статьи 167 ГПК РФ дает суду основания рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что Яковлев О.А. имеет статус ветерана боевых действий, является инвалидом <данные изъяты> группы, установленной бессрочно. В соответствии с медицинскими документами нуждается в санаторно-курортном лечении.

13.01.2020 Яковлев О.А. обратился в ГУ - КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ, предоставив необходимый пакет документов, и был поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

Право на получение истцом такой путевки ответчиком не оспаривается, истец продолжает состоять на учете для обеспечения санаторно-курортным лечением, номер очереди для получения путевки по состоянию на 13.07.2021 - .

Отказывая Яковлеву О.А. в удовлетворении иска в полном объеме, суд правильно исходил из того, что оснований для возложения на ответчика обязанности по внеочередному обеспечению Яковлева О.А. путевкой на санаторно-курортное лечение, равно как и предоставлению истцу двух объединенных путевок за 2020-2021 годы не имеется, поскольку такое обеспечение осуществляется, исходя из последовательности, определенной датой регистрации заявлений. Административная процедура по предоставлению Яковлеву О.А. путевки на санаторно-курортное лечение начата в 2020 году, право истца на получение указанной меры социальной поддержки сохраняется.

Такой вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.

Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (п.8 ст.6.1). В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст.6.2). Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.6.5).

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328.

В соответствии с данным Порядком гражданин обращается в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04. Территориальные органы Фонда социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления и справки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п.3.9 Порядка).

Приказом ФСС РФ от 21.08.2019 №428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение для получения государственной услуги, в соответствии с пп.«а» п.13 Административного регламента заявителем представляется заявление о предоставлении государственной услуги по установленной форме и справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме №070/у, получение которых Фондом является согласно п.45-48, п.51 Административного регламента основанием для начала административной процедуры. Результатом административной процедуры является регистрация поступивших в территориальный орган Фонда заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктами 1,4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864 (далее по тексту - Правила), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в том числе путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ. Фонд социального страхования РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп.4,11,19-21 Правил).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона №178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона №178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Таким образом, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также требованиями ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 №686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона №178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

При разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и оценил их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы в целом основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно.

Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 28 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.11.2021.

Председательствующий:

Судьи:

33-5420/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлев Олег Александрович
Ответчики
ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Другие
ОГКУ «Центр Социальной поддержки населения»
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Алексенко Людмила Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
29.10.2021Передача дела судье
23.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2021Передано в экспедицию
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее