Решение по делу № 72-768/2024 от 19.04.2024

УИД 59RS0004-01-2023-007440-66

судья Шпигарь Ю.Н.

дело № 72-768/2024

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 28 мая 2024 года

Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев жалобу А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024, определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023, вынесенное в виде письма, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края,

у с т а н о в и л:

09.10.2023 А. в Государственную инспекцию труда в Пермском крае направлены четыре заявления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края.

По результатам рассмотрения указанных заявлений А. 15.11.2023 начальником отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае дан ответ № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, оформленный в виде письма.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024 № 12-347/2024, вынесенным по результатам рассмотрения жалоб А., указанное определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023, вынесенное в виде письма, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, указывая на их незаконность и необоснованность.

Изучив доводы жалобы, заслушав А., настаивавшую на удовлетворении жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, 09.10.2023 А. направила в Государственную инспекцию труда в Пермском крае четыре заявления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении работодателя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в связи с незаконным действиями работодателя, выразившимся в нарушении трудового законодательства.

15.11.2023 начальником отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае дан ответ № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, в котором заявителю сообщено, что в соответствии с пунктом 9 Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 возбуждение дел об административных правонарушениях возможно только при проведении контрольных (надзорных) мероприятий; с 10.03.2022 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки не проводятся, законных оснований для инициирования контрольных (надзорных) мероприятий в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края и возбуждения административного производства не имеется.

По результатам рассмотрения жалобы А. на указанный ответ начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа об отсутствии в представленных заявлениях достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края.

Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, вынесенное в виде письма, и решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024 не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Вместе с тем, в силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 указанной статьи), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 указанной статьи) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 указанной статьи).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 № 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.

Введение Правительством Российской Федерации в постановление от 10.03.2022 № 336 ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 № АКПИ22-494).

Таким образом, ссылки должностного лица на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336, как основание для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, в рассматриваемом деле несостоятельны.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек.

При таких обстоятельствах определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, вынесенное в виде письма, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024 не могут быть признаны законными и подлежат отмене, заявления А. - возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Пермском крае.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024, определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 №59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, вынесенное в виде письма, отменить, заявления А. от 09.10.2023 возвратить в Государственную инспекцию труда в Пермском крае на новое рассмотрение.

Судья - подпись

УИД 59RS0004-01-2023-007440-66

судья Шпигарь Ю.Н.

дело № 72-768/2024

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 28 мая 2024 года

Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев жалобу А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024, определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023, вынесенное в виде письма, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края,

у с т а н о в и л:

09.10.2023 А. в Государственную инспекцию труда в Пермском крае направлены четыре заявления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края.

По результатам рассмотрения указанных заявлений А. 15.11.2023 начальником отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае дан ответ № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, оформленный в виде письма.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024 № 12-347/2024, вынесенным по результатам рассмотрения жалоб А., указанное определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023, вынесенное в виде письма, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, указывая на их незаконность и необоснованность.

Изучив доводы жалобы, заслушав А., настаивавшую на удовлетворении жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, 09.10.2023 А. направила в Государственную инспекцию труда в Пермском крае четыре заявления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении работодателя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в связи с незаконным действиями работодателя, выразившимся в нарушении трудового законодательства.

15.11.2023 начальником отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае дан ответ № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, в котором заявителю сообщено, что в соответствии с пунктом 9 Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 возбуждение дел об административных правонарушениях возможно только при проведении контрольных (надзорных) мероприятий; с 10.03.2022 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки не проводятся, законных оснований для инициирования контрольных (надзорных) мероприятий в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края и возбуждения административного производства не имеется.

По результатам рассмотрения жалобы А. на указанный ответ начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа об отсутствии в представленных заявлениях достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края.

Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, вынесенное в виде письма, и решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024 не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Вместе с тем, в силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 указанной статьи), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 указанной статьи) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 указанной статьи).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 № 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.

Введение Правительством Российской Федерации в постановление от 10.03.2022 № 336 ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 № АКПИ22-494).

Таким образом, ссылки должностного лица на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336, как основание для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, в рассматриваемом деле несостоятельны.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек.

При таких обстоятельствах определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 № 59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, вынесенное в виде письма, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024 не могут быть признаны законными и подлежат отмене, заявления А. - возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Пермском крае.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 14.03.2024, определение начальника отдела надзора и контроля по вопросам оплаты труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 15.11.2023 №59/7-2515-23-ОБ/10-2858-ОБ/230, вынесенное в виде письма, отменить, заявления А. от 09.10.2023 возвратить в Государственную инспекцию труда в Пермском крае на новое рассмотрение.

Судья - подпись

72-768/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ПЕрмского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Тотьмянина Елена Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.04.2024Материалы переданы в производство судье
28.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
30.05.2024Дело передано в экспедицию
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее