Решение по делу № 33-1365/2023 от 15.05.2023

         89RS0005-01-2021-005627-14

         Дело №2-747/2023

         Апелл. дело №33-1365/2023                                                                             

         Судья Габова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2023 года                                                               город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Шошиной А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Василенко Олеси Сергеевны на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Василенко Олесе Сергеевне к государственному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе, взыскании среднего заработка компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Василенко О.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что 01 декабря 2021 года в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и постановления Главного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом», абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Главного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2021 года №29 была отстранена от работы со 02 декабря 2021 года без сохранения заработной платы, о чем издан приказ №168-ахд. Полагала данный приказ незаконным, поскольку вакцинация по эпидемическим показаниям является правом гражданина, а не обязанностью, в связи с чем правовых оснований для отстранения от работы не имелось.

Просила признать приказ работодателя от 01 декабря 2021 года №168-ахд незаконным и подлежащим отмене, обязать ответчика допустить ее к работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период со 02 декабря 2021 года по день допуска к работе, компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

В представленных в суд первой инстанции возражениях на исковое заявление директор государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Кучерявенко Ю.П. просил в удовлетворении исковых требований                Василенко О.С. отказать. Указал, что для работников многофункциональных центров на основании постановления Главного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2021 года №29 в редакции постановления от 10 декабря 2021 года вакцинация является обязательной и правовые основания для отстранения истца от работы в связи с отсутствием вакцинации у работодателя имелись. Процедура отстранения от работы соблюдена (том 1, л.д.170-173).

Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Василенко О.С. отказано (том 2, л.д. 152-157, 218-228).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2023 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2022 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа (том 2, л.д. 255-270).

При новом рассмотрении дела судом постановлено решение от 10 марта 2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований Василенко О.С. (том 3, л.д.12-22).

В апелляционной жалобе истец Василенко О.С. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу №29 от 08 октября 2021 года не могло являться основанием для ее отстранения от работы, поскольку нормативным правовым актом не является; положение абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ обязывает работодателя отстранить работника от выполнения работ при отсутствии профилактических прививок в отношении работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями; перечень таких работ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», работа истца данным перечнем не поименована. Сослалась на нарушение работодателем процедуры отстранения от работы, поскольку доказательств отсутствия вакцинации, так и отказа истца от профилактической прививки не представлено, перевод на дистанционный режим работы не обеспечен; не предоставлено достаточное количество времени для прохождения курса вакцинации двухкомпонентной вакциной.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства суда апелляционной инстанции по электронной почте, смс-сообщениями, а также посредством размещения информации на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Василенко О.С. с 08 мая 2015 года работает в государственном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», с 01 января 2017 года в должности <данные изъяты> Отдела предоставления услуг в городе Ноябрьске Ноябрьского филиала государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно должностной инструкции <данные изъяты> отдела предоставления услуг в городе Ноябрьске Ноябрьского филиала Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в должностные обязанности истца входит принятие запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, представлять интересы заявителей при взаимодействии с участниками, выдача документов участникам по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, при приеме документов установление личности заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

Основными задачами отдела предоставления услуг в городе Ноябрьске Ноябрьского филиала государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно Положению об отделе является осуществление деятельности, направленной на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на базе учреждения; обеспечение приема заявлений, консультирование граждан по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг на базе учреждения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, неблагополучной эпидемиологической обстановкой на территории Ямала определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Ямало-Ненецкого автономного округа в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе работникам органов власти и местного самоуправления.

Руководителям предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, поручалось начиная с 08 октября 2021 года организовать направление сотрудников в медицинские организации Ямало-Ненецкого автономного округа для проведения профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, указанных в пункте 1 вышеуказанного постановления; обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни оной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 1.8 настоящего постановления.

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 октября 2021 года №89-00-01/02-5417-2021, направленному директору Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, учреждение относится к сфере обслуживания, в связи с чем все его работники подлежат обязательной вакцинации против COVID-19.

