Дело (УИД) № ***
Производство № 2-39/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при секретаре Пашиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника прокурора Антоновой В.М., представителя ответчика МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» Репниковой Ю.Ю., гражданское дело по иску прокурора <адрес> Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сызрань, Муниципальному казенному учреждению городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» о приведении автомобильной дороги в нормативное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском, с учетом уточнения к МКУ г.о. Сызрань «СГХ» об обязании МКУ г.о. Сызрань «СГХ» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда (с учетом климатических условий) привести в нормативное состояние улично-дорожные сети по адресу: <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов с использованием облегченных дорожных одежд (из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим), а также нанесения дорожной разметки. В обоснование требований указал, что в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры России от <дата> № *** «Об усилении прокурорского надзора за исполнением хозяйствующими субъектами законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств» прокуратурой города проводится систематический анализ состояния законности в сфере безопасности дорожного движения. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства, выраженные в непринятии органами местного самоуправления по содержанию дорожного полотна улично-дорожных сетей в нормативном состоянии. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В ходе выездной проверки прокуратуры города совместно с ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», Администрацией г.о.Сызрань от <дата> установлено, что автомобильная дорога по адресу: г. Сызрань, <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна.
В соответствии с перечнем автомобильных дорог местного значения, утвержденного постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***, автомобильная дорога по <адрес> внесена в перечень автомобильных дорог за № *** и относится к дорогам V категории. При этом дорожные одежды автомобильной дороги используют облегченные покрытия из асфальтобетона. Также выездным осмотром установлено, что в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорога по указанному адресу не имеет дорожной разметки.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сызрани Антонова В.М. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «СГХ» Репникова Ю.Ю. в судебном заседании относительно заявленных требований не возражала, пояснила, что данный участок дороги включен в договор, работы по устранению недостатков ведутся.
Третьи лица о дате судебного заседания извещены, причин не явки суду не сообщили.
Суд, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 13 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п. 8.2 СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП <дата>-85», утвержденного приказом Минстроя России от <дата> № ***/пр, конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортноэксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
Согласно п. 5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от <дата> № ***-ст для дорог V категории предусмотрена возможность применения облегченных дорожных одежд.
Указанным требованиям ГОСТ Р 50597-2017 корреспондируют требования п. 3.5 ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от <дата> № ***-ст, согласно которому дорожная одежда облегченного типа: Дорожная одежда с покрытием из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим, применяемая на автомобильных дорогах категорий III - V, имеющая пониженные по сравнению с капитальными дорожными одеждами уровень надежности и коэффициенты прочности.
П. 2.3.7 Устава МКУ г.о. Сызрань «СГХ» закрепляет за последним функции осуществления содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Сызрань в рамках компетенции и выделенных бюджетных средств.
Исходя из этого, МКУ г.о. Сызрань «СГХ» непосредственно обязано содержать автомобильные дороги в границах г.о. Сызрани в соответствии с действующим законодательством в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что <дата> проверкой прокуратуры г. Сызрани совместно с ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», Администрацией г.о. Сызрань установлено, что автомобильная дорога по адресу: г<адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна, что также подтверждается фотоматериалом.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от <дата> № ***-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью и придельные размеры отдельных присадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке автомобильной дороги по адресу: <адрес>, выявлены массовые выбоины дорожного покрытия, дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии, меры по устранению повреждений не приняты.
При этом суд учитывает, что выявленные нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах.
Судом также установлено, что в соответствии с перечнем автомобильных дорог местного значения, утвержденного постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> за № ***, автомобильная дорога по <адрес> внесена в перечень автомобильных дорог за № *** и относится к дорогам V категории. При этом дорожные одежды автомобильной дороги используют облегченные покрытия из асфальтобетона. Также выездным осмотром установлено, что в нарушение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорога по указанному адресу не имеет дорожной разметки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства о безопасности дорожного движения исковые требования прокуратуры городского округа Сызрань удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Сызрани Самарской области, ИНН № ***, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства», ИНН № ***, в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда привести в нормативное состояние улично-дорожные сети по адресу: <адрес> в части восстановления дорожного полотна и устранения выбоин и проломов с использованием облегченных дорожных одежд (из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим), а также нанесения дорожной разметки.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата>.