Дело № 2-23/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алтайское 31 января 2020 года
Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Дворядкина А.А.,
при секретаре Шишовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Алтайского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования - Алтайский район Алтайского края к администрации Алтайского района Алтайского края, Костылеву А.В. о признании сделки приватизации жилого помещения недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Алтайский район обратился в суд с иском к администрации Алтайского района Алтайского края, Костылеву А.В. в котором просит:
- признать недействительным договор найма служебного жилого помещения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Костылевым А.В. ;
- признать незаконными решение <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из разряда служебного жилья и разрешения приватизации <адрес> в <адрес>» и распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении Костылеву А.В. приватизации <адрес> в <адрес>».
- признать договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и Костылевым А.В. о передаче жилого помещения- <адрес> в <адрес> в собственность Костылеву А.В., недействительным.
- применить последствия недействительности сделки- договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого помещения- <адрес> в <адрес> в собственность Костылеву А.В. , прекратив право собственности Костылева А.В. на <адрес> в <адрес>.
- обязать Костылева А.В. передать жилое помещение - <адрес> в <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> в <адрес> включена в реестр муниципальной собственности Алтайского района и передана в специализированный жилищный фон муниципального образования <адрес> с отнесением её к служебному жилому помещению.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании ходатайства главного врача КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» ФИО5 служебное жилое помещение - <адрес> в <адрес> предоставлена Костылеву А.В. на период трудовых отношений в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ».
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и Костылевым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи: ФИО8 - жене, ФИО1- сыну во владение и пользование квартиру, находящуюся в муниципальной собственности общей площадью 55, кв.м., расположенную по адресу: по <адрес> -12 в <адрес>, для временного проживания в ней.
Пунктом 2 данного договора предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в связи с работой Костылева А.В. в качестве хирурга в КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница».
Таким образом, сделка носит временный характер в силу наличия (отсутствия) трудовых отношений с нанимателем.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> являлась объектом муниципальной собственности <адрес>.
В дальнейшем, на основании заявления Костылева А.В., решением <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанная квартира исключена из числа служебного жилья, дано разрешение на приватизацию.
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено Костылеву А.В. приватизировать <адрес> в <адрес> без участия малолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и Костылевым А.В. заключен договор приватизации, в соответствии с которым в собственность в порядке приватизации безвозмездно Костылеву А.В. передана <адрес> в <адрес>.
Право собственности Костылева А.В. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Основания для заключения с Костылевым А.В. договора о передаче жилья в собственность отсутствовали ввиду отсутствия оснований, предусмотренных гражданским и жилищным кодексом Российской Федерации.
Костылев А.В. как работник КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» не относится к категории лиц, которым может быть предоставлены служебные помещения в муниципальном жилищном фонде, на учете в качестве нуждающихся в жилье он и члены его семьи в органе местного самоуправления не состояли, малоимущими признаны не были.
В результате издания решения <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и заключения договора о передаче жилья в собственность заключенного ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и Костылевым А.В., <адрес> в <адрес>, находящаяся в муниципальной собственности, незаконно выбыла из обладания муниципального образования.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ч.2 ст. 302 Гражданского кодекса РФ если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Поскольку в настоящее время собственником <адрес> в <адрес> является Костылев А.В., он обязан возвратить жилое помещение в муниципальную собственность.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено <адрес>ное Собрание депутатов.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Балахнина О.Г. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Костылев А.В., представитель ответчика Борисова Ю.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования не признали, представили суду письменные возражения на заявленные прокурором требования.
Представитель ответчика администрации <адрес> Плаунов С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что со стороны администрации <адрес> никаких нарушений не было, суду представил письменные возражения на заявленные исковые требования (л.д.37-40).
Представитель соответчика <адрес> Собрания депутатов, третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения участвующих в деле лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, ответчика, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В силу ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом
В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в п.п.74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки (п.1 ст.181 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п.2 ст.181 ГК РФ).
Как установлено статьей 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст.2 этого Закона).
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ч.1 ст.4 Закона).
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (ч.2 ст.4 Закона).
В п.2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач (постановления от 20 декабря 2010 года N 22-П и от 29 марта 2011 года N 2-П и др.). Соответственно, муниципальный жилищный фонд как часть муниципального имущества предназначен, в конечном счете, для использования в целях решения задач, связанных с вопросами местного значения, к числу которых Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя компетенцию органов местного самоуправления, относит организацию функционирования муниципальных учреждений, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан, в том числе в области образования, охраны здоровья и благоприятной среды обитания, доступа к информации, культуре, физкультуре и спорту и других социально значимых прав.
Граждане, занятые в таких социально значимых сферах, как образование, медицинская помощь, культура, библиотечное и музейное дело, проживающие на территории муниципального образования или приглашаемые из других местностей для работы, как правило, нуждаются в обеспечении жилыми помещениями. В условиях недостаточности жилищного фонда социального использования и с учетом необходимости рационального (экономного) его распределения между жителями муниципального образования жилищные потребности граждан, выполняющих трудовые или служебные обязанности в интересах муниципального образования, могут удовлетворяться за счет предоставления им служебных жилых помещений из муниципального жилищного фонда, причем в отношении определенных категорий работников соответствующая обязанность органов местного самоуправления предусмотрена на законодательном уровне. Так, служебные жилые помещения предоставляются сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).Таким образом, в контексте задач, возложенных в современных условиях на муниципальные образования, служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории которых определяются органом местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом общее правило, в силу которого служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду и внаем (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), применительно к муниципальному жилищному фонду соответствует конституционной природе местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной на выполнение в пределах предоставленных ей полномочий задач, стоящих перед Российской Федерацией как социальным государством, в котором создание условий для достойной жизни человека может обеспечиваться различными средствами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П).
Специальный законодательный акт федерального уровня, наделяющий органы местного самоуправления полномочием определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда (подпункт 3 пункта 2 статьи 3) (п.3.2. указанного Постановления).
Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений.
Вместе с тем за счет приватизации специализированного жилищного фонда не должно осуществляться предоставление гражданам дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые, как следует из части 5 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе вводить за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) - вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право, для отдельных категорий граждан, отнесение которых к получателям таких мер должно базироваться на объективных критериях, не допускающих нарушения принципа равенства (п.3.3 этого Постановления).
Таким образом, положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», регулирующее вопрос о принятии собственником муниципального жилищного фонда решений относительно приватизации входящих в этот фонд служебных жилых помещений, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом установленных Конституцией Российской Федерации принципов организации и функционирования публичной власти, разграничения компетенции между уровнями публичной власти - не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению (п.3.4. указанного Постановления).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст.7 Закона).
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> в <адрес> включена в реестр муниципальной собственности <адрес> и передана в специализированный жилищный фонд муниципального образования <адрес> с отнесением её к служебному жилому помещению (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ главный врач КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница» ФИО5 обратилась с ходатайством на имя главы администрации <адрес> о передаче служебной квартиры хирургу КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» Костылеву А.В., приложив к данному ходатайству копию приказа о приеме на работу, справку о составе семьи (л.д.8-10).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № служебное жилое помещение - <адрес> в <адрес> предоставлена Костылеву А.В. на период трудовых отношений в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Костылевым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи: ФИО8 - жене, ФИО1- сыну, во владение и пользование квартиру, находящуюся в муниципальной собственности общей площадью 55, кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания в ней.
Пунктом 2 данного договора предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в связи с работой Костылева А.В. в качестве хирурга в КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница» (л.д.12-15).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование «<адрес>» (л.д.16).
<адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанная квартира исключена из числа служебного жилья, разрешена приватизация данной квартиры на основании заявления Костылева А.В. (л.д.17-18).
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено Костылеву А.В. приватизировать <адрес> в <адрес> без участия малолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Костылевым А.В. заключен договор передачи жилого помещения в собственность, в соответствии с которым в собственность в порядке приватизации безвозмездно Костылеву А.В. передана <адрес> в <адрес> (л.д.20-22).
Право собственности Костылева А.В. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений, предоставленных главой администрации Алтайского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Костылев А.В., и члены его семьи – супруга ФИО8, на учете в администрации Алтайского сельсовета в качестве нуждающихся в жилом помещении, улучшении жилищных условий в период с 2008 по 2015 годы не состояли, малоимущими не признавались (л.д.25).
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения (л.д.51), постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в вышеуказанное постановление внесены изменения в части расширения Перечня категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения на территории района, к которым, в том числе, отнесены врачи всех специальностей, средние медработники (л.д.53).
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 104 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, устанавливаются органом местного самоуправления. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, исковые требования в части признания недействительным договора найма служебного помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Костылевым А.В. удовлетворению не подлежат.
Судом также установлено, что Костылев А.В. и члены его семьи в установленном порядке не признавались малоимущими гражданами, не принимались на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, до введения в действие Жилищного кодекса РФ также не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В статье 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано на то, что право приватизировать жилые помещения, принадлежит лишь гражданам, имеющим право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Тогда как Костылев А.В. к такой категории не относился и не относится. Такое право в силу положений ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставлено лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
С учетом приведенных выше положений Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 года № 9-П, суд приходит к выводу о том, что администрация Алтайского района Алтайского края вправе была принять решение о приватизации служебных жилых помещений, только установив порядок и условия приватизации служебных жилых помещений, однако такое решение не принято.
Более того, даже в случае наличия такого решения, приватизация жилых помещений должна производиться в четком соответствии с Законом «О приватизации жилых помещений», т.е., прежде всего, граждане должны иметь законное право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Согласно ст. ст. 166, 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В результате издания решения <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и заключения договора о передаче жилья в собственность заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Костылевым А.В., <адрес> в <адрес>, находящаяся в муниципальной собственности, незаконно выбыла из обладания муниципального образования.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ч. 2 ст. 302 Гражданского кодекса РФ, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Поскольку в настоящее время собственником <адрес> в <адрес> является Костылев А.В., он обязан возвратить жилое помещение в муниципальную собственность.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконными решения <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из разряда служебного жилья и разрешения приватизации <адрес> в <адрес>» и распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении Костылеву А.В. приватизации <адрес> в <адрес>», а также о признании договора о передаче жилого помещения- <адрес> в <адрес> в собственность Костылеву А.В., недействительным, и применении последствий недействительности сделки, подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании положений Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу муниципального образования <адрес> подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования - <адрес> к администрации <адрес>, Костылеву А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконными решение <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из разряда служебного жилья и разрешения приватизации <адрес> в <адрес>» и распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении Костылеву А.В. приватизации <адрес> в <адрес>».
Признать договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <адрес> и Костылевым А.В. о передаче жилого помещения- <адрес> в <адрес> в собственность Костылеву А.В., недействительным.
Применить последствия недействительности сделки- договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого помещения- <адрес> в <адрес> в собственность Костылеву А.В. , прекратив право собственности Костылева А.В. на <адрес> в <адрес>.
Обязать Костылева А.В. передать жилое помещение - <адрес> в <адрес>.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Костылева А.В. в доход бюджета муниципального образования Алтайский район Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.А. Дворядкин
Решение в окончательной форме составлено 05 февраля 2020 года.
Председательствующий А.А. Дворядкин