Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Морозовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2111\17 по иску Белецкой С. В. к Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недоимки по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию,
Установил:
Белецкая С.В. обратилась в суд с административным иском к Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недоимки по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию, ссылаясь на то, что согласно справке от 24 мая 2017 года о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за ней числится задолженность по транспортному налогу за 2011 год в размере 3074 руб., пени в размере 1062,07 руб., срок взыскания которой истек, поэтому налоговый орган утратил право на взыскание недоимки. Наличие сведений о задолженности затрудняет получение потребительского кредита или ипотеки.
Просит признать безнадежной к взысканию недоимку по транспортному налогу за 2011г. в размере 3074 руб., пени в размере 1062,07 руб., обязать административного ответчика списать задолженность со счета налогоплательщика.
В судебном заседании административный истец Белецкая С.В. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Инспецкии ФНС РФ по г.Клин по доверенности Королева Ю.Г. иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон административного спора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19 августа 2010 года утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
По смыслу указанных норм права, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
В судебном заседании установлено, что Белецкая С.В. состоит на учете в Инспекции ФНС РФ по г.Клин как плательщик транспортного налога.
Согласно справке о состоянии расчетов по налогам у Белецкой С.В. имеется недоимка по транспортному налогу за период 2011г. в размере 3074,00 руб., пени в размере 1062,07 руб.
/дата/ Инспекцией ФНС РФ по г.Клин в адрес налогоплательщика Белецкой С.В. направлено требование /номер/ по состоянию на 11.12.2012г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 3074 руб. за 2011г. в срок до 24.01.2013г.
Принудительного взыскания задолженности по налогу и пени с Белецкой С.В. налоговым органом не производилось. Вместе с тем по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.
В соответствии с положениями налогового законодательства, налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
Данных о предъявлении каких-либо требований именно об уплате (взыскании) перечисленных в иске сумм задолженности налоговым органом к административному истцу в материалах дела не имеется. Доказательств, свидетельствующих о негативных последствиях для истца, о нарушении ее прав и законных интересов отражением на счете сумм налога и пени, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения иска о признании недоимки по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию, а также о списании задолженности по налогу отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска суд отказывает.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска Белецкой С. В. к Инспекции ФНС РФ по г.Клин о признании недоимки по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.