ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-2022/2024
Судья первой инстанции: Басова Е.А.
Дело № 2-2588/2023
УИД: 91RS0003-01-2023-003281-59
12 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: |
Бондарева Р.В. |
судей: |
Матвиенко Н.О., Бойко З.А. |
при секретаре: |
Андрейченко М.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Марины Авдеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к совершению определённых действий, по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2023 года Мартынова М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь Ильича»; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением 57 лет истец как лицо, подпадающее под право на досрочное назначение пенсии, обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении пенсии. Истец считает незаконным данный отказ, полагает, что с учётом спорного периода страхового стажа, подтверждённого записями в трудовой книжке, она имеет право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием 3-х детей.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Мартыновой М.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение об отказе в назначении Мартыновой М.А. пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, принятое Группой установления пенсий № Управление установления пенсий Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение истцу страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с таким решением суда, представитель Фонда подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права. Автор жалобы указывает, что в назначении пенсии истцу отказано, поскольку страховой стаж истца является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указанный в решении суда период трудовой деятельности не может быть учтен, так как отсутствуют сведения о работе и трудовом участии в общественном хозяйстве, а ответ из Мариупольского объединенного управления ПФ не поступил. Таким образом, стаж истца всего составляет 10 лет 07 месяцев 29 дней, при требуемых 15 годах, ИПК 22,792 при необходимом 25,8.
В судебное заседание Мартынова М.А. не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, поэтому в силу положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение в полной мере соответствует.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия у истца достаточного трудового стажа и ИПК для назначения пенсии досрочно.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ истец Мартынова М.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако ответчиком по итогам рассмотрения указанного заявления вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мартыновой М.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия необходимого количества страхового стажа 15 лет, с указанием на то, что ответчиком учтено 10 лет 07 месяцев 29 дней страхового стажа для определения права на пенсию, при необходимом страховом стаже не менее 15 лет.
В страховой стаж истца ответчиком не был учтен следующий период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь Ильича».
Судом установлено, что Мартынова Марина Авдеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, имеет троих детей Мартынова О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мартынова С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мартынова А.К., 06.07.1993 года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по достижении 57-ми летнего возраста, Мартынова М.А. подала в Фонд заявление о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК № от ДД.ММ.ГГГГ Мартыновой М.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и ИПК.
Страховой стаж истца определен ответчиком в 10 лет 7 месяцев 29 дней, в него включены: периоды по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в Алуштинском СПТУ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Управлении торговли Алуштинского горисполкома <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ПКХ «Заря» <адрес>. Величина ИПК составила 22,792.
Не учтен в страховой стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в колхозе «Путь Ильича» в связи с отсутствием сведений о работе и участии истца в общественном хозяйстве.
На основании ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи и работе.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трут книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
В силу ч. 1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Отказывая Мартыновой М.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионный фонд указал на отсутствие суммарного страхового стажа – не менее 15 лет.
С таким решением не согласился суд первой инстанции, поскольку факт работы истца в колхозе в спорный период подтверждается данными её трудовой книжки, которым оснований недоверять не имеется.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что отсутствие сведений о работе и трудовом участии истца в общественном хозяйстве, не может служить основанием для отказа во включении спорного периода в страховой стаж Мартыновой М.А, поскольку обстоятельства неисполнения работодателем требований к оформлению трудовой книжки не должны иметь негативных последствий для работника и, следовательно, не могут служить основанием для ограничения пенсионных прав.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Мартыновой М.А. в части возложения обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить Мартыновой М.А. пенсию в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ со дня возникновения права на указанную пенсию - с 16 марта 2023 года, суд первой инстанции исходил из того, что суммарный страховой стаж Мартыновой М.А. с учетом спорного периода составит 19 лет 7 месяцев 24 дня (при требуемых 15 годах), ИПК - 36,229 (при требуемом 25,8), что является достаточным для назначения истцу досрочной страховой пенсии.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия исходя из нижеследующего.
В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста предусмотренного статьей 8 Закона N 400-ФЗ.
На основании пп. 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии ИПК не менее 30, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Как предусмотрено п.4.1, ч.2 ст.22 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что 57 лет Мартыновой М.А. исполнилось 16.03.2023 г., в этот же день она обратилась в пенсионный орган, однако ей было отказано в назначении досрочной пенсии.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Мартыновой М.А. всех условий, предусмотренных пп. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в части необходимости назначения Мартыновой М.А. досрочной страховой пенсии с 16.03.2023 г., поскольку при зачете спорного периода работы в колхозе, истец имеет более 15 лет страхового стажа и ИПК более 25,8.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и подтверждены доказательствами, оцененными судом на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Доводы апелляционной жалобы в данной части об отсутствии оснований для включения в общий страховой стаж работы истца вышеуказанного периода работы отклоняются судебной коллегией, поскольку, они направлены на переоценку доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ и не влекут отмену правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий
Судьи