В соответствии с приказом Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг от                         19 октября 2021 года №140-ахд работникам необходимо было самостоятельно пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной вакцины в срок до 01 ноября 2021 года, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины - до 01 декабря 2021 года. Работникам учреждения, прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к вакцинации, приказано письменно сообщить своему непосредственному руководителю и представить подтверждающие документы. С данным приказом Василенко О.С. была ознакомлена, выразила несогласие с ним.

На основании приказа государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2021 года №168-ахд (в редакции приказа от 07 декабря 2021 года №17-ахд) в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, Василенко О.С. была отстранена от работы с 02 декабря 2021 года до издания Главным государственным санитарным врачом Ямало-Ненецкого автономного округа постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе, предоставления сертификата о вакцинации COVID-19, сертификата переболевшего COVID-19 или справки о наличии противопоказаний. С данным приказом истец была ознакомлена 01 декабря 2021 года, представила письменные возражения о том, что требование Роспотребнадзора об отстранении ее от работы не получено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом», постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», исходил из того, что отстранение от работы Василенко О.С., не прошедшей вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, являлось законным и необходимым для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности неопределенного круга лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей.

При этом суд указал, что вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Выводы суда первой инстанции о том, что Василенко О.С., работавшая <данные изъяты> в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежала обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19), являются верными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы истца об обратном о незаконности решения суда не свидетельствуют, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).

На основании подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (подпункт 6 пункта 2 статьи 51).

Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 (действуют с 01 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.

Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года №15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от                 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                    15 июля 1999 года №825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года №1122н.

Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года №1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» установлены категории работников тех сфер деятельности, работа в которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с временными Методическими рекомендациями «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».

12 октября 2021 года в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг направил запрос о разъяснении обстоятельств применения пункта 1 постановления №29, в части необходимости обязательной вакцинации всех сотрудников учреждения.

13 октября 2021 года Управлением Роспотребнадзора дано разъяснение о том, что Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг относится к сфере обслуживания, и, как следствие, все его сотрудники подлежат обязательной вакцинации.

10 декабря 2021 года постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу №36 внесены изменения в постановление №29, которое дополнено пунктом 1.9, согласно которому с 11 декабря 2021 года требовалось обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, относящихся к приоритету 1-го уровня в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в том числе, работникам многофункциональных центров.

При этом по сообщению Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 года №89-00-01/02-6725-2021, внесенные изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу не изменили порядок действий работодателей при введении обязательной вакцинации.

Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

По смыслу приведенных норм права следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении                  Василенко О.С. своих трудовых обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение ее конституционных и трудовых прав.

Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года №1867-О).

Таким образом, действия ответчика, как работодателя, в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.

Статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года №407-ФЗ) предусмотрено, что в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.

Согласие работника на такой перевод не требуется. При этом работодатель обеспечивает работника, временно переведенного на дистанционную работу по инициативе работодателя, необходимыми для выполнения этим работником трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами либо выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, возмещает расходы, связанные с их использованием, а также возмещает дистанционному работнику другие расходы, связанные с выполнением трудовой функции дистанционно. При необходимости работодатель проводит обучение работника применению оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, рекомендованных или предоставленных работодателем.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» руководителям предприятий и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальным предпринимателям, поручалось начиная с                      08 октября 2021 года организовать направление сотрудников в медицинские организации Ямало-Ненецкого автономного округа для проведения профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, указанные в пункте 1 выше указанного постановления; обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 1.8 настоящего постановления.

Согласно Положению об отделе предоставления услуг Государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр», утвержденного 16 июля 2018 года, к функциям отдела отнесены: обеспечение работы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе Учреждения; организация деятельности по приему и консультированию заявителей в здании отдела; обеспечение информирования заявителей о порядке предоставления государственных или муниципальных услуг на базе Учреждения, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг; произведение выдачи заявителям документов участников, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг (пункты 4.1, 4.4, 4.6, 4.7 Положения).

Должностной инструкцией <данные изъяты> отдела предоставления услуг Государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр», утвержденной 16 июля 2018 года, определено, что в обязанности <данные изъяты> входит прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о возможности оценить качество предоставляемых услуг, выдача заявителям документов участников по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг (пункты 2.1, 2.2., 2.4, 2.5 должностной инструкции).

Поскольку работа истца Василенко О.С. связана с приемом заявителей, обращающихся за предоставлением государственных или муниципальных услуг, с информированием заявителей о порядке представления государственных или муниципальных услуг, выдачей документов по результатам предоставления услуг, деятельность истца непосредственно связана с приемом граждан в отделе, возможность выполнения истцом работы дистанционно исключается, на что правомерно указал суд первой инстанции.

Процедура отстранения истца от работы работодателем соблюдена. С приказом работодателя от 19 октября 2021 года №140-ахд «О вакцинации работников в государственном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» истец была ознакомлена 24 ноября 2021 года (том 1, л.д.115-117) и выразила несогласие с ним. В достаточное для выполнение приказа работодателя время - до 01 декабря 2021 года включительно истец Василенко О.С. вакцинацию против новой коронавирусной инфекции не прошла, документ, подтверждающий противопоказания к вакцине, не представила; 25 ноября 2021 года представила мотивированные возражения о несогласии с требованием работодателя (том 1, л.д.103-112); с приказом государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 01 декабря 2021 года №168-ахд «Об отстранении от работы работников государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», отказавшихся от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не предоставивших сведения о противопоказаниях для вакцинации, Василенко О.С. была ознакомлена 01 декабря 2021 года, о чем свидетельствует лист ознакомления с приказом (том 1, л.д.99).

Доводы апелляционной жалобы о том, что вакцинация по эпидемическим показаниям является добровольной для граждан, истец Василенко О.С. носителем инфекционного заболевания и источником распространения инфекционного заболевания не являлась, и правовых оснований для отстранения от работы не имелось, основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

Поскольку в удовлетворении исковых требований                    Василенко О.С. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе судом отказано, оснований для удовлетворения производных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда у суда первой инстанции также не имелось.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Василенко О.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Судья /подпись/       А.Н. Шошина

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июня 2023 года

         89RS0005-01-2021-005627-14

         Дело №2-747/2023

         Апелл. дело №33-1365/2023                                                                             

         Судья Габова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2023 года                                                               город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии: Акбашевой Л.Ю., Шошиной А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Василенко Олеси Сергеевны на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Василенко Олесе Сергеевне к государственному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе, взыскании среднего заработка компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Василенко О.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что 01 декабря 2021 года в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и постановления Главного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом», абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Главного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2021 года №29 была отстранена от работы со 02 декабря 2021 года без сохранения заработной платы, о чем издан приказ №168-ахд. Полагала данный приказ незаконным, поскольку вакцинация по эпидемическим показаниям является правом гражданина, а не обязанностью, в связи с чем правовых оснований для отстранения от работы не имелось.

Просила признать приказ работодателя от 01 декабря 2021 года №168-ахд незаконным и подлежащим отмене, обязать ответчика допустить ее к работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период со 02 декабря 2021 года по день допуска к работе, компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

В представленных в суд первой инстанции возражениях на исковое заявление директор государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Кучерявенко Ю.П. просил в удовлетворении исковых требований                Василенко О.С. отказать. Указал, что для работников многофункциональных центров на основании постановления Главного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 октября 2021 года №29 в редакции постановления от 10 декабря 2021 года вакцинация является обязательной и правовые основания для отстранения истца от работы в связи с отсутствием вакцинации у работодателя имелись. Процедура отстранения от работы соблюдена (том 1, л.д.170-173).

Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Василенко О.С. отказано (том 2, л.д. 152-157, 218-228).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2023 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2022 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа (том 2, л.д. 255-270).

При новом рассмотрении дела судом постановлено решение от 10 марта 2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований Василенко О.С. (том 3, л.д.12-22).

