Дело № 3а-324/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 13 декабря 2019 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Астапенко С.А.,
при секретаре Ропотовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гурской Марины Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Гурская М.А. обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания площадью 609,4 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и установить ее в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 10.09.2015 г.
В обоснование требований указано, что административный истец Гурская М.А. является собственником названного объекта недвижимости, кадастровая стоимость здания была определена и утверждена 10.09.2015 в размере – <данные изъяты>. Полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной и не соответствует рыночной стоимости объекта недвижимости, что послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
В судебном заседании представитель административного истца Гурской М.А. – Ковальков С.В. требования административного иска поддержал.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра». В качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области.
В письменном отзыве представитель Правительства Ленинградской области Савченко О.А. сослалась на имеющиеся замечания относительно представленного отчета об оценке. Просила признать Правительство Ленинградской области ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О.А. оставила рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.
Представители Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и администрации муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетеля, согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 соответственно пункта 1 названной статьи). По общему правилу, установленному ч.1 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Согласно ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2016 №257 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области (дата формирования перечня-08.07.2012).
В соответствии с положениями ст.ст. 24.18, 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.04.2011 г. Гурской М.А. на праве собственности принадлежит здание столовой, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей -0), общая площадь 609,4 кв.м., лит.А, адрес: <адрес>, кадастровый (или уловный) №. Документы-основания: договор купли-продажи столовой от 22.03.2011. В выписке из ЕГРН от 21.10.2019 указано, что Гурской М.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание, наименование: здание столовой, общей площадью 609,4 кв.м., расположенное по этому же адресу с кадастровым номером №.
Из представленной выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 21.10.2019 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 10.09.2015 г. и составляет <данные изъяты> руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – 10.09.2015; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 10.09.2015 №б/н; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 11.09.2015 г.
Отчетом № от 03.10.2019 г., составленным оценщиком ФИО8, являющимся членом саморегулируемой профессиональной организации «<данные изъяты>», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 10.09.2015 г. установлена в размере <данные изъяты> руб.
Названный отчёт об оценке содержит подробное описание проведённых оценщиком исследований. В отчёте указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы отчёта мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
В судебном заседании свидетель оценщик ФИО8 дал полные и последовательные пояснения на дополнительно возникшие вопросы, которые не противоречат содержанию и выводам, приведённым в отчёте.
С учетом требований ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», кадастровой справки, пояснений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 10.09.2015 г.
Соответственно, по состоянию на указанную дату оценщиком в отчете № от 03.10.2019 г., определена рыночная стоимость объекта недвижимости.
В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость объекта недвижимости, у участников процесса возражений не имеется.
Представленный отчет об оценке № от 03.10.2019 г., показания свидетеля ФИО8 подлежат оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика по существу, так как представленный отчет соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки. Отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Названный отчет об оценке в целом отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Доказательств, опровергающих установленную оценщиком в отчете рыночную стоимость объекта недвижимости, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, по делу не представлено.
Руководствуясь положениями Федерального закона №135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, ст.246 КАС РФ, на основании ст.84 КАС РФ суд признает отчет об оценке № от 03.10.2019 г. (с учетом показаний свидетеля) надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости в установленном оценщиком размере.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объектов недвижимости ни ими, ни заинтересованным лицом не заявлено, то суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке.
С учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может также согласиться с обоснованностью утверждения представителя Правительства Ленинградской области о том, что Правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гурской Марины Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью 609,4 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном 1 680 000 (один миллион шестьсот восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 10 сентября 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости названных объектов недвижимости считать 25 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2019 года.