УИД 74RS0028-01-2023-002147-39
дело №2-2150/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Эммерт О.К.,
при секретаре Ворониной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бекк Н.Г., Квасникова С.А., Малковой И.Н., Осокиной А.В., Малухиной М.А., Рязанова В.С., Рязанова С.В. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании действий незаконными, возложении обязанности изменить срок расселения многоквартирного жилого дома, предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Бекк Н.Г., Квасников С.А., Малкова И.Н., Осокина А.В., Малухина М.А., Рязанов В.С., Рязанов С.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту – администрация КГО Челябинской области) о признании незаконными действия администрации КГО Челябинской области, выразившиеся в установлении срока расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, в постановлении о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 07 марта 2023 года НОМЕР до 01 июня 2033 года, как не отвечающего требованиям принципа разумности; возложении на ответчика обязанности в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу изменить срок расселения, установленный постановлением администрации КГО Челябинской области от 07 марта 2023 года НОМЕР, аварийного и подлежащего сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу, установив разумные сроки расселения многоквартирного дома; возложении на ответчика обязанности предоставить Малковой И.Н., Осокиной А.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, а именно - отдельную квартиру, отвечающую установленным санитарным нормам, в черте г. Копейска, общей площадью не менее 29,7 кв.м.
В обоснование требований указано, что Бекк Н.Г. является собственником квартиры, общей площадью 30,2 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС. Квасников С.А. собственником квартиры НОМЕР по указанному адресу. Малухина М.А. собственником квартиры НОМЕР по спорному адресу. Рязанов В.С. и Рязанов С.В. собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности каждый на квартиру НОМЕР по указанному адресу. Право собственности истцов на квартиры зарегистрировано в Управлении Росреестра по Челябинской области в установленном законом порядке. Малкова И.Н. и Осокина А.В. являются пользователями квартиры НОМЕР по указанному адресу на основании договора социального найма. 24 сентября 2022 года в 09 час. 44 мин. в подъезде на первом этаже указанного жилого дома произошел пожар. В результате пожара уничтожен подъезд с восточной стороны, повреждены квартиры и кровля второго подъезда. Многоквартирный дом находится в состоянии, которое представляет угрозу для жизни и безопасности. В настоящее время проживание в указанном доме невозможно. Согласно заключению специалиста НОМЕР от 25 октября 2022 года ООО «Центр независимых экспертиз» жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, непригоден для проживания, поскольку строительные конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии после пожара. Общий износ жилого дома по состоянию на 25 октября 2022 года составляет 78,88%. Восстановить строительные конструкции исследуемого жилого дома до работоспособного состояния при помощи капитального ремонта невозможно, поскольку при капитальном ремонте не предусматривается замена несущих конструкций здания. Реконструкция (восстановление строительных конструкций) жилого дома до работоспособного состояния нецелесообразно, поскольку стоимость восстановления значительно превышает стоимость постройки аналогичного жилого дома (необходимо выполнение дополнительных работ, связанных с демонтажем и вывозом демонтируемых конструкций). Дом не пригоден для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, создает угрозу жизни и здоровью граждан. 24 ноября 2022 года истцы обратились в администрацию КГО Челябинской области с заявлением о признании жилого дома по АДРЕС, аварийным и подлежащим сносу, принятии решения о сносе и расселении жилого дома. 18 января 2023 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации КГО Челябинской области от 20 декабря 2022 года НОМЕР, принято заключение о признании многоквартирного жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу. 07 марта 2023 года администрацией КГО Челябинской области вынесено постановление о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу НОМЕР, согласно которому многоквартирный жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу; на управление по имуществу и земельным отношениям администрации КГО Челябинской области возложена обязанность подготовить списки граждан, подлежащих расселению из аварийного дома, в срок до 01 июня 2033 года осуществить в соответствии с действующим законодательством расселение из вышеуказанного домостроения, в срок до 01 мая 2033 года подготовить для принятия муниципальные правовые акты администрации КГО Челябинской области о предоставлении по договорам социального найма равнозначных жилых помещений нанимателям изымаемых жилых помещений, принять в муниципальную собственность и включить жилые помещения, предоставляемые гражданам, переселяемым из аварийного дома, в реестр муниципальной собственности Копейского городского округа после регистрации права муниципальной собственности в порядке, установленном действующим законодательством заключить договоры социального найма с гражданами, которым предоставлены жилые помещения на основании муниципальных правовых актов администрации КГО Челябинской области, заключить соглашения о предоставлении жилых помещений с собственниками жилых помещений, расположенных в расселяемом аварийном доме, исключить из реестра муниципальной собственности Копейского городского округа аварийное домостроение после его расселения и сноса.
Истцы Бекк Н.Г., Рязанов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель истцов Бекк Н.Г., Квасникова С.А., Малковой И.Н., Осокиной А.В., Малухиной М.А., Рязанова В.С., Рязанова С.В. – адвокат Шишменцев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации КГО Челябинской области, третьего лица управления по имуществу и земельным отношениям администрации КГО Челябинской области – Иванова А.М. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Третьи лица: Малухин А.А., Бекк С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Истцы: Квасников С.А., Малкова И.Н., Осокина А.В., Малухина М.А., Рязанов С.В. в судебное заседание не явились, о дате времени и месте слушания дела извещены.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав пояснения истцов Бекк Н.Г., Рязанова В.С., представителя истцов Бекк Н.Г., Квасникова С.А., Малковой И.Н., Осокиной А.В., Малухиной М.А., Рязанова В.С., Рязанова С.В. – адвоката Шишменцева В.В. по доводам искового заявления, возражения представителя ответчика администрации КГО Челябинской области, третьего лица управления по имуществу и земельным отношениям администрации КГО Челябинской области – Ивановой А.М. на доводы искового заявления, пояснения третьих лиц Малухина А.А., Бекк С.В., поддержавших доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, из материалов дела следует, Бекк Н.Г. на основании договора купли-продажи от 27 июня 2013 года (л.д. 56) является собственником квартиры, общей площадью 30,2 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 54-55).
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире по месту жительства зарегистрирована - Бекк С.В.
Квасников С.А. на основании договора купли-продажи от 20 февраля 2006 года (л.д. 50) является собственником квартиры, общей площадью 30,3 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 51-52).
Малухина М.А. на основании договора дарения от 03 октября 2014 года (л.д. 64) является собственником квартиры, общей площадью 28,7 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 65-66).
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире по месту жительства зарегистрирован также Малухин А.А. (л.д. 67).
Рязанов В.С. и Рязанов С.В. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности каждый на квартиру НОМЕР по указанному адресу на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемого пережившему супругу от 20 августа 2019 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 20 августа 2019 года (л.д. 70, 71), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 68-69).
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире по месту жительства зарегистрированы истцы Рязанов В.С. и Рязанов С.В.
30 июня 2004 года между МУ «Управление инженерного обеспечения» (наймодатель) и Малкова И.Н. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения и предоставления коммунальных и иных услуг, по условиям которого наймодатель обязуется предоставить нанимателю жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС. Совместно с нанимателем в квартиру вселяется в качестве члена семьи Чигинцева А.В. (дочь) (л.д. 57-60, 62).
Согласно экспликации к поэтажному плану, спорная квартира состоит из одной жилой комнаты, кухни, имеет общую площадь 16,9 кв.м.
Чигинцева А.В. сменила фамилию на «Осокина», что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 61).
Установлено, что 24 сентября 2022 года в 09 час. 44 мин. в подъезде на первом этаже указанного жилого дома произошел пожар, что подтверждается справкой Управления надзорной деятельности и профилактической работы Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Копейску и Красноармейскому району от 29 сентября 2022 года (л.д. 75).
Согласно заключению специалиста НОМЕР от 25 октября 2022 года ООО «Центр независимых экспертиз» жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, непригоден для проживания, поскольку строительные конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии после пожара. Общий износ жилого дома по состоянию на 25 октября 2022 года составляет 78,88%. Восстановить строительные конструкции исследуемого жилого дома до работоспособного состояния при помощи капитального ремонта невозможно, поскольку при капитальном ремонте не предусматривается замена несущих конструкций здания. Реконструкция (восстановление строительных конструкций) жилого дома до работоспособного состояния нецелесообразно, поскольку стоимость восстановления значительно превышает стоимость постройки аналогичного жилого дома (необходимо выполнение дополнительных работ, связанных с демонтажем и вывозом демонтируемых конструкций). Дом не пригоден для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 80-113).
24 ноября 2022 года истцы обратились в администрацию КГО Челябинской области с заявлением о признании жилого дома по АДРЕС, аварийным и подлежащим сносу, принятии решения о сносе и расселении жилого дома.
18 января 2023 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации КГО Челябинской области от 20 декабря 2022 года НОМЕР, на основании акта от 18 января 2023 года принято заключение о признании многоквартирного жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу (л.д. 46, 47).
Постановлением администрации КГО Челябинской области НОМЕР от 07 марта 2023 года признан жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, аварийным, подлежащим сносу; постановлено управлению по имуществу и земельным отношениям администрации КГО Челябинской области подготовить списки граждан, подлежащих расселению из аварийного дома, в срок до 01 июня 2033 года осуществить в соответствии с действующим законодательством расселение из вышеуказанного домостроения, в срок до 01 мая 2033 года подготовить для принятия муниципальные правовые акты администрации КГО Челябинской области о предоставлении по договорам социального найма равнозначных жилых помещений нанимателям изымаемых жилых помещений, принять в муниципальную собственность и включить жилые помещения, предоставляемые гражданам, переселяемым из аварийного дома, в реестр муниципальной собственности Копейского городского округа после регистрации права муниципальной собственности в порядке, установленном действующим законодательством заключить договоры социального найма с гражданами, которым предоставлены жилые помещения на основании муниципальных правовых актов администрации КГО Челябинской области, заключить соглашения о предоставлении жилых помещений с собственниками жилых помещений, расположенных в расселяемом аварийном доме, исключить из реестра муниципальной собственности Копейского городского округа аварийное домостроение после его расселения и сноса (л.д. 48).
Истцы, полагая, что сроки расселения спорного многоквартирного жилого дома (до 01 июня 2033 года), выраженные в постановлении администрации КГО Челябинской области НОМЕР от 07 марта 2023 года, не соответствуют принципам разумности, обратились за судебной защитой.
Из пояснений представителя ответчика следует, что при вынесении постановления НОМЕР от 07 марта 2023 года администрация КГО Челябинской области руководствовалась, прежде всего, сроком признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу, а также количеством домов признанных таковыми на территории Копейского городского округа ранее. В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в областную адресную программу «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 29 марта 2019 года НОМЕР, включены домостроения, признанные до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. В связи с чем, многоквартирное домостроение АДРЕС, признанное 18 января 2023 года аварийным и подлежащим сносу, в данную программу не может быть включено. Расселение аварийного домостроения АДРЕС будет осуществлено в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2020 года №700-П. Поскольку данное домостроение не вошло в областную адресную программу «Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 29 марта 2019 №158-П, количество домостроений в Копейском городском округе, признанных аварийными и подлежащими сносу (164 домостроения) ранее чем домостроение АДРЕС, администрация КГО Челябинской области считает срок, указанный в постановлении, для расселения разумным.
Вместе с тем, согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Согласно абз. 2 п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в п. 22 Постановления его Пленума от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При анализе действующего правового регулирования становится очевидным, что конкретные сроки, в которые производится расселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, вместе с тем, они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно выводам заключения специалиста НОМЕР от 25 октября 2022 года ООО «Центр независимых экспертиз» жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, непригоден для проживания, поскольку строительные конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии после пожара. Общий износ жилого дома по состоянию на 25 октября 2022 года составляет 78,88%. Восстановить строительные конструкции исследуемого жилого дома до работоспособного состояния при помощи капитального ремонта невозможно, поскольку при капитальном ремонте не предусматривается замена несущих конструкций здания. Реконструкция (восстановление строительных конструкций) жилого дома до работоспособного состояния нецелесообразно, поскольку стоимость восстановления значительно превышает стоимость постройки аналогичного жилого дома (необходимо выполнение дополнительных работ, связанных с демонтажем и вывозом демонтируемых конструкций). Дом не пригоден для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 80-113).
Вместе с тем, истцам жилые помещения маневренного фонда не предоставлялись и не предлагались.
Учитывая степень аварийности дома, признанного таковым 18 января 2023 года, дату постройки спорного многоквартирного дома, недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций жилого дома, то обстоятельство, что проживание в доме является опасным для здоровья и жизни, свидетельствует об опасности обрушения, следовательно, установление срока расселения до 01 июня 2033 (более чем через 10 лет с даты признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу), не отвечает требованиям разумности, поскольку является чрезмерно длительным.
Срок расселения не может ставиться в прямую зависимость от наличии денежных средств, выделяемых на эти цели, количества аварийных домов, признанных таковыми на территории Копейского городского округа, учитывая, что под угрозой находиться жизнь и здоровье жителей указанного дома, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Принимая во внимание, что разумность, установленных указанным постановлением администрации КГО Челябинской области, сроков расселения из спорного домостроения, не доказана ответчиком.
Судом также отмечается, что истцами срок, предусмотренный для обращения за судебной защитой, не нарушен.
Руководствуясь приведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, учитывая фактические обстоятельства дела, оцененные судом применительно к вышеприведенным нормам законодательства, суд приходит к выводу о признании незаконными действия администрации КГО Челябинской области, выразившиеся в установлении срока расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, в постановлении о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 07 марта 2023 года НОМЕР до 01 июня 2033 года, как не отвечающего требованиям принципа разумности.
То обстоятельство, что установление срока расселения граждан является компетенцией органа местного самоуправления, не может быть принято во внимание, поскольку орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Учитывая критическое техническое состояние дома, органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению жильцов спорного многоквартирного дома в разумный срок, в связи с чем, суд считает необходимым возложить на администрацию КГО Челябинской области обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного установления срока расселения граждан из вышеуказанного домостроения с учетом требований разумности в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая заявленные Малковой И.Н., Осокиной А.В. исковые требования о предоставлении им по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, а именно - отдельную квартиру, отвечающую установленным санитарным нормам, в черте г. Копейска, общей площадью не менее 29,7 кв.м, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производятся межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что жилое помещение по спорному адресу является непригодным для проживания, само домостроение по заключению специализированной организации находится в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью людей, в силу физического износа проведение реконструкции домостроения нецелесообразно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Таким образом, юридически значимым для разрешения настоящего спора является выяснение следующих обстоятельств: имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов, которая требует незамедлительного решения вопроса о их переселении в другое жилое помещение и имеют ли они возможность до решения вопроса о предоставлении им благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.
Из анализа представленных суду доказательств следует, что проживание Малковой и Осокиной в жилом помещении по указанному адресу представляет опасность для их жизни и здоровья.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, но должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартиру, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судом необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется.
Принимая во внимание, что проживание Малковой и Осокиной в спорном жилом доме угрожает их жизни и здоровью, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию КГО Челябинской области обязанность по предоставлению истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения применительно к условиям г. Копейска, площадью не менее 16, 9 кв.м, в виде отдельной однокомнатной квартиры, отвечающей установленным санитарными и техническим требованиям в черте Копейского городского округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Бекк Н.Г. (паспорт НОМЕР), Квасникова С.А. (паспорт НОМЕР), Малковой И.Н. (паспорт НОМЕР), Осокиной А.В. (ИНН НОМЕР), Малухиной М.А. (паспорт НОМЕР), Рязанова В.С. (паспорт НОМЕР), Рязанова С.В. (паспорт НОМЕР), - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Копейского городского округа Челябинской области (ИНН 7411005270), выразившиеся в установлении срока расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, в постановлении о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 07 марта 2023 года НОМЕР до 01 июня 2033 года, как не отвечающего требованиям принципа разумности.
Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного установления срока расселения граждан из вышеуказанного домостроения с учетом требований разумности в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области обязанность предоставить Малковой И.Н., Осокиной А.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Копейска, площадью не менее 16, 9 кв.м, в виде отдельной однокомнатной квартиры, отвечающей установленным санитарными и техническим требованиям в черте Копейского городского округа.
В удовлетворении остальной части требований Бекк Н.Г., Квасникову С.А., Малковой И.Н., Осокиной А.В., Малухиной М.А., Рязанову В.С., Рязанову С.В., - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Эммерт О.К.
Мотивированное решение суда составлено 18 июля 2023 года.
Председательствующий Эммерт О.К.