В апелляционной жалобе истец Василенко О.С. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу №29 от 08 октября 2021 года не могло являться основанием для ее отстранения от работы, поскольку нормативным правовым актом не является; положение абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ обязывает работодателя отстранить работника от выполнения работ при отсутствии профилактических прививок в отношении работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями; перечень таких работ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», работа истца данным перечнем не поименована. Сослалась на нарушение работодателем процедуры отстранения от работы, поскольку доказательств отсутствия вакцинации, так и отказа истца от профилактической прививки не представлено, перевод на дистанционный режим работы не обеспечен; не предоставлено достаточное количество времени для прохождения курса вакцинации двухкомпонентной вакциной.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства суда апелляционной инстанции по электронной почте, смс-сообщениями, а также посредством размещения информации на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Василенко О.С. с 08 мая 2015 года работает в государственном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», с 01 января 2017 года в должности <данные изъяты> Отдела предоставления услуг в городе Ноябрьске Ноябрьского филиала государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно должностной инструкции <данные изъяты> отдела предоставления услуг в городе Ноябрьске Ноябрьского филиала Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в должностные обязанности истца входит принятие запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, представлять интересы заявителей при взаимодействии с участниками, выдача документов участникам по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, при приеме документов установление личности заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

Основными задачами отдела предоставления услуг в городе Ноябрьске Ноябрьского филиала государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно Положению об отделе является осуществление деятельности, направленной на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на базе учреждения; обеспечение приема заявлений, консультирование граждан по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг на базе учреждения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, неблагополучной эпидемиологической обстановкой на территории Ямала определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Ямало-Ненецкого автономного округа в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе работникам органов власти и местного самоуправления.

Руководителям предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, поручалось начиная с 08 октября 2021 года организовать направление сотрудников в медицинские организации Ямало-Ненецкого автономного округа для проведения профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, указанных в пункте 1 вышеуказанного постановления; обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни оной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 1.8 настоящего постановления.

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 октября 2021 года №89-00-01/02-5417-2021, направленному директору Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, учреждение относится к сфере обслуживания, в связи с чем все его работники подлежат обязательной вакцинации против COVID-19.

В соответствии с приказом Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг от                         19 октября 2021 года №140-ахд работникам необходимо было самостоятельно пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной вакцины в срок до 01 ноября 2021 года, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины - до 01 декабря 2021 года. Работникам учреждения, прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к вакцинации, приказано письменно сообщить своему непосредственному руководителю и представить подтверждающие документы. С данным приказом Василенко О.С. была ознакомлена, выразила несогласие с ним.

На основании приказа государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2021 года №168-ахд (в редакции приказа от 07 декабря 2021 года №17-ахд) в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, Василенко О.С. была отстранена от работы с 02 декабря 2021 года до издания Главным государственным санитарным врачом Ямало-Ненецкого автономного округа постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе, предоставления сертификата о вакцинации COVID-19, сертификата переболевшего COVID-19 или справки о наличии противопоказаний. С данным приказом истец была ознакомлена 01 декабря 2021 года, представила письменные возражения о том, что требование Роспотребнадзора об отстранении ее от работы не получено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом», постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», исходил из того, что отстранение от работы Василенко О.С., не прошедшей вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, являлось законным и необходимым для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности неопределенного круга лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей.

При этом суд указал, что вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Выводы суда первой инстанции о том, что Василенко О.С., работавшая <данные изъяты> в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежала обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19), являются верными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы истца об обратном о незаконности решения суда не свидетельствуют, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).

На основании подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (подпункт 6 пункта 2 статьи 51).

Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 (действуют с 01 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.

Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года №15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от                 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                    15 июля 1999 года №825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года №1122н.

Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года №1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» установлены категории работников тех сфер деятельности, работа в которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с временными Методическими рекомендациями «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».

12 октября 2021 года в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг направил запрос о разъяснении обстоятельств применения пункта 1 постановления №29, в части необходимости обязательной вакцинации всех сотрудников учреждения.

13 октября 2021 года Управлением Роспотребнадзора дано разъяснение о том, что Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг относится к сфере обслуживания, и, как следствие, все его сотрудники подлежат обязательной вакцинации.

10 декабря 2021 года постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу №36 внесены изменения в постановление №29, которое дополнено пунктом 1.9, согласно которому с 11 декабря 2021 года требовалось обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, относящихся к приоритету 1-го уровня в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в том числе, работникам многофункциональных центров.

При этом по сообщению Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 года №89-00-01/02-6725-2021, внесенные изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу не изменили порядок действий работодателей при введении обязательной вакцинации.

Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

По смыслу приведенных норм права следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении                  Василенко О.С. своих трудовых обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение ее конституционных и трудовых прав.

Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года №1867-О).

Таким образом, действия ответчика, как работодателя, в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.

Статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года №407-ФЗ) предусмотрено, что в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.

Согласие работника на такой перевод не требуется. При этом работодатель обеспечивает работника, временно переведенного на дистанционную работу по инициативе работодателя, необходимыми для выполнения этим работником трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами либо выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, возмещает расходы, связанные с их использованием, а также возмещает дистанционному работнику другие расходы, связанные с выполнением трудовой функции дистанционно. При необходимости работодатель проводит обучение работника применению оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, рекомендованных или предоставленных работодателем.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года №29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» руководителям предприятий и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальным предпринимателям, поручалось начиная с                      08 октября 2021 года организовать направление сотрудников в медицинские организации Ямало-Ненецкого автономного округа для проведения профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, указанные в пункте 1 выше указанного постановления; обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 1.8 настоящего постановления.

Согласно Положению об отделе предоставления услуг Государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр», утвержденного 16 июля 2018 года, к функциям отдела отнесены: обеспечение работы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе Учреждения; организация деятельности по приему и консультированию заявителей в здании отдела; обеспечение информирования заявителей о порядке предоставления государственных или муниципальных услуг на базе Учреждения, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг; произведение выдачи заявителям документов участников, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг (пункты 4.1, 4.4, 4.6, 4.7 Положения).

Должностной инструкцией <данные изъяты> отдела предоставления услуг Государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр», утвержденной 16 июля 2018 года, определено, что в обязанности <данные изъяты> входит прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг, информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, о возможности оценить качество предоставляемых услуг, выдача заявителям документов участников по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг (пункты 2.1, 2.2., 2.4, 2.5 должностной инструкции).

Поскольку работа истца Василенко О.С. связана с приемом заявителей, обращающихся за предоставлением государственных или муниципальных услуг, с информированием заявителей о порядке представления государственных или муниципальных услуг, выдачей документов по результатам предоставления услуг, деятельность истца непосредственно связана с приемом граждан в отделе, возможность выполнения истцом работы дистанционно исключается, на что правомерно указал суд первой инстанции.

Процедура отстранения истца от работы работодателем соблюдена. С приказом работодателя от 19 октября 2021 года №140-ахд «О вакцинации работников в государственном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» истец была ознакомлена 24 ноября 2021 года (том 1, л.д.115-117) и выразила несогласие с ним. В достаточное для выполнение приказа работодателя время - до 01 декабря 2021 года включительно истец Василенко О.С. вакцинацию против новой коронавирусной инфекции не прошла, документ, подтверждающий противопоказания к вакцине, не представила; 25 ноября 2021 года представила мотивированные возражения о несогласии с требованием работодателя (том 1, л.д.103-112); с приказом государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 01 декабря 2021 года №168-ахд «Об отстранении от работы работников государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», отказавшихся от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не предоставивших сведения о противопоказаниях для вакцинации, Василенко О.С. была ознакомлена 01 декабря 2021 года, о чем свидетельствует лист ознакомления с приказом (том 1, л.д.99).

Доводы апелляционной жалобы о том, что вакцинация по эпидемическим показаниям является добровольной для граждан, истец Василенко О.С. носителем инфекционного заболевания и источником распространения инфекционного заболевания не являлась, и правовых оснований для отстранения от работы не имелось, основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

Поскольку в удовлетворении исковых требований                    Василенко О.С. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, допуске к работе судом отказано, оснований для удовлетворения производных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда у суда первой инстанции также не имелось.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Василенко О.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Судья /подпись/       А.Н. Шошина

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июня 2023 года

33-1365/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Василенко Олеся Сергеевна
Ответчики
ГУ ЯНАО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"
Другие
Пайгина Дарья Андреевна
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
15.05.2023Передача дела судье
06.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Передано в экспедицию
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее