Решение по делу № 33-6389/2024 от 26.08.2024

г. Хабаровск

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 октября 2024 г. по делу № 33-6389/2024

№ 2-1252/2024

УИД 27RS0022-01-2023-000423-11

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего Шапошниковой Т.В.,

судей: Литовченко А.Л., Матвеенко Е.Б.,

при секретаре Шадрине Б.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульчского района Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью «Пять звезд и компания», обществу с ограниченной ответственностью «Группа Компаний Пять звезд» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «Группа Компаний Пять звезд» на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 07 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Матвеенко Е.Б., объяснения представителя истца прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика ООО «ГК «Пять звезд» Елагиной М.О., судебная коллегия

установила:

прокурор Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Пять звезд и компания» (далее ООО «Пять звезд и компания»), обществу с ограниченной ответственностью «Группа Компаний Пять звезд» (далее ООО «Группа Компаний Пять звезд») о возложении обязанности выполнить в отношении здания по адресу: <адрес> и на прилегающей к нему территории, следующие мероприятия: разместить тактильно-контрастные наземные указатели на пешеходных путях и подходах к зданию; оснастить вход в здание пандусом или иным средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ в последнее маломобильных групп населения; оборудовать парковочное место для инвалидов; оснастить тактильными напольными указателями основные пути движения перед дверными проемами и в помещении по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами в здании; установить информирующие тактильные таблички для идентификации помещений здания с использованием рельефно-линейного шрифта Брайля; разместить знаки доступности в зонах предоставления услуг в здании; оборудовать внешнюю лестницу в здание поручнями.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ульчского района Хабаровского края по обращению председателя РО ВОРДИ Хабаровского края проведена проверка по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в области создания условий для их доступа к объектам социальной инфраструктуры на объекте: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства. Установлено, что здание по адресу: <адрес> и прилегающая к нему территория, в котором расположен гостинично-ресторанный комплекс и автовокзал, имеет недостатки в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту: отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности, тактильно-контрастные наземные указатели на пешеходных путях и подходах к зданию; вход в здание не оснащен пандусом (иным средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильных групп населения); отсутствует парковочное место для маломобильных групп населения; в здании на основных путях движения перед дверными проемами и в помещении по ходу движения отсутствуют тактильные напольные указатели; отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифт Брайля для людей с нарушением зрения; отсутствуют знаки доступности в зонах предоставления услуг; на внешней лестнице отсутствует ограждение и поручни.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 15 сентября 2023 года собственником 3-этажного здания («автовокзал»), расположенного по адресу: <адрес> Б, является ООО «Группа компаний «Пять звезд», которое передано в аренду ООО «Пять звезд» и Компания». Бездействие, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к общественному зданию, нарушает права инвалидов на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 07 мая 2024 года исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края удовлетворены частично, постановлено: возложить на ООО «Группа компаний «Пять звезд» устранить нарушения закона о социальной защите инвалидов, выполнив в отношении здания по адресу: <адрес> и на прилегающей к нему территории следующие мероприятия: разместить тактильно-контрастные наземные указатели на пешеходных путях и подходах к зданию; оснастить вход в здание пандусом или иным средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ в последнее маломобильных групп населения; оборудовать парковочное место для инвалидов; оснастить тактильными напольными указателями основные пути движения перед дверными проемами и в помещении по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами в здании; установить информирующие тактильные таблички для идентификации помещений здания с использованием рельефно-линейного шрифта Брайля; разместить знаки доступности в зонах предоставления услуг в здании; оборудовать внешнюю лестницу в здание поручнями.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ульчского района Хабаровского края к ООО «Пять звезд и компания» отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Группа Компаний Пять звезд», просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, а именно, судом не было принято во внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ, положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее ответчику на праве собственности, не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом. Указанное здание не внесено в «Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Хабаровского края». Судом не был рассмотрен вопрос о возможности проведения ответчиком мероприятий по организации разумного приспособления с учетом того, что указанный объект недвижимости не включен в «Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры». В материалах дела отсутствуют доказательства обращений граждан, являющихся инвалидами, о нарушении их прав.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края указывает, что доводы жалобы не подтверждают нарушение судом норм материального и процессуального права, а являются переоценкой судебного акта, не влекущей отмену судебного постановления.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не представивших доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика ООО «ГК «Пять звезд» Елагину М.О., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Ульчского района Хабаровского края по факту обращения председателя РО ВОРДИ Хабаровского края (Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов) на основании решения и.о. прокурора Ульчского района от 16 апреля 2023 года № 45 в отношении ООО «Пять звезд» и компания» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в области создания условий для их доступа к объектам социальной инфраструктуры на объекте: <адрес>

По результатам проверки установлено, что здание по адресу: <адрес>, в котором расположен гостинично-ресторанный комплекс и автовокзал, и прилегающая к нему территория имеет недостатки в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту, а именно: отсутствует информация для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности, тактильно-контрастные наземные указатели на пешеходных путях и подходах к зданию; вход в здание не оснащен пандусом (иным средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ МГН); отсутствует парковочное место для МГН; в здании на основных путях движения перед дверными проемами и в помещении по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами отсутствуют тактильные напольные указатели; отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения; отсутствуют знаки доступности в зонах предоставления услуг; на внешней лестнице отсутствует ограждение и поручни, что является не соблюдением требований статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904 / пр (СП 59.13330.2020).

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки в порядке Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 26 апреля 2023 года.

Согласно выписке из ЕГРН от 26.02.2024 № , с 02.08.2016 ООО «Группа компаний «Пять Звезд» является собственником нежилого здания, назначение: Автовокзал, расположенного по адресу: <адрес>

12 мая 2023 года и.о. прокурора района в адрес директора ООО «Пять звезд» и компания» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которые до настоящего времени не устранены.

Разрешая заявленные прокурором требования и, удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр, ГОСТ Р 52875, проверив доводы сторон, дав оценку собранным по делу доказательствам, пришел к выводу о том, что ООО «Группа компаний «Пять звезд», как собственник здания и земельного участка, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, и обязанность по обеспечению доступности для лиц с ослабленным зрением, маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры, а также прилегающей к нему территории.

Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.17.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае не могут быть применены положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, поскольку указанный закон применяется исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку умаление прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивать оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами, установлена ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.

Вопреки доводам ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, доказательств тому, что ответчиком приняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, в материалы дела не представлены, между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.07.2019 № 1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в статье Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таких доказательств материалы дела не содержат.

Отсутствие здания автовокзала, расположенного по адресу: <адрес> в реестре приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Хабаровского края, разработанного во исполнение распоряжения Правительства Хабаровского края № 668-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользованиями услугами в Хабаровском крае» от 30 сентября 2015 года; отсутствие сведений о фактах непосредственного обращения граждан, являющихся инвалидами, на предмет нарушения их прав при фактически выявленных в результате проведения прокурорской проверки нарушений прав таких граждан, не может свидетельствовать об отсутствии нарушений закона и невозможности принятия мер к их устранению.

В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права, и основанием к отмене решения суда являться не могут. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам жалобы представителя ответчика не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 07 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ООО «Группа Компаний Пять звезд» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2024.

                

Председательствующий

Судьи:

33-6389/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ульчского района Хабаровского края
Ответчики
ООО Пять звезд и Компания
ООО ГК Пять Звезд
Другие
ФКУ ДСД Дальний Восток
Алейников Алексей Сергеевич
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Матвеенко Елена Борисовна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
27.08.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее