Дело № 2а-3952/2021
74RS0031-01-2021-006796-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего судьи Ращектаевой И.П.,
при секретаре Вигелиной А.А.,
с участием представителя административного истца ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Кетова В.А.,
помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области Коротицкой Е.Г.,
административного ответчика – лица, в отношении которого подано заявление, осужденного Айкашева И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Айкашева И.Д., освобождаемого из мест лишения свободы, с установлением административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 18 ГУФСИН России по Челябинской области (далее – ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Айкашева И.Д., освобождаемого из мест лишения свободы, с установлением административных ограничений.
В обоснование заявления представитель заявителя указал, что Айкашев И.Д., освобождаемый из мест лишения свободы, имеет судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений. За время отбывания наказания осужденный Айкашев И.Д. зарекомендовал себя с <данные изъяты> стороны.
Просит установить административный надзор в отношении Айкашева И.Д., освобождаемого из мест лишения свободы, сроком на 8 (восемь) лет, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за установленные судом пределы территории, запрета пребывания в местах, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков.
Представитель административного истца ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Кетов В.А. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Административный ответчик Айкашев И.Д., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, с заявлением согласился частично, не возражал против установления в отношении него административного надзора и возложения административных ограничений, однако не согласился с количеством явок в органы внутренних дел для регистрации.
Помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области Коротицкая Е.Г. в своем заключении указала, что исковые требования ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего правильным удовлетворить заявление ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области и установить административный надзор в отношении Айкашева И.Д. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на восемь лет, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за установленные судом пределы территории, запрета пребывания в местах, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков, исследовав и оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Статьей 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В своем заявлении представитель заявителя указал, что необходимость установления в отношении Айкашева И.Д. административного надзора обусловлена тем, что последний, освобождаемый из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершенное преступление при опасном рецидиве преступлений.
Указанные заявителем обстоятельства нашли подтверждение в представленных доказательствах.
В судебном заседании установлено, что приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена> Айкашев И.Д. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
Приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена> Айкашев И.Д. осужден по <данные изъяты> к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
Постановлением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 21 февраля 2019 года на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказания, назначенного приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена> и наказания, назначенного приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена>, Айкашеву И.Д. окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
Постановлением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, назначенного по совокупности приговоров Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена> и от <дата обезличена>, Айкашеву И.Д. заменена более мягким видом наказания в виде ограничения свободы на срок 1 (один) год 10 (десять) месяцев 8 (восемь) дней с установлением следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в ночное время суток с 22 до 06 часов ежедневно; не посещать места проведения массовых мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не выезжать за пределы территории муниципального образования, в котором будет проживать осужденный; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; не посещать места общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции. На осужденного возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации. В срок ограничения свободы Айкашеву И.Д. зачтен период его содержания в исправительном учреждении со дня вынесения постановления до дня его фактического освобождения в соответствии с требованиями ст. 71 УК РФ из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Постановлением Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена> неотбытый срок наказания в виде ограничения свободы Айкашеву И.Д. заменен на лишение свободы на срок 10 месяцев 3 дня, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена> Айкашевым И.Д. совершено тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений.
Срок отбывания осужденным наказания истекает <дата обезличена>, что следует из справки начальника ОСУ ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях Айкашев И.Д. поощрений и взысканий не имеет.
Из характеристики, представленной на осужденного Айкашева И.Д., усматривается, что за период отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный зарекомендовал себя с отрицательной стороны, на путь исправления не встал.
Согласно справке начальника ОСУ ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Айкашев И.Д. по освобождению из мест лишения свободы намерен проживать по адресу: <адрес обезличен>
Таким образом, Айкашев И.Д., освобождаемый из мест лишения свободы, является совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений. Соответственно последний является лицом, отнесенным Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор в соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Закона.
Анализ исследованных по делу доказательств, с учетом положений вышеуказанных норм Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», позволяет суду прийти к выводу о том, что в отношении Айкашева И.Д. необходимо установить административный надзор для предупреждения совершения последним преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
С учетом изложенного, заявление ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области об установлении в отношении Айкашева И.Д. административного надзора подлежит удовлетворению.
Статьей 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, положения п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить административный надзор в отношении Айкашева И.Д. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на 8 (восемь) лет.
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному Айкашевым И.Д. месту жительства или пребывания.
В соответствии с частью 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Статьей 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.
В силу ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Исходя из смысла данной нормы Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ применительно к обстоятельствам дела, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного Айкашевым И.Д. преступления, характеризующих данных последнего, поведения осужденного за весь период отбывания наказания, семейного положения последнего, наличия малолетнего ребенка, состояния здоровья указанного лица, суд приходит к выводу о том, что в отношении Айкашева И.Д. следует установить административные ограничения в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» одним из административных ограничений является запрет на выезд за установленные судом пределы территории.
Суд считает необходимым установить административному ответчику административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования по месту жительства или пребывания.
Частью 8 статьи 272 КАС РФ установлено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как разъяснено в абзаце 10 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Учитывая, что до осуждения приговором суда Айкашев И.Д. проживал на территории <адрес обезличен> и согласно его заявлению намерен проживать в <адрес обезличен>, суд полагает возможным уточнить установленное ему административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории Челябинской области.
Пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает запрещение пребывания в определенных местах.
Вместе с тем, административный истец неконкретно определил перечень мест, в которых запрещено пребывать Айкашеву И.Д., указав на запрет пребывания в местах, где осуществляется продажа и распитие спиртных напитков, что позволяет этот перечень произвольно расширительно толковать. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, а также должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
В этой связи суд считает необходимым уточнить возлагаемые на Айкашева И.Д. ограничения, указав о запрете пребывания в объектах общественного питания, в которых разрешена свободная реализация и употребление спиртных напитков (кафе, рестораны, бары, праздничные гулянья).
С учетом изложенного, административное исковое заявление ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области об установлении в отношении Айкашева И.Д. административного надзора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 18 ГУФСИН России по Челябинской области удовлетворить.
Установить в отношении Айкашева И.Д., <дата обезличена> года рождения, уроженца <адрес обезличен>, гражданина <данные изъяты>, освобождаемого из мест лишения свободы <дата обезличена>, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от <дата обезличена>, то есть на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Айкашева И.Д. административные ограничения в виде: обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за пределы Челябинской области, запрета пребывания в объектах общественного питания, в которых разрешена свободная реализация и употребление спиртных напитков (кафе, рестораны, бары, праздничные гулянья).
Срок административного надзора в отношении Айкашева И.Д. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: