Дело №2а-1420/2021
УИД 03RS0016-01-2021-002747-36
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Сибай 29 ноября 2021 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,
при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Сибай РБ Муртаева Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску врио начальника отдела МВД России по г. Сибаю к Расулеву ВФ об установлении административного надзора и ограничений,
У С Т А Н О В И Л :
врио начальника отдела Министерства внутренних дел России по г. Сибаю Мутаев В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Расулеву ВФ об установлении административного надзора и ограничений, указывая, что Расулев В.Ф. приговором Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ осужден по ч.1 ст.111 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Указанным приговором на Расулева В.Ф. были возложены обязанности: встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства, являться один раз в месяц в УИИ для регистрации, не менять место жительства без уведомления УИИ. В связи с тем, что Расулевым В.Ф. допущены неоднократные нарушения общественного порядка, условное осуждение по приговору Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Расулев В.Ф. направлен на исполнение наказания в виде 2-х лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По постановлению Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Расулев В.Ф. освобожден от наказания в виде лишения свободы по приговору Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ год условно-досрочно на неотбытый срок 7 месяцев 19 дней. Постановление Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Расулев В.Ф. освобожден по УДО ДД.ММ.ГГГГ, срок УДО истек ДД.ММ.ГГГГ. Так как Расулев В.Ф. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в ОМВД России по г. Сибаю как лицо, формально подпадающее под административный надзор. ДД.ММ.ГГГГ Расулеву ВФ было выписано предупреждение, в котором он предупрежден, что в случае допущения им двух и более административных правонарушений против порядка управления или административных нарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность в отношении него в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ему будет установлен административный надзор. Вопреки указанному предупреждению, Расулев В.Ф. допустил два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а именно: ДД.ММ.ГГГГ на Расулева В.Ф. был составлен административный протокол по ст. 20.21 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Расулеву ВФ назначено наказание в виде штрафа, постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Расулев В.Ф. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Расулеву ВФ назначено наказание в виде штрафа, постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Расулев В.Ф. в течение одного календарного года совершил два административных правонарушения, в целях предотвращения совершения им новых преступлений, в отношении Расулева В.Ф. необходимо установить административный надзор и административные ограничения для профилактического воздействия.
На основании изложенного истец просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Расулева В.Ф. до погашения судимости, установив ему ограничения в виде: запрета пребывания в местах распития спиртных напитков, запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося избранным местом жительства, либо пребывания с 22 часов до 7 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы, запрет выезда за пределы муниципального образования, которое избрано местом жительства или пребывания без уведомления контролирующего органа внутренних дел; обязательной явки на регистрацию 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета посещения мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель административного истца Отдела МВД России по г. Сибай РБ Сайфутдинова В.В., действующая по доверенности, административный ответчик Расулев В.Ф. не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.
Суд, выслушав заключение старшего помощника прокурора г. Сибай РБ Муртаева Ф.Р., полагавшим возможным удовлетворить заявленные требования в связи с их обоснованностью, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: органом внутренних дел в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы по месту жительства или месту пребывания этого лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны также содержаться следующие сведения: срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом.
Административный надзор согласно ст. 2 Закона устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла данной нормы закона следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц, нарушение их конституционных прав.
Административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.
Установленные ограничения могут быть впоследствии отменены с учетом поведения поднадзорного лица.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается за лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, которое совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Расулев В.Ф. приговором Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы с испытательным сроком 2 года.
Постановлением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление начальника филиала по г. Сибай ФКУ УИИ УФСИН России по РБ об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда, в отношении осужденного Расулева В.Ф.
Условное осуждение по приговору Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Расулева В.Ф. отменено, исполнять наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Расулев В.Ф. освобожден ДД.ММ.ГГГГ постановлением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно в соответствии со ст. 79 УК РФ на неотбытый срок 7 месяцев 19 дней, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
Расулев В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ в Отделе МВД России по городу Сибаю поставлен на учет, как лицо, формально подпадающее под административный надзор
С момента освобождения из мест лишения свободы Расулев В.Ф. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений против общественного порядка в 2021 году: 30 июля и 8 августа по ст. 20.21 КоАП РФ.
Таким образом, Расулев В.Ф. подпадает под действие п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», как лицо, имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, в 2021 году два раза был привлечен к административной ответственности связи с совершением административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, что имеются основания для установления в отношении него административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации.
Ограничения, которые административный истец просит установить Расулеву ВФ соответствуют исчерпывающему перечню возможных ограничений, установленному ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях предотвращения совершения им новых правонарушений, соответствуют характеру, степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельствам их совершения.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства дела, данные о личности осужденного Расулева В.Ф., который с момента освобождения из мест лишения свободы неоднократно привлекался к административной ответственности, суд полагает целесообразным удовлетворить заявленные требования в части установления следующих ограничений: запретить пребывание в местах распития спиртных напитков; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23.00 часов до 6 часов, если это не связано с исполнением им функциональных обязанностей по месту работы; обязать являться 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить посещение мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий, и участие в указанных мероприятиях.
Установление в отношении Расулева В.Ф. административного надзора не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными.
Срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-273 КАС РФ, ст.ст. 1-5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования начальника отдела МВД России по г. Сибаю к Расулеву ВФ об установлении административного надзора и ограничений, удовлетворить частично.
Установить в отношении Расулева ВФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, административный надзор сроком на 3 года, с возложением на него следующих административных ограничений:
- обязательная явка на регистрацию 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей по определенному в соответствии с трудовым соглашением или иными документами графику, сменной работы, вахтовым методом;
- запретить посещение мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий и участие в таких мероприятиях;
- запретить посещение и пребывание в местах реализации и распития алкогольной и спиртосодержащей продукции
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.М.Сулейманов
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 года.
Подлинник решения подшит в административное дело №2а-1420/2021 Сибайского городского суда