Решение по делу № 33-10476/2023 от 21.11.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-006259-21

г. Сыктывкар Дело № 2-6535/2023 (33–10476/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Гришина К.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2022 года, по которому:

исковые требования ГУ МЧС России по РК (ИНН ...) к Гришину К.А. удовлетворены.

Признан Гришин К.А. (паспорт ... выдан <Дата обезличена> отделом УФМС России по республике Коми в г. Сыктывкаре) утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, и выселен из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца по доверенности Филатовой В.В., ответчика Гришина К.А. и его представителя по доверенности Попова А.А., заключение прокурора Скворцовой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

установила:

ГУ МЧС России по Республике Коми обратилось в суд с исковым заявлением к Гришину К.А. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета. В обоснование исковых требований указано, что Гришин К.А. зарегистрирован в спорном жилом помещении и проживает в нём, в настоящее время в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по РК не состоит, нуждающимся в обеспечении жилым помещением в установленном законом порядке ответчик не признан, имеет в собственности жилой дом, таким образом, оснований для проживания в спорном жилом помещении не имеется.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гришин К.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст.167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации МО «Город Сыктывкар» от 09.12.1999 № 12/2089 придан статус служебного общежития 2-3 этажам в здании по <Адрес обезличен>, разрешено переоборудовать нежилые помещения на 2-3 этаже здания в жилые помещения, в том числе комнаты ... общей площадью ... кв.м. на 2-ом этаже здания, перевести указанные помещения в жилые комнаты.

Объект недвижимости, являющийся федеральной собственностью, по адресу: <Адрес обезличен>, распоряжением ТУ Росимущества в Республике Коми от 26.12.2019 предоставлен на праве оперативного управления ГУ МЧС России по Республике Коми, о чем 26.12.2019 внесена запись регистрации в ЕГРН.

Приказом Управления пожарной охраны МВД Коми АССР от 30.01.1991 <Номер обезличен> Гришин К.А. принят на должность ... с присвоением специального звания - младший сержант внутренней службы; с 19.02.1998 с ответчиком заключен контракт о службе в органах внутренних дел.

Протоколом № 2 совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии УГПС МВД РК от 31.01.2001 внесены изменения в протокол заседания ЖБК УГПС МВД РК № 7 от 31.12.1998, комнаты ... на втором этаже здания бывшего учебного пункта (<Адрес обезличен>) общей площадью ... кв.м. выделены Гришину К.А., сотруднику 7 отряда.

23.03.2001 Гришину К.А. на состав семьи 1 человек выдан ордер <Номер обезличен> на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>

В последующем нумерация дома изменена на «...».

Приказом ГУ МЧС России по РК от 22.12.2005 <Номер обезличен> Гришин К.А. с 01.01.2006 уволен со службы по п.«е» ст. 58 (по сокращению штатов).

С 27.03.2001 по настоящее время Гришин К.А. продолжает сохранять регистрацию в спорном жилом помещении.

Уведомление истца об освобождении жилого помещения в срок до 28.02.2023 оставлено ответчиком без удовлетворения.

При рассмотрении установлено, что в собственности Гришина К.А. находится ? доли жилого дома, площадью ... кв.м., по адресу: <Адрес обезличен>

В качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ответчик в установленном законом порядке не признан.

Разрешая спор, установив, что Гришин К.А. в трудовых отношениях с истцом не состоит, нуждающимся в обеспечении жилым помещением в установленном законом порядке не признан, имеет в собственности жилое помещение общей площадью ... кв.м. (... кв.м/2), что превышает размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по Республике Коми о признании Гришина К.А. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>, выселении и снятии с регистрационного учета.

Судебная коллегия оснований для иного вывода не находит.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92, статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьёй 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей, указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.В соответствии с положениями ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Установлено, что Гришин К.А. по состоянию на 01.03.2005 проработал в учреждении, предоставившем ему спорное жилое помещение, более 10 лет, в связи с чем, в силу действовавшего до введения Жилищного кодекса Российской Федерации законодательства не мог быть выселен из общежития без предоставления ему другого жилого помещения.

Вместе с тем, из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, являющиеся малоимущими.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Доказательств, подтверждающих право ответчика состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, малоимущим Гришин К.А. в установленном законом порядке не признан, на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоит.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что он обращался в администрацию МОГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, однако ему было отказано по причине его регистрации и фактического проживания в спорном жилом помещении.

Между тем, как следует из материалов дела, Гришин К.А. обращался в 2022 г. в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «лица, проживающие в аварийном жилищном фонде».

Доказательств обращения в органы местного самоуправления о постановке на учет по основаниям, предусмотренным ст. ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Кроме того, судебная коллегия признает обоснованными доводы истца и выводы суда об отсутствии у ответчика признаков нуждаемости в жилье при наличии ... кв.м. в индивидуальном жилом доме в черте г. Сыктывкара.

Доводы жалобы о признании находящегося в долевой собственности ответчика жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> непригодным для проживания, были предметом обсуждения в суде первой инстанции и отклонены судом как не имеющие правового значения, с чем судебная коллегия соглашается.

Как верно указал суд первой инстанции, Гришин К.А. является одним из собственников данного жилого помещения, следовательно, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1041/2020 (исследовалось судом первой инстанции, копия решения имеется в материалах дела), по которому за Гришиным К.А. признано право собственности на ? долю дома по адресу: <Адрес обезличен> в порядке приобретательной давности, из пояснений самого Гришина К.А. установлено, что последний с 1983 года по 2020 год постоянно проживал в жилом помещении по указанному адресу.

При рассмотрении судом гражданского дела № 2-254/2021 (копия решения имеется в материалах дела) по иску администрации МО ГО «Сыктывкар» к Гришину К.А., Коданевой А.Ф., Власову А.В., Милосердовой Л.А. о возложении обязанности по приведению недвижимого имущества по адресу: <Адрес обезличен> в надлежащее состояние, об ограничении доступа к объекту недвижимости, сносе строения, стороной ответчика Гришина К.А была высказана позиция о намерении восстановить данный жилой дом.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая, что обстоятельства, при которых ответчик не подлежит выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, не установлены, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришина К.А. – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 ноября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-10476/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГУ МЧС России по РК
Прокурор г. Сыктывкара
Ответчики
Гришин Константин Альбертович
Другие
ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару
МВД по РК
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
27.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Передано в экспедицию
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее