УИД № 29RS0023-01-2022-004240-81
Судья: Дружинин И.А. | №2-4434/2022 | стр. 129, г/п 450 руб. |
Докладчик: Костылева Е.С. | №33-182/2023 | 10 февраля 2023 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Корепановой С.В.,
судей Костылевой Е.С., Моисеенко Н.С.,
при секретаре Гачаевой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-4434/2022 по иску Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 09436» к Милишникову Алексею Алексеевичу, Милишниковой Галине Викторовне, ФИО112 в лице законного представителя Милишникова Алексея Алексеевича о признании утратившими право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части,
по апелляционной жалобе Милишникова Алексея Алексеевича, Милишниковой Галины Викторовны, ФИО111 в лице законного представителя Милишникова Алексея Алексеевича на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Костылевой Е.С.,
установила:
Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 09436» (далее – ФКУ «Войсковая часть 09436») обратилось в суд с иском к Милишникову А.А., Милишниковой Г.В., ФИО110 в лице законного представителя Милишникова А.А. о признании их утратившими право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части.
В обоснование заявленных требований указало, что Милишников А.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части 92485, являющейся филиалом войсковой части 09436, и был зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>, <адрес> Совместно с Милишниковым А.А. по адресу войсковой части зарегистрированы члены его семьи: супруга Милишникова Г.В., несовершеннолетняя дочь ФИО113 ДД.ММ.ГГГГ рождения. В настоящее время Милишников А.А. военную службу по контракту в войсковой части 92485 не проходит в связи с переводом на новое место службы.
Войсковая часть к категории жилых помещений не отнесена, ответчики не являются военнослужащими и в силу действующего законодательства они не вправе состоять на регистрационном учете по адресу войсковой части, в связи с чем истец просил признать ответчиков утратившими право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части.
Истец ФКУ «Войсковая часть 09436», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, попросив рассмотреть дело без его участия (л.д.67).
Ответчики Милишников А.А., Милишникова Г.В., являющиеся также законными представителями несовершеннолетнего ответчика ФИО114 судебном заседании с иском не согласились. Милишников А.А. пояснил, что в настоящее время не является военнослужащим, был уволен в запас. Другое жилое помещение ему не предоставлено, жилищная субсидия на приобретение жилья не выплачена. Возможности встать на регистрационный учет по иному месту жительства ответчики не имеют.
Третье лицо – ОМВД России по городу Северодвинску, извещенное надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило (л.д. 65).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело было рассмотрено судом при данной явке.
Судом вынесено решение, которым постановлено:
«исковые требования Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 09436» к Милишникову Алексею Алексеевичу, Милишниковой Галине Викторовне, ФИО115 в лице законного представителя Милишникова Алексея Алексеевича о признании утратившими право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части, удовлетворить.
Признать Милишникова Алексея Алексеевича, Милишникову Галину Викторовну, ФИО116 утратившим право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>, <адрес>
Взыскать с Милишникова Алексея Алексеевича, Милишниковой Галины Викторовны в доход бюджета городского округа <адрес> «Северодвинск» государственную пошлину в размере 900 (Девятьсот) рублей, по 450 (Четыреста пятьдесят) рублей с каждого.
Настоящее решение является основанием для снятия Милишникова Алексея Алексеевича, Милишниковой Галины Викторовны, ФИО117 с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>».
С решением суда не согласились ответчики, в поданной жалобе просят решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что Милишников А.А. и его семья приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации, однако до настоящего времени жильем не обеспечены. Жилое помещение, где они могли бы быть зарегистрированы, у них отсутствует. Считают, что поскольку регистрация по юридическому адресу войсковой части Министерства обороны Российской Федерации является административным актом, то снятие их с регистрационного учета не может являться законным.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Щербакова О.В. апелляционную жалобу поддержала, просила решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Дополнительно пояснила, что Милишников А.А. с семьей принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, до настоящего времени жильем они не обеспечены, в случае удовлетворения иска будут лишены возможности реализовать данное право.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения, выслушав объяснения представителя ответчиков Щербаковой О.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Государство рассматривает военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений. Право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - специальное право военнослужащих на жилище, обусловленное действием норм специального (военного) законодательства в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, установлением в законодательстве (в том числе и на конституционном уровне) в отношении военнослужащих особого (специального) порядка реализации права на жилище, распространяющегося только на них, наличием у военнослужащего особого правового положения (статуса), заключающегося в снабжении данной категории граждан жильем на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - ФЗ «О статусе военнослужащих»), устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе, в сфере реализации жилищных прав указанных лиц.
Право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей данного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 31 июля 2020 г., действовавшей до 09 июля 2022 г.), а также в соответствии с пунктом 16 статьи 15.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующей с 09 июля 2022 г.) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не обеспеченные жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), или в близлежащих населенных пунктах, и проживающие совместно с ними члены их семей до получения жилых помещений, в том числе служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по их желанию регистрируются по месту жительства по адресам воинских частей (организаций, учреждений, органов), в которых указанные военнослужащие-граждане проходят военную службу.
В силу части 1 статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (часть 2 статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I).
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, также предусмотрена регистрация военнослужащих по месту дислокации воинских частей до получения ими жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что Милишников А.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части 92485.
Милишников А.А. и члены его семьи: супруга Милишникова Г.В., несовершеннолетняя дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 29 сентября 2020 г. зарегистрированы по адресу войсковой части: <адрес>, <адрес> (л.д. 53-55).
На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела ответчики сохраняют регистрацию по месту жительства по указанному адресу.
В настоящее время Милишников А.А. военную службу по контракту в войсковой части 92485 не проходит.
Согласно выписке из приказа от 11 октября 2019 г. № 745-ДД, Милишников А.А. исключен из списка личного состава войсковой части 92485 в связи с убытием к новому месту службы в войсковую часть 61261 (<адрес>) (л.д.9).
Как пояснил Милишников А.А. в судебном заседании, в настоящее время он уволен с военной службы с зачислением в запас.
Разрешая требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь законом, подлежащим применению по данному делу, учитывая, что войсковая часть 92485 к категории жилых помещений не отнесена, а ответчик Милишников А.А. не является военнослужащим, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований у истца и членов его семьи состоять на регистрационном учете по адресу войсковой части.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Ответчик Милишников А.А., не соглашаясь с иском, указывал, что не обеспечен жилым помещением, субсидию на приобретение жилья не получал. Указанные обстоятельства судом первой инстанции не проверены.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы о том, что семья ответчика принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации и до настоящего времени жильем от государства не обеспечена, заслуживает внимания.
Так, из представленного суду апелляционной инстанции учетного дела Милишникова А.А. следует, что он, его супруга Милишникова Г.В. и несовершеннолетняя дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как члены семьи Милишникова А.А., решением начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отделение (территориальное, г.Архангельск) от 19 ноября 2019 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по линии Минобороны России, дата принятия на учет – 16 мая 2019 г. (решение № 29-20/106 от 19 ноября 2019 г.).
До настоящего времени жилым помещением ответчик и члены его семьи не обеспечены.
При принятии решения судом первой инстанции не было учтено, что право ответчиков на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны РФ до настоящего времени не реализовано, и отсутствуют доказательства обеспечения их жильем.
С учетом изложенного, ответчик и члены его семьи относятся к числу граждан, имеющих право на получение жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые по их просьбе до получения жилых помещений могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей.
Также судебная коллегия учитывает, что ответчиком Милишниковым А.А. избрана форма обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета – жилищная субсидия.
Из пункта 9 Порядка предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного приказом ГУСП от 20 января 2021 г. № 3, следует, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) в течение 30 календарных дней со дня получения ими уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию представляют в ЦЖК, в том числе, копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства).
Сведений об ином месте, где ответчики могут быть зарегистрированы в настоящее время по месту жительства, суду не представлено.
Таким образом, ответчики с учетом положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на сохранение регистрации по адресу воинской части до реализации ими права на обеспечение жилым помещением (в том числе, в форме жилищной субсидии) по линии Министерства обороны Российской Федерации. Материалы дела не содержат документов, подтверждающих реализацию Милишниковым А.А. данного права в установленном законом порядке.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФКУ «Войсковая часть 09436» к Милишникову А.А., Милишниковой Г.В., ФИО12 в лице законного представителя Милишникова А.А. о признании утратившими право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 октября 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 09436» к Милишникову Алексею Алексеевичу, Милишниковой Галине Викторовне, ФИО12 в лице законного представителя Милишникова Алексея Алексеевича о признании утратившими право состоять на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части отказать.
Председательствующий С.В. Корепанова
Судьи Е.С. Костылева
Н.С. Моисеенко