Решение по делу № 2а-3106/2021 от 09.02.2021

Дело № 2а-3106/2021

УИД 35RS0010-01-2021-002199-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда                08 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2021 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

при секретаре Смирнове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трегубова И.Б. к государственному инспектору Вологодской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Смирнова Е.А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании предписания,

установил:

Трегубова И.Б. обратилась в суд с административным иском к государственному инспектору Вологодской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра по Вологодской области, Управление) Смирновой Е.А., привлеченному к участию в деле в качестве административного ответчика Управлению Росреестра по Вологодской области, просит признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 14 октября 2020 года № 1.

В обосновании требований указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>. 09 августа 2019 года ей было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в связи с занятием и использованием ею части земельного участка в кадастровом квартале , площадью 820 кв.м, находящегося в государственной собственности, срок устранения нарушения с учетом продлений установлен до 15 сентября 2020 года. По результатам проверки по исполнению данного предписания выдано оспариваемое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 14 октября 2020 года № 1, с которым она не согласна, полагает его незаконным и нарушающим ее права по следующим основаниям. Она не была надлежащим образом уведомлена о дате и времени проведения проверки, распоряжение от 29 сентября 2020 года о проведении проверки, назначенной на 12 октября 2020 года в 15 часов, поступило в ее адрес во второй половине дня 12 октября 2020 года. В акте проверки в качестве основания ее проведения указано некое распоряжение от 16 июня 2020 года, которое она не получала и дата вынесения которого не соответствует требованиям законодательства, поскольку проверка могла быть назначена только после истечения срока предписания, то есть после 15 сентября 2020 года. В ходе проверки замеры надлежащим образом не проводились. С ее стороны предпринят исчерпывающий комплекс мер для исполнения требований предписания: в Управление имущественных отношений Администрации Вологодского муниципального района подано заявление о формировании и предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка, а также запрос разъяснений о причинах отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, который также направлен в Администрацию Семенковского сельского поселения, кроме того, она обратилась в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о продлении срока исполнения предписания, однако в удовлетворении заявления ей было отказано.

Одновременно Трегубовой И.Б. заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения с административным исковым заявлением в суд со ссылкой на то, что с оспариваемым предписанием она ознакомилась только 18 декабря 2020 года.

В судебное заседание административный истец Трегубова И.Б. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области по доверенности Юдина М.И. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что Трегубовой И.Г. без законных оснований огорожена забором и используется часть земельного участка, занятого единственным в <адрес> пожарным водоемом. Проверка проводилась на основании коллективного обращения жителей <адрес>. Доступ к водоему иных лиц, пожарной техники ограничен. Административным истцом меры для устранения нарушения, на которые она ссылается в административном исковом заявлении, предприняты уже после вынесения оспариваемого предписания. При этом Трегубовой И.Б. дважды продлевался срок исполнения предписания, дальнейшее продление привело бы к нарушению прав третьих лиц. О проведении проверки Трегубова И.Г. была извещена надлежащим образом телефонограммой. Распоряжение о проведении проверки вынесено 29 сентября 2020 года, в акте проверки имеется описка в дате указанного распоряжения. Участие кадастрового инженера в проведении проверки по исполнению ранее выданного предписания законом не предусмотрено. Обмер земельного участка проведен с использованием спутниковой геодезической аппаратуры.

В судебное заседание административный ответчик государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области Смирнова Е.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Администрации Вологодского муниципального района, Администрации Семенковского сельского поселения не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Суд, заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае такая совокупность условий отсутствует.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1).

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 которого Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Порядок осуществления государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии урегулирован Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Росреестра от 18 июня 2019 года № П/0240 (далее – Административный регламент).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 43 Административного регламента основанием для начала проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ государственный инспектор по использованию и охране земель вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Как следует из материалов дела, Трегубовой И.Б. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>.

По результатам проведенной на основании обращения ФИО1 и других жителей <адрес> по факту самовольного занятия Трегубовой И.Б. и ограничения доступа к земельному участку, на котором расположен единственный в деревне пожарный водоем, внеплановой выездной проверки Трегубовой И.Г. государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 09 августа 2019 года, которым Трегубовой И.Г. предписано в срок до 15 января 2020 года устранить выявленное нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в занятии и использовании части земельного участка в кадастровом квартале , площадью 820 кв.м, находящегося в государственной собственности, на котором расположен водный объект (пруд), с ограждением забором, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанную часть земельного участка, что является нарушением статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данной предписание Трегубовой И.Г. не обжаловано, незаконным не признано.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области от 12 сентября 2019 года Трегубова И.Г. привлечена к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту самовольного занятия земельного участка, которое также Трегубовой И.Г. не обжаловано.

Срок исполнения предписания по заявлениям Трегубовой И.Г. дважды продлевался, последний раз до 15 сентября 2020 года. Определением государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области от 21 сентября 2020 года Трегубовой И.Г. отказано в продлении срока устранения нарушения земельного законодательства. Данное определение Трегубовой И.Г. не обжаловано, незаконным не признано.

В период с 12 по 14 октября 2020 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Вологодской области от 29 сентября 2020 года государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области Смирновой Е.А. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Трегубовой И.Г. требований земельного законодательства при использовании земельного участка в связи с истечением срока исполнения предписания, по результатам которой установлено, что Трегубова И.Г. продолжает использовать спорный земельный участок без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него.

По результатам проверки Трегубовой И.Г. выдано оспариваемое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 14 октября 2020 года № 1, которым Трегубовой И.Г. предписано устранить допущенное нарушение в срок до 15 февраля 2021 года включительно.

Согласно пункту 136 Административного регламента в течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, издается приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения.

В данном случае распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки издано 29 сентября 2020 года при истечении срока предписания 15 сентября 2020 года, то есть в установленный 15-дневный срок. Описка в акте проверки в дате распоряжения (ошибочно указано 16 июня 2020 года) не влечет незаконность результатов проверки и выданного предписания.

Согласно пункту 53 Административного регламента о проведении внеплановой проверки юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя или гражданина, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Едином государственном реестре недвижимости, либо ранее был представлен в Росреестр (территориальный орган) лицом, в отношении которого проводится проверка.

Трегубова И.Б. о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной на 12 октября 2020 года, была извещена телефонограммой государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области Смирновой Е.А. от 09 октября 2020 года, что отвечает вышеуказанным требованиям пункта 53 Административного регламента к извещению. Каких-либо оснований ставить под сомнение достоверность данной телефонограммы у суда не имеется. При указанных обстоятельствах проверка правомерно проведена в отсутствие Трегубовой И.Б., что отвечает требованиям пункта 95 Административного регламента, согласно которому внеплановая выездная проверка может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его законного или уполномоченного представителя в случае проведения такой проверки на основании поступившей информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, договора купли-продажи, договора аренды или договора безвозмездного пользования.

Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.

В силу пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с законом о регистрации.

Вместе с тем, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на занятую часть земельного участка в кадастровом квартале , площадью 820 кв.м, находящегося в государственной собственности, Трегубовой И.Б. представлены не были, что свидетельствует об отсутствии у нее права на данную часть земельного участка. При этом земельный участок она также не освободила. Доказательств принятия исчерпывающих мер по исполнению предписания Трегубовой И.Б. не представлено. Представленные административным истцом копии заявления в Управление имущественных отношений Администрации Вологодского муниципального района о формировании и предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка, а также запроса разъяснений о причинах отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного отказа в Управление имущественных отношений Администрации Вологодского муниципального района и Администрацию Семенковского сельского поселения не могут быть приняты во внимание, поскольку датированы 05 ноября 2020 года, то есть уже после истечения срока исполнения предписания.

Доводы административного истца о том, что в ходе проверки обмеры надлежащим образом не проводились, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно акту проверки от 14 октября 2020 года производился визуальный осмотр земельного участка, а также обмер границ проверяемого земельного участка с помощью спутниковой геодезической аппаратуры Hiper SR Topkon, заводской , свидетельство о поверке от 05 августа 2020 года, действительно до 04 августа 2021 года, фотосъемка земельного участка, расчет площади произведен в программе Magnet Tools. Каких-либо доводов и доказательств, ставящих под сомнение правильность произведенных обмеров, административным истцом не приведено и не представлено.

На основании изложенного оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области Смирновой Е.А. законно и обоснованно. Основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Копия оспариваемого предписания была направлена Трегубовой И.Б. по почте заказным письмом 21 октября 2020 года, возвращена в Управление Росреестра по Вологодской области 02 ноября 2020 года за истечением срока хранения в связи с неявкой адресата за получением. Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд начал течь 03 ноября 2020 года и истек 02 февраля 2021 года. Административное исковое заявление направлено в суд по почте 03 февраля 2021 года, то есть с пропуском установленного срока на 1 день.

Трегубова И.Б. указывает, что с оспариваемым предписанием она ознакомилась только 18 декабря 2020 года.

Принимая во внимание незначительность пропуска срока, неполучение предписания по почте, суд полагает возможным ходатайство административного истца удовлетворить и восстановить ей пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления в суд.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

Трегубова И.Б. в удовлетворении административных исковых требований к государственному инспектору Вологодской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Смирнова Е.А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации от 14 октября 2020 года № 1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

          Судья                                                                                     Е.В. Бондаренко

2а-3106/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Трегубова Ирина Борисовна
Ответчики
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Смирнова Е.А.
Другие
Администрация семенковского сельского поселения
Администрация Вологодского муниципального района
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Бондаренко Екатерина Васильевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация административного искового заявления
10.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее