Дело 2а-27/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 февраля 2019 года р.п. Земетчино
Пензенской области
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шабровой Н.В.,
рассмотрев в упрощенном (письменном)порядкеадминистративное дело № 2а-27/2019по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по устранению последствий снегопада на автомобильных дорогах на территории Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, и обязать администрацию Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области устранить наледь и снежный накат на дороге по ул. Красавка от дома № 3 до дома № 17 с. Ушинка Земетчинского района Пензенской области.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения администрацией Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на дорожном покрытии на участке дороги по ул. Красавка от дома № 3 до дома № 17 с. Ушинка имеется наледь и снежный накат, что является недопустимым.
Бездействие администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по устранению последствий снегопада на автомобильных дорогах, а также наличие наледи на дорожном полотне затрудняет движение, способствует созданию аварийных ситуаций, а также создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.
При подаче административного искового заявления прокурор Земетчинского района Пензенской области в силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В ходе подготовки административный ответчик, а также заинтересованное лицо ОГИБДД ОМВД России по Земетчинскому району Пензенской области не представили возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просили рассмотреть дело без их участия.
Поскольку все лица, участвующие в процессе, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствие со ст. 291 КАС РФ.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движении» № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст).
Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.
Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимость на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки.
Согласно п. 8.1. ГОСТ на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости.
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ (дороги местного значении не более 6 часов).
Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог - автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения частных автомобильных дорог.
Кроме того, ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статья 215 ГК РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Из материалов дела следует, что 31.01.2019 года прокуратурой Земетчинского района Пензенской области совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по Земетчинскому району произведён осмотр автомобильных дорог, находящихся в собственности администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, в ходе, которой установлено, что на дорожном покрытие на участке дороги по ул. Красавка от дома № 3 до дома № 17 с. Ушинка имеется наледь и снежный накат, что является недопустимым. Указанная дорога является собственностью администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области и муниципальной дорогой общего значения, следовательно, обязанность по её содержанию и обеспечению соответствия её состояния в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
При указанных обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определённых действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственную пошлину с административного ответчика администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области суд не взыскивает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным и понуждении к совершению определённых действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по устранению последствий снегопада на автомобильных дорогах на территории Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области.
Обязать администрацию Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области устранить наледь и снежный накат на дороге по ул. Красавка от дома № 3 до дома № 17 с. Ушинка Земетчинского района Пензенской области в срок до 25 февраля 2019 года.
Администрации Ушинского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Земетчинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: