Решение по делу № 2-3897/2024 от 11.07.2024

УИД № 74RS0001-01-2024-003803-10

Дело № 2-3897/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2024 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи    Щеркиной Т.Р.,

при секретаре         Кольцовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц, Качаловой ЕА, Качалова АВ к Администрации города Челябинска о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения обследования специализированной организацией многоквартирного жилого дома, возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт общего имущества жилого дома в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного,

                     УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Челябинска обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска (л.д. 75-78)) в интересах неопределенного круга лиц, а также Качаловой Е.А., Качалова А.В. к Администрации г. Челябинска о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения обследования специализированной организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет определения объема работ, необходимых для выполнения в целях обеспечения безопасных санитарных условий проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома;

возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт общего имущества жилого дома №6 по ул. Якутская в г. Челябинске в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме №<адрес> 1947 года постройки, в ходе которой выявлены нарушения. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения заместителя Главы города по городскому хозяйству №32-а от 09.01.2024, согласно которому приступить к мероприятиям по его расселению планируется в 2035 году, осуществить мероприятия по переселению граждан планируется не позднее 2036 года при условии расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее данного многоквартирного дома, в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.03.2008 №30/9 «Об утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в г. Челябинске» в порядке очередности исходя из даты принятия органом местного самоуправления правового акта о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и с учетом планируемого выделения финансирования на соответствующий период. В связи с признанием аварийным данный многоквартирный дом исключен из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2048 годы, утверждённой Постановлением Правительства Челябинской области от 21.058.2014 №196-П. В жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы и фактически проживают Качалова Е.А., Качалов А.В., которые в силу возраста, состояния здоровья не могут самостоятельно обратиться за защитой прав в судебном порядке. Органами прокуратуры с привлечением специалистов ГУ «ГЖИ» Челябинской области 26.04.2024г. проведена совместная проверка многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, в ходе которой установлено, что имеются разрушения цоколя до кирпичной кладки, многочисленные трещины стен и разрушения штукатурно-окрасочного слоя стен до обнажения кирпича, перегородки имеют отклонения от вертикали, выпучивание, прогрессирующие трещины, на крыше имеются трещины и сколы, несущая балка провисла над квартирой №8 на месте обрушения потолка, результаты визуального осмотра позволяют сделать вывод о том, что имеются ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и его эксплуатационных характеристик. Многоквартирный дом находится в состоянии, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья жильцов без проведения ремонтных работ дома, его дальнейшая эксплуатация в качестве жилого помещения, невозможна. С целью сохранения безопасных условий проживания до момента отселения жильцов в доме необходимо произвести ремонтные работы. Бездействием Администрации г. Челябинска грубо нарушаются интересы жильцов многоквартирного дома на благоприятные условия проживания, а также права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения и пребывания вблизи указанного дома. Ссылаясь на ст. ст. 2, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47, Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003г. №170, прокурор г. Челябинска просил иск удовлетворить.

Старший помощник прокурор г. Челябинска Миронова Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом пояснила, что прокурор г. Челябинска обращается в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушены права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения и пребывания вблизи вышеуказанного дома, а также жильцов многоквартирного дома на благоприятные условия проживания, это противоречит требованиям федерального законодательства. То обстоятельство, что существует реальная угроза безопасных условий проживания жильцов в доме, подтверждается заключением ООО «МТМ-Строй».

Истец Качалова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что у Регионального оператора на счете их дома имеются денежные средства в размере 250000 рублей, но для того, чтобы эти денежные средства использовать для ремонта крыши дома, необходимо провести общее собрание собственников многоквартирного дома, но общее собрание собственников многоквартирного дома провести практически невозможно, так как в доме, в основном, проживают люди очень пожилого возраста, им тяжело ходить на собрания, и потолок обрушился только в её квартире, в квартирах других собственников жилых помещений этого дома потолок целый.

Представитель ответчика Администрации г. Челябинска и третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Субботина И.Н., действующая на основании доверенностей от 01.03.2024 № 05-05/59 (л.д 106) и от 22.02.2024 № 35 (л.д 72), в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иск отказать. При этом пояснила, что согласно выписке из реестра муниципального имущества от 21.08.2024 данный многоквартирный дом в реестре муниципального имущества не учитывается, признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения заместителя Главы города по городскому хозяйству от 09.01.2024 №32-а, согласно которому приступить к мероприятиям по его расселению планируется в 2035 году, осуществить мероприятия по переселению граждан не позднее 2036 года при условии расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее данного многоквартирного дома, в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.03.2008 №30/9 «Об утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городе Челябинске» в порядке очередности исходя из даты принятия органом местного самоуправления правового акта о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и с учетом планируемого выделения финансирования на соответствующий период. Переселение граждан из указанного аварийного многоквартирного дома планируется осуществить путем включения в порядке очередности в подпрограмму «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ» в Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2020 №700-П, в рамках которой за счет средств выделенного финансирования из бюджетов Челябинской области и города Челябинска на соответствующий год проводятся мероприятия по приобретению жилых помещений. В настоящее время на территории города Челябинска расположены 125 аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению до аварийного многоквартирного дома №<адрес>, из них обеспечены финансированием 42 дома, признанные аварийными и подлежащими сносу ранее данного дома. Переселение аварийного дома будет возможно после переселения граждан, проживающих в 125 аварийных домах. В многоквартирном доме по <адрес> все квартиры находятся в частной собственности, муниципального жилья там нет. Также указала, что Качаловой Е.А. было предложено жилье маневренного фонда, ей предлагалось две квартиры, но от предложенного жилья истец отказалась. Действующее законодательство не возлагает обязанность на орган местного самоуправления проводить капитальный ремонт многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Поддержала представленный в материалы дела письменный отзыв, в котором изложены те же доводы (л.д 108-112 ).

Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска Фомина Т.В., действующая на основании доверенности б/н от 07.11.2023г. (л.д 107), в судебном заседании возражала против заявленного иска, поддержала письменный отзыв на исковое заявление (л.д 116-121), в котором указала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением заместителя Главы города от 31.01.2024 года №1026-а ООО УК «Ермак» определена управляющей организацией для управления многоквартирным домом сроком на один год, управляющая организация выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома. Согласно ст. ст. 44, 155, 158 ЖК РФ обязанность производить капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственнике жилищного фонда. При этом денежные средства, получаемые от собственников квартир и нежилых помещений в качестве обязательных платежей, в том числе и на капитальный ремонт, носят целевой характер. Управляющая организация может распоряжаться указанными денежными средствами от своего имени, но в интересах собственников. Действующее законодательство не возлагает обязанность на органы местного самоуправления проводить капитальный ремонт многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Истец Качалов А.В., представитель третьего лица ООО УК «Ермак» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ранее истец Качалов А.В. просил о рассмотрении дела без его участия, по состоянию здоровья не может явиться в судебное заседание (л.д. 68, 104, 105).

Принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав все материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 9.3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ст. 191 ЖК РФ финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены, соответственно, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что жилой дом № <адрес> введен в эксплуатацию в 1947 году, имеет 2 этажа и 1 подъезд, общая площадь всех помещений 474,9 кв. м. Жилых помещений в указанном многоквартирном доме – 8, все квартиры в частной собственности третьих лиц, в реестре муниципальной собственности не учитываются (л.д. 29,40-41, 113).

Квартира № 8 в вышеуказанном многоквартирном доме находится в собственности Качаловой Е.А., Качалова А.В. по 1/5 доли в праве собственности, иными участниками долевой собственности согласно записям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) по 1/5 доли в праве являются Паукова Н.А., Дементьева Д.А., Качалов А.В. (л.д. 11-14).

Согласно заключению ООО «МТМ-Строй» в результате проведенного обследования строительных конструкций здания <адрес> установлено, что строительные конструкции находятся в неработоспособном состоянии (фундаменты) и аварийном состоянии (стены, деревянные перекрытия, крыша) и непригодны для дальнейшей эксплуатации. Возможно обрушение конструкций задания (участки стен, перекрытий). Здание непригодно для проживания ввиду следующих причин:

1. часть конструкций здания (участки стен, перекрытий) находятся в аварийном состоянии. Дальнейшая эксплуатация этих конструкций может привести к их обрушению.

2. основные несущие конструкции здания в процессе эксплуатации получили существенные повреждения (просадка фундаментов внутренних и наружных стен, гнилостные повреждения несущих балок перекрытий, полов), восстановление их эксплуатационных характеристик не представляется возможным ввиду характера и глубины полученных повреждений. Замена поврежденных конструкций экономически нецелесообразна и фактически будет означать строительство нового здания (л.д. 28-31).

