УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 июля 2024 года с. Владимиро – Александровское
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,
при секретаре Нижегородцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбакова В.И. к ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> об оспаривании решений и действий должностного лица, компенсации морального вреда и взыскания материального ущерба,
установил:
Рыбаков В.И. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, указав, что врио начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> ФИО3 направил операторам сотовой мобильной связи <адрес>, <адрес> письма с требованием заблокировать его сим-карты указанных операторов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. ДД.ММ.ГГГГ его сим-карты были заблокированы операторами сотовой мобильной связи <адрес> и <адрес>.
Рыбаков В.И. направил в адрес врио начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> несколько заявление с просьбой указать основания и причины, в полученных ответах аргументированного ответа не получил. ФИО3 необоснованно потребовал от Рыбакова В.И., для обращения ИК-№ к операторам сотовой мобильной связи <адрес> и <адрес> с просьбой разблокировать сим-карты, предоставить доказательства, что заблокированные сим-карты с номерами №, № принадлежат ему. Рыбаков В.И. предоставил документы, но его сим-карты не разблокированы.
Просит признать решение врио начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> ФИО3 о блокировании его сим-карт операторов мобильной сотовой связи <адрес>, <адрес> необоснованным и незаконным; обязать начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> ФИО4 отменить решение о блокировании его сим-карт, незамедлительно принять меры к их разблокированию. 3а причинённый моральный вред, выразившийся в существенном нарушение законных прав и интересов, взыскать с ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> сумму в размере <данные изъяты> рублей; взыскать материальный вред (поездки на личном автомобиле в представительства сотовой мобильной связи <адрес> и <адрес> в <адрес>, для решения вопросов разблокирования сим-карт), сумму в размере <данные изъяты> рублей; за вынужденную трату личного времени из-за необоснованных и незаконных действий врио начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> (хождение в канцелярию ФКУ ИК-№, нахождение в автомобиле во время поездки в представительства сотовой мобильной связи <адрес>, <адрес> в <адрес>, нахождение в помещениях этих представительств и набор текстов заявлений в представительства сотовой мобильной связи <адрес>», <адрес> в <адрес>, в ФКУ ИК-№ и составление данной жалобы), взыскать сумму в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Рыбаков В.И. поддержал заявленные требования, пояснил, что услуги связи восстановлены, ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – <адрес>. Считает, что действия по приостановлению оказания услуг связи являются необоснованными и незаконными, так как нет доказательств причастности его телефонных разговоров из запретной зоны колонии. Вследствие неоказания услуг связи, он был лишен возможности общаться по телефону с супругой, пользоваться мобильными приложениями, поскольку имеются проблемы со здоровьем, в любой момент могла потребоваться экстренная медицинская помощь. Предоставил письменные пояснения, просил удовлетворить заявленные требования, уточнил требование в части взыскания морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, суммарный материальный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика по доверенности Вяткина М.А. с иском не согласилась, предоставив письменные возражения на исковое заявление из которого следует, что на режимной территории учреждения ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий были обнаружены в незаконном владении осужденными сим-карты компании <адрес>, <адрес>, из перечисленных в решении о приостановлении услуг связи сим-карты №, №, позже было установлено, что они оформлены на Рыбаков В.И. Учреждением предприняты все меры по снятию приостановления оказания услуг сотовых операторов по абонентским номерам, принадлежащих Рыбакову В.И. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что врио начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении оказания услуг связи юридическим и физическим лицам по выявленным абонентским номерам сим-карт, находящихся в нелегальном пользовании на территории учреждения ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>, всего <данные изъяты> номеров, в том числе №.
Данное решение направлено с сопроводительным письмом на имя директора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Также ДД.ММ.ГГГГ руководителем, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в лице врио начальника ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> ФИО3 принято решение о приостановлении оказания услуг связи юридическим и физическим лицам по выявленным абонентским номерам сим-карт, находящихся в нелегальном пользовании на территории учреждения ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>, всего <данные изъяты> номеров, в том числе №.
В судебном заседании установлено, что Рыбаков В.И. не является сотрудником ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>. Рыбаков В.И. трудоустроен в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков В.И. обратился с заявлением на имя начальника ФКУ ИК-№, с просьбой сообщить причины блокирования его сим-карт операторов мобильной связи <адрес>, <адрес>, письмо зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ вх. №.
По результатам рассмотрения обращения в адрес Рыбакова В.И. ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ за №, из которого следует, что оперативным управлением ГУФСИН России по <адрес> в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в месте дислокации исправительного учреждения ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> были выявлены абонентские номера. Были проверены номера телефонов сотрудников и работников учреждения, на предмет установления принадлежности к указанным абонентским номерам, а также причастности к незаконному использованию данных абонентских номеров лиц из числа осужденных. В ходе проверки не установлена принадлежность сотрудников и работников учреждения к указанным абонентским номерам. В связи с этим были направлены решения операторам сотовой связи для приостановления услуг связи в соответствии с законодательством РФ и в соответствии с разделом № (приложение №, №) методических рекомендаций Главного оперативного управления ФСИН России. В целях подтверждения и разблокировки сотовым оператором мобильного номера, необходимо предоставить на электронную почту, либо почтовым отправлением на адрес учреждения подтверждающий документ, или выписку, из офиса сотового оператора о принадлежности мобильного номера.
ДД.ММ.ГГГГ на имя начальник ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> Рыбаковым В.И. подано заявление, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой сообщить причины блокирования именно его сим-карт операторов мобильной связи <адрес>, <адрес>.
Данное обращение Рыбакова В.И. рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ за №, из которого следует, что не установлен факт блокировки сим-карт принадлежащих работникам <адрес>. В целях подтверждения принадлежности и последующей разблокировки заблокированных номеров сим-карт операторов мобильной сотовой связи <адрес> и <адрес>, необходимо предоставить на электронную почту учреждения, либо почтовым отправлением на адрес учреждения: заявление о разблокировании сим- карт; подтверждающие документы или выписки из офисов сотовых операторов МТС и Мегафон, о принадлежности номеров заблокированных сим-карт.
ДД.ММ.ГГГГ Рыбаковым В.И. на имя начальника ФКУ ИК-№ подано заявление о разблокировании его сим-карт операторов сотовой связи <адрес> и <адрес>, с приложением документов, подтверждающие принадлежность указанным абонентских номеров истцу, данное заявление в ИК-№ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ вх. № №.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> направлено письмо, исх. №, на имя директора <адрес> в <адрес>, о возобновлении обслуживания сим-карты с абонентским номером №, принадлежащего Рыбакову В.И.
Также ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо за исх. № на имя генерального директора <адрес> в <адрес> о возобновлении обслуживания сим-карты с абонентским номером №, принадлежащего Рыбакову В.И.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № письмо о возобновлении обслуживания сим-карт с абонентским номером № направлено на имя директора <адрес> <адрес>.
Из ответа <адрес> следует, что № разблокирован ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что доступ к услугам связи по абонентскому номеру № восстановлен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 11 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях выявления фактов использования осужденными на территории исправительного учреждения абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи оказание услуг связи по этим абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя прекращается оператором связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится данное исправительное учреждение.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" прекращение оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования этих абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов осуществляется операторами связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор или исправительное учреждение, в случаях, установленных федеральными законами.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, его территориальных органов с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования указанных абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях следственных изоляторов и исправительных учреждений, а также форма решения о прекращении оказания услуг связи, сроки его принятия и направления операторам связи, сроки прекращения оказания услуг связи по указанным абонентским номерам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1751 утверждены Правила взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, его территориальных органов с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования указанных абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях следственных изоляторов и исправительных учреждений", (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил, инициатор прекращения оказания услуг связи в лице уполномоченного руководителя в случае выявления факта использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территории соответствующего исправительного учреждения или следственного изолятора абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи принимает решение о необходимости прекращения оказания услуг связи по этим абонентским номерам радиотелефонной связи подозреваемого, обвиняемого и осужденного физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, которое оформляется в письменной форме согласно приложению и направляется для его реализации оператору связи, в объем выделенного ресурса нумерации которого входит абонентский номер радиотелефонной связи подозреваемого, обвиняемого и осужденного, указанный в решении о необходимости прекращения оказания услуг связи, либо оператору-реципиенту в случае сохранения абонентом своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи, оказывающим услуги связи абоненту на момент возникновения основания для прекращения услуг связи согласно пункту 6 статьи 64 Федерального закона "О связи" или на момент принятия решения о прекращении услуг связи.
Решение о необходимости прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя принимается соответствующим уполномоченным руководителем не позднее 24 часов с момента, когда стало известно о каждом конкретном случае использования абонентского номера радиотелефонной связи подозреваемого, обвиняемого и осужденного (в том числе одного и того же) на территории следственного изолятора или исправительного учреждения, (п.4).
Направление оператору связи решения о необходимости прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, используемым подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территории следственного изолятора или исправительного учреждения, осуществляется немедленно после его принятия и оформления в установленной форме с использованием отдельно выделенных адресов электронной почты или путем направления в письменной форме (п. 5).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется, в том числе и оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
При этом сам факт выявления использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территории следственного изолятора, исправительного учреждения абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи, оказание услуг связи по этим абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента свидетельствует о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Из решений руководителя, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на режимной территории учреждения ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> обнаружены в незаконном владении осужденных сим-карт с абонентскими номерами.
В ходатайстве ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решения руководителя осуществляющим оперативно-розыскную деятельность о приостановлении оказания услуг связи вышеуказанными номерами приняты на основании информации полученной оперативно-розыскным путем, сведения которых составляют государственную тайну.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика носят законный характер, поскольку исходя из смысла указанных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе с целью предотвращения угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах предоставленной законом компетенции, мотивировано и соответствует закону.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи" операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
После предоставления документов подтверждающих принадлежность абонентских номеров Рыбакову В.И. начальником ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> направлены письма о возобновлении обслуживания сим-карт с абонентскими номерами, принадлежащих истцу, доступ к услугам связи истцу восстановлен.
Субъективный характер носят доводы истца о преднамеренном блокировании его сим-карт руководством ФКУ ИК-№, в результате конфликта между истцом и ИК№, в связи, с чем отклоняются судом.
Довод истца на нарушение начальником колонии ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», при рассмотрении информации должностного лица об обнаружении на территории запретной зоны колонии «подпольный» телефонных номерах, судом не принимается, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами и не подлежит применению при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, доводы сторон приходит к выводу о том, что отсутствуют оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░-№ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░