Дело № 2-336/2023 Председательствующий Чубченко А.М.
УИД 32RS0011-01-2023-000372-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-839/2024
г. Брянск 27 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | Петраковой Н.П., |
судей областного суда | Ильюхиной О.Г., Морозовой Е.В. |
при секретаре | Смольняковой О.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Злынковского района Брянской области на решение Злынковского районного суда Брянской области от 30 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Злынковского района Брянской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Злынковского района Брянской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект недвижимости, ссылаясь, что по результатам проверки установлено, что на территории Злынковского района Брянской области имеется бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец, расположенный рядом с домом № по <адрес> в с. ФИО1 <адрес>, который не имеет собственника. Не приняты меры по организации надлежащей эксплуатации данного объекта.
Указывая, что бездействие администрации Злынковского района Брянской области создает постоянную опасность для здоровья населения, чем нарушаются права и законные интересы граждан на охрану здоровья, предусмотренные Конституцией РФ, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: <адрес>, с. ФИО1, <адрес>, рядом с домом №, обязать администрацию Злынковского района Брянской области поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества указанный шахтный колодец в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Злынковского районного суда Брянской области от 30 ноября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Суд установил срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Злынковского района Брянской области просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы полагает, что иск прокурора не соответствует требованиям статьи 131 ГПК РФ, в связи с чем подлежал оставлению без движения. Считает, что постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления; законодателем на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации нецентрализованной системы водоснабжения лишь при отсутствии централизованной системы водоснабжения. Ссылается на отсутствие финансовых средств для исполнения решения суда. Указывает, что администрация не является представительным органом местного самоуправления, к исключительной компетенции которого относится утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.
В направленных в адрес суда возражениях прокурор Злынковского района Брянской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено на основании статьи 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Злынковского района Брянской области выявлен бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец, расположенный рядом с домом № по <адрес> в с. ФИО1 <адрес>.
Прокуратурой Злынковского района Брянской области по вышеуказанному факту 06 сентября 2023 года вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не приняты.
Из ответа Управления имущественных отношений Брянской области от 8 сентября 2023 года следует, что выявленный в ходе прокурорской проверки источник нецентрализованного водоснабжения в реестре государственного имущества не значится.
По сведениям Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области от 26 октября 2023 года шахтный колодец по адресу: с. ФИО1, <адрес> муниципальной собственности сельского поселения не находится, третьим лицам не принадлежит, споров о праве на объект не имеется. Данный колодец действующий и является резервным источником водоснабжения населения в случае отсутствия централизованного водоснабжения.
Из информации, предоставленной администрацией Злынковского района Брянской области, в реестре муниципальной собственности МО «Злынковский муниципальный район» спорный источник водоснабжения не числится.
В соответствии с уведомлением ППК «Роскадастр» от 20 ноября 2023 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: источник нецентрализованного водоснабжения - шахтный колодец, расположенный на территории ФИО1 <адрес> по адресу: с. ФИО1, <адрес>.
Как следует из постановления администрации Злынковского района Брянской области от 14 февраля 2023 года № №, гарантирующей организацией в сфере водоотведения и очистки сточных вод МО Злынковский муниципальный район Брянской области является МУП «Злынковский районный водоканал», в зону ответственности которого границы Щербиничского сельского поселения не входят.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, в хозяйственное ведение не предавался. Суд указал, что отсутствие лица, осуществляющего контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет ненадлежащее материальное обеспечение, несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению технического и санитарно-эпидемиологического состояния, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, затопления, угрозы санитарному благополучию населения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
В силу статей 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктами 4, 23 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения граждан является обязанностью органа местного самоуправления муниципального округа.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные на территории сельского поселения, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации и картографии от 10 марта 2023 № П/0086 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления
Установив, что статус шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, как бесхозяйного, не позволяет обеспечить его надлежащее содержание и безопасное использование по назначению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Доводы жалобы о несоответствии искового заявления требованиям статьи 131 ГПК РФ, ввиду чего оно подлежало оставлению без движения, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку своего подтверждения не нашли, не опровергают выводы суда о наличии оснований для удовлетворения настоящего иска.
Вопреки доводам жалобы, исходя из приведенных выше положений закона, принятие мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей при решении вопросов местного значения является обязательным для соответствующего органа местного самоуправления и не может определяться исключительно усмотрением последнего.
Ссылка жалобы на наличие централизованного водоснабжения и, как следствие, на отсутствие у администрации обязанности по постановке на учет нецентрализованного объекта водоснабжения, также подлежит отклонению.
Действительно, в соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из смысла указанной нормы закона, в ней регламентирован вопрос об организации холодного водоснабжения, вместе с тем спорный шахтный колодец имеется на территории Щербиничского сельского поселения. В этой связи администрация в отсутствие сведений о принадлежности рассматриваемого общественного колодца конкретному собственнику несет бремя его содержания, как источника нецентрализованного водоснабжения с возникновением сопутствующей обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для исполнения решения суда не имеет правового значения для дела, так как указанные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам спора, выводы суда не опровергают.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Злынковского районного суда Брянской области от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Злынковского района Брянской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 марта 2024 года.
Председательствующий: | Н.П. Петракова |
Судьи областного суда: | О.Г. Ильюхина Е.В. Морозова |