На основании распоряжения заместителя Главы города по городскому хозяйству Администрации г. Челябинска №32-а от 09.01.2024 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийный и подлежащим сносу. Из распоряжения следует, что приступить к мероприятиям по расселению многоквартирного дома по адресу: <адрес> планируется в 2035 году, осуществить мероприятия по переселению граждан из указанного аварийного многоквартирного дома планируется не позднее 2036 года при условии расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее данного многоквартирного дома, в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.03.2008 №30/9 «Об утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в городе Челябинске» в порядке очередности исходя из даты принятия органом местного самоуправления правового акта о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и с учетом планируемого выделения финансирования на соответствующий период.

Согласно вышеназванному распоряжению Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска обязан в срок не позднее тридцати календарных дней со дня издания распоряжения направить в адрес собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, уведомления о возможности предоставления жилых помещений маневренного фонда (л.д 26, 93).

Таким образом, срок переселения граждан из аварийного многоквартирного дома <адрес> установлен не позднее 2036 года при условии расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее данного многоквартирного дома.

Также судом установлено, что 25.01.2024г. Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска направлено уведомление жильцам квартиры <адрес> о том, что в случае, если занимаемое ими жилое помещение в аварийном доме является единственным жилым помещением для проживания в г. Челябинске, они вправе обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, из расчета, не менее чем 6 кв. м жилой площади на одного человека, либо размер предоставляемых жилых помещений может быть определен по соглашению сторон (л.д. 32).

31.01.2024 г. на основании распоряжения заместителя Главы города по городскому хозяйству Администрации г. Челябинска №1026-а ООО УК «Ермак» определена управляющей организацией для управления многоквартирным домом <адрес> (л.д. 34-35, 64, 94-96). Приложение №29 к данному распоряжению содержит перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в указанном перечне отсутствуют работы по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного дома (л.д. 97-100).

Согласно справке ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 26.04.2024 г. о проведении осмотра многоквартирного дома <адрес> результаты визуального осмотра позволяют сделать вывод о том, что имеются ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и его эксплуатационных характеристик (л.д. 40-41).

Также установлено, что Качаловой Е.А. на состав семьи 2 человека предложены жилые помещения в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, жилой площадью 24,0 кв. м, общей площадью 41,6 кв. м и двухкомнатная квартира (комнаты раздельные) в многоквартирном кирпичном доме по адресу: <адрес> общей площадью 42,1 кв. м, от предложенных вариантов Качалова Е.А. отказалась.

Из объяснений Качаловой Е.А. в судебном заседании следует, что она отказалась от предложенных вариантов маневренного жилья, поскольку в них отсутствует ремонт, там негде расположить мебель, ее квартира имеет большую площадь, при таком переселении произойдет ухудшение жилищных условий.

В соответствии с п. п. 6, 6.1, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1), которое, учитывая принцип самостоятельности бюджетов - осуществляется как на федеральном уровне - Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации и по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления в данной сфере, нормативные акты могут приниматься на уровне муниципальных органов.

Согласно пункту 2.4.3 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

То есть, данная норма допускает возможность проведения капитального ремонта в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в виде исключения в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Поскольку срок отселения граждан из аварийного дома <адрес> органом местного самоуправления установлен не позднее 2036 года при условии расселения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее данного многоквартирного дома, до настоящего времени мер к расселению граждан не принято, существует опасность обрушения дома, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью как проживающих в доме граждан, так и иных лиц, то в силу вышеприведенных норм суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц, Качаловой ЕА, Качалова ФИО13 к Администрации города Челябинска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Челябинска в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения обследования специализированной организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет определения объема работ, необходимых для выполнения в целях обеспечения безопасных и санитарных условий проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома.

Обязать Администрацию города Челябинска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Т.Р. Щеркина

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2024 года.

2-3897/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Качалова Елена Алексеевна
Качалов Александр Валентинович
Прокурор г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц: Качаловой Е.А, Качалова А.В
Ответчики
Администрация города Челябинска
Другие
ООО Управляющая компания "Ермак"
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Щеркина Татьяна Романовна
Дело на странице суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
11.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2024Подготовка дела (собеседование)
05.08.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2024Предварительное судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
15.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее