Дело № 2-116/2024
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижняя Тура 05 марта 2024 года
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Башковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,
с участием представителя истца – Гарькуши С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура в защиту прав потребителей к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением в защиту прав потребителей к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности.
Истец просит возложить обязанность на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: <адрес> очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: <адрес> получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: г. <адрес>; очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: г<адрес>.
Определением Нижнетуринского городского суда от 12.02.2024г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Нижнетуринского городского округа.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура Гарькуша С.Ю. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что собственником очистных сооружений является Нижнетуринский городской округ. Комитет является функциональным органом администрации НТГО, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности НТГО. В рамках реализации функции по осуществлению от имени НТГО полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, установленной Положением, Комитет закрепил на праве хозяйственного ведения очистные сооружения за МУП «Искра» для осуществления их основной деятельности, установленной Уставом МУП «Искра». Таким образом, на очистных сооружениях осуществляет деятельность МУП «Искра» и разработка проекта санитарно-защитной зоны обязанность субъекта - МУП «Искра», правообладателя очистных сооружений, осуществляющего деятельность на данных объектов. В удовлетворении исковых требований к Комитету просит отказать.
Представители третьих лиц администрации Нижнетуринского городского округа, МУП «Искра» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Основанием участия государственных органов в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является государственная (служебная) заинтересованность в гражданском деле, которая вытекает из обязанностей, возложенных на них в силу функциональных полномочий.
На территории Свердловской области Роспотребнадзор представлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона N 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Требования об установлении санитарно-защитных зон закреплены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно п. 1.5 указанных СанПиН санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств производится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", следует, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
В пункте 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" определено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации Нижнетуринского городского округа №293 от 20.04.2018г. «О создании муниципального унитарного предприятия Нижнетуринского городского округа «Искра» с целью решения вопросов местного значения по предоставлению населению бытовых услуг и выполнению иных работ, организации благоустройства территории города Нижняя Тура, создано МУП НТГО «Искра».
В соответствии с постановлением администрации Нижнетуринского городского округа №662 от 08.07.2022г. «О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, статусом гарантирующей организации» МУП НТГО «Искра» наделяется статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Нижнетуринского городского округа с 07.08.2022г.
Согласно п. 4 Устава МУП НТГО «Искра» учредителем предприятия является Нижнетуринский городской округ. От имени Нижнетуринского городского округа права собственника имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляет администрация Нижнетуринского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа.
Положением о Комитете, утвержденным решением Думы Нижнетуринского городского округа №144 от 30.11.2023г., ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа является функциональным органом администрации Нижнетуринского городского округа наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Нижнетуринского городского округа, включая земли и земельные участки, находящиеся в собственности Нижнетуринского городского округа и в государственной собственности до их разграничения, а также в сфере архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции.
В силу п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно сведениям, представленным истцом и ответчиком КУМИ администрации Нижнетуринского городского округа, установлено, что объекты - очистные сооружения биологической очистки (выпуск №), расположенные по адресу: <адрес> очистные сооружения биологической очистки (выпуск №), расположенные по адресу: <адрес>, переданы на праве хозяйственного ведения МУП НТГО «Искра», на основании решения КУМИ администрации Нижнетуринского городского округа № от 28.06.2022г. по акту приема-передачи от <дата>.
Вместе с тем, проекты санитарно-защитной зоны для объектов: очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: <адрес>; очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: г<адрес>, не разработаны.
Учитывая вышеуказанное, а также то обстоятельство, что отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны, а также отсутствие экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения для вышеуказанных объектов, приводит к нарушению права граждан РФ на благоприятную среду обитания, негативному воздействию на здоровье граждан, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура в защиту прав потребителей к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа (ИНН 6624002240) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны в отношении очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: <адрес>; очистных сооружений биологической очистки (выпуск №), расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья: Башкова С.А.